Паскаль

Миссионерские записки

  

Если бы наука неумолимо отводила человека от Бога, в мире не было бы ни одного верующего ученого. И если бы наука неумолимо приводила человека к Божиему страху и поклонению Уму Высочайшему, в мире не было бы ни одного серьезного ученого, который бы не молился и не лил слезы над Евангелием.

Вместо этого видим в истории и современности два великих множества мыслителей и ученых. Одно множество состоит из тех, кто в ученую еду добавляет соль веры, а другое множество – преснопитающееся. Это те, кому Бог не нужен ни в быту – как Помощник, ни в науке – как гипотеза (см. диалог П.-С. Лапласа с Наполеоном). Не важно, в каком множестве наблюдается численный перевес. В таком деле пара лишних голосов не изменит главного вывода, ибо оба множества по числу велики. А главный вывод заключается в том, что наука не приводит к вере и не уводит от нее. Она может помочь, подтолкнуть как в одну, так и в другую сторону, но суть дела не в ней. Есть что-то другое в человеке, отличное от анализирующего ума, где, собственно, зарождается и зреет вера.

Б. Паскаль говорил, что у сердца есть иная логика, отличная от логики познающего ума. Этот же самый чудный Паскаль говорил, что Бог приходит к человеку не как Бог философов и ученых, а как Бог Авраама, Исаака и Иакова.

Люди, подобные Паскалю, драгоценны. Они нужны хотя бы для того, чтобы выбить картонную шпагу у спорщика-атеиста, когда тот мотивирует свое неверие банальным выпадом «наука доказала». Какая наука? Что доказала? Паскалю вот не доказала. Более того, Паскаль при помощи математической вероятности доказал необходимость веры во Христа. Если смысл жизни состоит в стремлении к благу и бегстве от страданий и если наука призвана обеспечить или приблизить человеческое счастье, то верить во Христа разумно и необходимо, а не верить в него – безумно и опасно. Смотрите сами.

Допустим, верующий человек ошибся. Что же он потерял? Ничего. Он жил, подобно прочим людям, ел, пил, работал, отдыхал. Он только старался соблюдать нравственный закон, за что его, возможно, уважали окружающие. Потом он умер, и – все. То есть в случае, если он ошибся. Он распался на первоэлементы, и, как говаривал О. Хаям, «Эти горсти песка под ногами у нас / Были прежде зрачками пленительных глаз».

Но что будет, если он не ошибся? Тогда его ожидает слава, Царство, содружество ангелов, знакомство с лучшими людьми мира, лицезрение Христа, ликование, мир души.

Теперь взглянем на человека неверующего. Что выиграл он, проведя в жизнь последовательно свое мировоззрение? Он не мучил себя постами и посещением долгих служб. На грехи, совершенные плотью, смотрел как на закон природы. Он не хотел смиряться перед Богом, более того, хотел гордиться славным именем человека. Но смиряться приходилось перед начальниками и перед обстоятельствами жизни. Великих дел, конечно, не совершил, но пожил в свое удовольствие. Правда, и оно, удовольствие, было изменчивым. Болезни и возраст, несовпадение желаемого и действительного, бытовые конфликты отравили большую часть возможного счастья. Но в атеизме своем человек остался тверд. И вот теперь он умер, чтобы исчезнуть. Как же он удивится, когда исчезновение убежит от него, а краски мира, наоборот, станут ярче! Что он выиграл бы, исчезнув? Ничего. Он не только не выиграл бы ничего в сравнении с верующим человеком, но даже в сравнении с домашней собакой он бы тоже ничего не выиграл, а скорее бы проиграл.

  

А вот потеря его (в случае, если он не прав) окажется большей, чем вынести возможно. Потеря будет такова, что невольно возопишь от отчаяния и заскрежещешь зубами. Так и сказано: «Будет плач и скрежет зубов».

Итак, из двух вариантов «верить – не верить» лучше верить. Ничего не утратишь, зато выигрыш может стать невообразимым. Все равно что играешь в рулетку на миллион большим количеством подаренных фишек. Это говорит банальный математический расчет.

И наоборот. Атеист ничего не выигрывает, становясь пищей червя и тления. Но уж если проиграет, так проиграет колоссально.

Вывод: отсутствие Бога наука доказать не в силах. Напротив, адепты неверия не знакомы с элементарными законами правильного мышления. Так пусть тогда на науку не ссылаются. Так бы и говорили: «Не верю, потому что сердце черствое», «суета заела», «боюсь к Богу глаза поднять». Это было бы честно, и, значит, это был бы шаг к будущему покаянию и исповеданию. А так – «наука доказала…» Стыдно должно быть.

Есть Аристотелева логика, не допускающая противоречий. С ней не суйся туда, где чудо. Например в область Евангелия. Там Дева рождает Сына и остается Девой. Там Бог воплощается, мертвые воскресают, пять хлебов питают пять тысяч людей. Очевидно, какой-то иной мир вошел в «этот» мир, и законы иного мира «потеснили», мягко отодвинули привычную неизменяемость жизни. Жили себе люди, жили, и параллельные прямые у них никогда не пересекались. Бог на небе, мы на Земле, Эвклид прав: параллельные прямые не пересекаются. Как вдруг страничка перевернулась и началась геометрия Лобачевского. Не то что прямые пересеклись – Бог сошел на землю. Два мира соединились нераздельно, но и неслиянно. И привычные законы мира стали отступать, показывая, что «Царь не от мира сего» находится рядом.

