Православный календарьПравославный календарь
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.

Путь моей жизни. Викарный епископ

Из книги митрополита Евлогия (Георгиевского) «Путь моей жизни: По страницам воспоминаний», изданной Сретенским монастырем в 2007 г. в серии «Духовное наследие русского зарубежья».

(1903–1905)

""В Холме была древняя святыня — чудотворная икона Божией Матери. Пребывала икона в городском кафедральном соборе; висела над царскими вратами и на винтах спускалась для молебнов и поклонения (по субботам служили акафисты, а по воскресеньям после обедни — простые молебны). Вся местная церковная жизнь имела своим средоточием эту замечательную икону. Моя хиротония в холмском соборе перед народной святыней должна была иметь и символическое значение: я получаю омофор из рук Холмской Божией Матери. Я очень этому радовался.

Отслужив по просьбе духовенства всенощную и литургию как «нареченный во епископы» и приняв поздравления, я на другой день выехал на Родину.

Моя мать была в восторге, узнав о моем назначении; отец — тоже. Иметь сына-епископа — большая честь для семьи сельского священника. Я пробыл дня два-три — торопился в Холм на крещенское водосвятие, которое совершалось у нас очень торжественно: с крестным ходом от собора на реку в присутствии высших военных и гражданских властей.

Посвящение в епископы состоит из двух моментов: наречения и хиротонии. Наречение было 11 января, в субботу. Литургия была совершена преосвященным Арсением. Проповедь сказал иеромонах Тарасий, и столь проникновенную, что, по словам матушки Екатерины, вся церковь плакала. После литургии все архипастыри в сослужении многочисленного духовенства служили молебен Божией Матери перед чудотворной иконой. В соборе присутствовали учащиеся всех учебных заведений (на этот день их освободили от занятий) и множество народа. По окончании молебна был прочитан по установленной форме указ о моем назначении, архипастыри пропели краткое молебное пение Святому Духу, и, по возглашении многолетия, я произнес следующую речь:

— С трепетным сердцем и смятенной душою предстою я ныне пред вашим освященным собором. Это трепетное чувство не перестает волновать мою душу с того самого момента, когда до слуха моего коснулся божественный глагол, призывающий меня к служению святительскому, а в настоящие для меня «нареченные и святые» дни оно достигает своего высшего напряжения. Услышах, Господи, слух Твой и убояхся,  — взываю я с пророком Аввакумом (Ав 3, 1).

Живо предносится моему мысленному взору вся моя прошедшая жизнь. Путь иноческий, приведший меня ныне к святительству, не всегда представлялся мне моею жизненною дорогою — тем путем воньже пойду… (Пс 142, 8), но служение пастырское от ранней юности было близко и дорого моему сердцу. Впервые указал мне духовную красоту иночества и его высокое нравственно-просветительное значение известный всей православной России Оптинский старец Амвросий, к которому с детства привык я притекать за благословением, молитвой и назиданием. То, что насадил великий старец, напоил другой приснопамятный наставник моей юности, которого я ныне имею утешение видеть в сонме архипастырей, моих рукоположителей. В золотую пору, когда в горячих молодых головах решались основные вопросы жизни, намечались жизненные цели и задачи, определялось сознательное отношение к окружающей действительности, а юные сердца горели пламенным желанием посвятить себя беззаветному служению высоким христианским идеалам, он уяснил нам чудное сочетание идеи иноческой и пастырской. И понял я тогда, что пастырство, как высочайшее служение любви Христовой, требует прежде всего от своих служителей самоотречения; что аскетизм является существенным, важнейшим свойством пастырского настроения и главнейшею основою пастырской деятельности, что служить делу духовного возрождения и спасения можно не иначе как через умерщвление в себе личной себялюбивой жизни.

Настроение, в котором я приступал к хиротонии, напоминало то состояние, в котором я был при рукоположении во священство. Чувство неподготовленности к служению, большой трепет перед трудностью архипастырского долга, сознание тяжелой ответственности. Эти душевные состояния я и старался выразить в моей речи.