Есть такая наука, которая бы мыслила дерзновенно, вопреки видимому миру? Есть. Это – математика. Она же – царица науки. У нее сплошь и рядом под руками вещи умные, которые не пощупаешь. Никто из нас не видел и не увидит ноль. «Ничто» не вообразимо и не изобразимо. А математика оперирует нолем привычно, как хозяйка – иголкой и ниткой.

Стоит заговорить о бесконечности, как начинаются чудеса. Любой математик на пальцах вам докажет, что в бесконечности часть множества равна целому, что бесконечная прямая – это окружность с бесконечным радиусом. И наоборот, окружность с бесконечным радиусом – это бесконечная прямая. Это даже я мог бы доказать. И значит, стоит нам ввести в науку один из атрибутов Бога – бесконечность, как тут же мы способны вести разговор на языке науки, очень близком к языку веры. Уже стираются с лица улыбки скептиков при разговоре о том, что в Боге одна природа и три Личности. Да, господа. Аристотель остался за дверью, а мы входим в святилище мысленных созерцаний, где никто не удивляется ни Богочеловечеству, ни Приснодевству, ни единству Троицы. Вернее, удивляется, но не отрицает, а созерцает.

Так мешает ли наука верить? Можно ли кухонным ножом убить? Можно ли микроскопом колоть орехи? Все это возможно при жизненном векторе, направленном не туда. Разум, как счетная машинка, будет послушно проводить вычисления как в безгрешных, так и в воровских схемах. Важно, чтобы разум был управляем сердцем, у которого (по Паскалю) своя собственная логика. И важно, чтобы это сердце молилось. Тогда бояться будет нечего. Вернее, есть чего, всегда есть. Но основания для страха будут (выразимся математически) стремиться к нулю.

Протоиерей Андрей Ткачев

31 августа 2010 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Ирина20 июля 2014, 23:52
Какое счастье, что я прочитала эту статью!! Все великое -- очень простое и элементарное. Благодарю!
Галина 5 февраля 2014, 08:25
СПАСИБО!!!
Александр Мокрецов16 января 2014, 14:34
Коротко и ясно!)))
Татьяна19 октября 2013, 19:46
Спаси Вас Господи о.Андрей! Низкий Вам поклон за Ваш труд и за Ваше служение Богу!
Алексей29 ноября 2012, 16:26
Спаси Вас Бог!
Виталий22 сентября 2011, 23:03
Дай Бог побольше таких замечательных статей!!!
Спасибо Вам!!!
С глубоким уважением и благодарностью, -
Виталий Украинец (ветеран труда с научной пенсией, преподаватель физики и математики).
(Украина, Харьков)
Наташа23 ноября 2010, 16:36
На сердце очередные слова благодарности как автору, так и редакции сайта. Поколению, получившему образование без Образа, крайне важно найти мостик на Тот Берег, к Единосущному. Подобные публикации крайне важны, даже насущны в сложившейся ситуации.
Valera6514 сентября 2010, 21:19
Неверие от полузнания, от "недо" - недоделанности, несовершенности. В современном поверхностном мире все "недо". Куда там о Вере! Но как хочется наполненности в этой несовершенности!
Георгий13 сентября 2010, 15:35
"Настоящий учёный во всём ищет Божественное" - говорил древнегреческий философ Фалес. Ибо только в этом случае учение, созданное им, будет иметь созидающее начало в обществе. Любое другое положение дел становится преступлением перед человечеством
Любовь 9 сентября 2010, 17:52
Преогромное спасибо!За Ваши статьи, за Ваши 10мин.у телеэкрана!За Ваш труд!Это так нам необходимо для нашего просвещения.Спаси Вас Господи!
Иван 3 сентября 2010, 11:03
Величайший ученый, а все-таки познал веру в Бога. Если бы я сейчас изучал физику в школе, прочитав эту статью я бы многое возразил своему преподователю физики. А всем атеистам буду давать эту статью читать. Спаси Бог.
Сергей 1 сентября 2010, 23:13
Батюшка спасибо! спасибо за простые и теплые слова и за цитату Паскаля, статья и для верующих и для сомневающихся скептиков. спасибо всем редакторам сайта за материалы котрые помогают и просвещают. Храни Вас Бог!
Сергей.
Людмила 1 сентября 2010, 22:14
Спасибо за эту статью, иногда так трудно просто верить,
особенно, когда сына теряешь, взрослого, эдорового..
Ужасно. Не видишь в этом ни логики, ни смысла, если не
верить в Бога- свихнешься. Простите, написала как чувствовала. Поехала в Оптину, почти полтора месяца была
там на послушании, исповедовалась у разных батюшек, но
каждый сказал мне что-то важное, и это не дало мне потонуть
в этом горе. И моей семье.
Иногда очень трудно дома, особенно когда одна, часто открываю ваш сайт и всегда нахожу что-то, что поддержит.
Иногда смотрю, скольким людям нужна помощь, сколько испытаний всем.. Простите, что так длинно, спасибо за все.
Господи, помилуй нас, прости и помилуй!
Ирина 1 сентября 2010, 00:23
Спаси Господи! Ваши слова, Батюшка, оживляют сердце, заставляю говорить совесть, вселяют надежду в Милосердие Божие ко мне грешной. Многая Вам лета!
Игорь31 августа 2010, 22:56
Отлично!Огромное спасибо!
марина31 августа 2010, 14:57
Спасибо большое за статью.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×