Я был в каком-то полузабытьи: видел все, что вокруг меня творилось, и точно и не видел… Меня подвели к престолу, и я склонился перед ним в трепетном благоговении; над головой епископы держали раскрытое Евангелие; прочтя тайнодейственные молитвы, стали облачать меня в архиерейские одежды. Незабываемые минуты… Я почувствовал себя архипастырем — духовным вождем многострадального холмского народа. Между мною и толпою, взаимно, словно побежал ток… Сладостное ощущение родственной близости с  паствой: я — и мои дети, Господом мне дарованные, за которых мне держать ответ перед Богом и  историей. И  тут же трепетное смущение: справлюсь ли? Сумею ли поднять, улучшить душу моего народа  — или своими ошибками лишь принесу ему вред? Еще думал: вот святыня — Холмская Богоматерь  — свидетельница всех слез и  стонов Холмщины… Если меня выбрали в  духовные руководители всего края, мне оказана великая милость и  надо ее оправдать, достойно Господу послужить… Богоматерь со мною, Она поможет в  устроении судьбы моего народа. Вот мысли и  молитвы этих минут. Торжественно совершалась литургия с  моим участием уже в  сане епископа. Я  осенил народ благословением, и  мне пели: «Ис пола эти деспота…» По окончании литургии, по церковному чину, первенствующий епископ говорит поучение и  вручает новому епископу жезл. Епископы удалились из храма, а  я с  жезлом в  руке благословлял народ. Бесконечной чредой всё подходили и  подходили молящиеся под благословение… По окончании этого обряда меня ввели в  архиерейский дом; мне пропели: «Ис пола эти деспота…»Моя хиротония, вероятно потому, что она была в  Холмщине первой, действительно обратилась в  народное торжество. Многие потом этот день вспоминали с  чувством духовной радости.

Думаю, что идея моего посвящения в  Холме принадлежала Саблеру. После Пасхи я  решил начать епископский объезд приходов. Справился, какая часть Холмщины дольше всего не видела епископа, и  направился в  Замостовский уезд. Я выехал после посевов, но до сенокоса и  до праздника святителя Николая Чудотворца  — в  те пасхальные дни, когда праздничное настроение еще не угасло. Мою «свиту» составляли благочинный, ключарь и  два диакона. Встречали меня в селах — и духовенство, и крестьяне — очень радушно, торжественно, по всем правилам своих необыкновенно красивых народных обычаев. Девушки в  цветах и  венках, в  национальных костюмах толпой выходили мне навстречу.

Деревенские парни, с  национальными флагами в руках, гарцуя на разубранных цветами конях, хоть и без седел, кавалькадой окружили мой открытый экипаж. Такую, бывало, поднимут вокруг меня пыль, что я  весь белый. Келейники негодуют, кнутами отгоняют всадников… «Как вас запылили!..»   — сокрушается потом какая-нибудь матушка сельского священника, глядя на меня. А я в ответ: «Мы сами пыль и прах… ведь пыль-то эта пшеничная!» Мне хотелось народ расшевелить, направить по религиозно-национальной линии, особенно детей и  молодежь. Холмские деревни не в  пример нашим: едешь, бывало, в  России по деревням — всюду песни, детский гвалт… а  тут  — все как пришибленные. Деревни молчаливые, унылые. Мои настоятельные советы не пропали даром. Понемногу вся Холмщина запела, точно от сна пробудилась, о  своем прошлом вспомнила…Объезд замостских сел прекрасно осведомлял меня о церковной жизни приходов. Помогали мне и церковные «летописи». Каждый приходский священник должен был вести церковную «летопись», отмечая в  ней все события приходской жизни. По этим записям можно было судить о  состоянии прихода; они характеризовали и священника, и прихожан. Я читал их в экипаже на пути от села к селу. По возвращении в  Холм я  составил отчет о  моей ревизии и  послал резюме архиепископу Иерониму, а  потом поехал к  нему с  личным докладом. Я  рассказал ему о  положении Православной Церкви в  нашем крае, ознакомил с  директивами, данными мною на местах. В  общем, они сводились к  тому, чтобы посредством возвращения к  родному языку и  к забытому русскому фольклору попытаться оживить заглохшее в  народе чувство русской стихии. В этом методе, не внешнего и не насильственного, а  свободного и культурного воздействия на народную душу я видел пока единственное средство, которое могло бы пробудить в  моей пастве русское национальное самосознание. Началась будничная жизнь. Я  входил все обстоятельней в  свое положение, осваивался с  новыми обязанностями. Долгих поездок по епархии в этом году уже не предпринимал, лишь изредка выезжал на храмовые праздники. Зимой 1904 года разразилось бедствие  — японская война. В  конце января японцы подорвали наши корабли, в  одну ночь погибло три-четыре судна. Напали они на нас до объявления войны. И унизительная подробность: наши моряки в ту ночь были на балу… Русским патриотам это событие казалось позором и  горькой обидой самолюбия. К весне наши дела на театре военных действий пошли все хуже и  хуже. Помню мою пасхальную проповедь: ее прерывали народные рыдания… Я  говорил о  светлом празднике, противопоставлял наше мирное пасхальное торжество тому, что делается на Дальнем Востоке. «А там, в  эту святую ночь, стоит на страже русский солдат в  непогоду, во тьму и  ветер, и  японец целится в  него смертоносной пулей…»

Моя поездка по епархии в  то лето (1904  г.) была безрадостная. Панихида… траур… слезы… У кого брат, у  кого сын убит. Эти горести западали в мое сердце и еще теснее сближали с  паствой.

Судьба холмского народа, его страдания были предметом моих тревожных дум. Его забитость, угнетенность меня глубоко печалили. Мне казалось, что в области религиозной он уже многого достиг, но ему не хватает живого национального сознания, чувства родственного единства с Россией. Я будил национальное чувство, постепенно его раскачивал; может быть, и грешил, может быть, и перегибал, но что было делать с народной беспамятностью, когда он забыл о своем русском корне и на вопрос: «Где вы живете?» наивно отвечал: «В Польше…»

Лето 1905 года… Надвигалась революция. В народе и в войсковых частях сказывалось влияние революционной пропаганды. Замечались распущенность, дурная настроенность по отношению к властям. Наши холмские войска вернулись в то лето с фронта неспокойные, недовольные…

Портсмутский мир… Пережили мы его как обиду, как оскорбление нашей великодержавности. На душе было тяжело…

Я непрерывно ездил по приходам. Приведу в порядок консисторские дела, переписку— и опять в путь-дорогу. Из экипажа не выходил. Мои объезды — не в похвалу себе говорю— имели нравственно-ободряющее значение. Народ меня полюбил, ко мне влекся, видел во мне опору и защиту.

Как-то раз между поездками, уже после Преображения, я отдыхал на даче, и вдруг мне подают пакет из Синода. Распечатываю — указ Святейшего Синода. Содержание его сводилось к следующему: ввиду религиозной борьбы в Западном крае Синод постановил выделить две губернии — Люблинскую и Седлецкую — в самостоятельную епархию с центром в городе Холме; епископу Евлогию быть самостоятельным епископом Люблинским и Седлецким, а архиепископу Иерониму отныне именоваться архиепископом Варшавским и Привислянским.

Вскоре по получении мной указа навестил меня епископ Тихон (впоследствии Святейший Патриарх). Он приехал в отпуск из Америки, узнал в Петербурге омоем назначении и пожелал меня поздравить. Несколько дней он провел со мною; мы вместе служили. Для меня это был праздник, и не только для одного меня. Духовенство встретило его как родного. Он чувствовал себя в Холмщине словно возвратился домой — с таким радушием, с такой любовью все его приветствовали…

Приближался холмский праздник. Официально должна была начаться самостоятельная жизнь новой епархии. Я впервые участвовал в торжестве как хозяин всей Холмщины.

 

Купить эту книгу можно
 

Рейтинг: 6 Голосов: 4 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×