Покаяние

О сколь милосерден и любвеобилен Господь! Он готов все и всем простить и терпеливо ждет нашего обращения, нашего искреннего покаяния. Не количество грехов и тяжесть их губит нас, а нераскаянное житие наше. Губит нас то, что мы откладываем свое покаяние, как говорится, в дальний ящик. Вот за это-то и гневается на нас Господь. Св. апостол Павел пишет: «Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его» (Рим 2, 5–6).

Господу хочется всех спасти и даровать всем вечное блаженство, а мы упорствуем, коснеем в своих грехах и на покаяние смотрим сквозь пальцы. Злая сила разными способами отвлекает от покаяния, но чаще всего покаяние откладывают по нерадению и ложному стыду. А ведь откровенно говоря, надо стыдиться и страшиться грешить, а когда уже грех совершен, тогда надо открыть его и сознаться в нем, потому что рано или поздно грех выявится, если не в этой жизни, то в будущей, и тогда будет страшно и стыдно не только по причине греха, сколько от неразумной скрытности.

Быть грешником — это общее несчастие. Нет ни одного человека без греха. Один только Бог безгрешен. Если человек не делом грешит, то словом, если не словом, то помыслом. Мы зачинаемся в беззакониях и рождаемся во грехах, так что в самой природе своей мы растленны, поэтому слабы, немощны, страстны, поползновенны на все злое, на всякий грех, так что не надо стыдиться каяться.

Есть такие христиане, которые не каются и не причащаются по другой причине. Они забыли о милосердии Божием и о покаянии и рассуждают по человеческому суждению: дескать, я такой великий грешник, что Господь ни за что мне не простит. Это уже отчаяние — смертный грех. Никогда не надо забывать, что нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного, т. е. нет такого греха, который бы Господь не простил, если человек в нем кается.

Самое же страшное — это когда не имеют нужды в покаянии, возомнив о себе, что они праведные и что спасутся без покаяния. Как бы мы ни жили праведно и свято, мы не можем совсем не грешить, пока живем в теле, и потому нас никогда не должно покидать покаянное чувство. Умом своим мы всегда должны держать себя в аде, т. е. искренне должны считать себя хуже всех и достойными ада, но только не отчаиваться.

Господь не входит в сердце человеческое, пока оно полностью не очистится покаянием. И только когда человек сознается в своих беззакониях, хоть и в малых грехах, когда судит себя и с глубочайшим сокрушением сердца навсегда оставит грехи свои и в то же время будет считать себя великим грешником, только тогда Господь посетит сердце и исполнит его миром, радостью
и любовью.

Обычно человек старается умалить грех свой и представить его менее достойным осуждения, чем он есть на самом деле, и тем вредит душе своей. Ведь грех — это единственная причина, которая отдаляет нас от Бога и заграждает от нас Его любовь. Значит, чтобы приблизиться к Богу, надо в своем воображении не умалять грех и губительное действие его, а наоборот, надо представить его в самых черных красках. Надо представить, что любой грех, как большой, так и малый, ведет к вечной гибели. По сути дела так оно и есть.

Грех перед лицом Бога есть мерзость, и Господь отворачивается от всякого, кто делает грех. Господь требует и от нас, христиан, чтобы мы были святыми, чтобы мы жили свято, подражая Ему во всем. А мы довольствуемся такой жизнью, которая свободна от грубых преступлений, от самых больших смертных грехов, а на другие и внимания не обращаем. Господь ждет от нас покаяния. Пойдем же, друг мой, на зов Его.

Покаяние — это основа нашего спасения, поэтому пренебрегать им нельзя. Святое Таинство покаяния есть купель, в которой грешник очищается для неба. При крещении мы рождаемся водою и Духом Святым, при покаянии мы возрождаемся слезами и Духом Святым.

Покаяние — это обращение к лучшему, это начало святой и непорочной жизни. В ком есть вера и истинное, искреннее покаяние, в том, значит, есть и решимость оставить грех, на том пребывает благодать Господа нашего Иисуса Христа, очищающая грехи чрез духовных пастырей.

Преподобный Ефрем Сириянин так говорит: «Раскаяние есть великое горнило, которое принимает в себя медь и претворяет ее в злато, берет свинец и отдает серебро».

Для поддержания и усиления этого чувства Церковь дает руку помощи, направляет человека на путь Таинства очищения в грехах своих. Таинство это отсекает от человека греховную часть его души. Таинством этим истребляется прошлое, и поэтому им же истребляется то, что для человека бедственнее, чем самый грех, — им истребляется отчаяние.

Итак, милосердный Господь прощает всякий грех, поэтому не надо отчаиваться, не надо стыдиться высказывать грехи свои и не надо умалять их, а надо со слезами раскаяться, и Господь простит их.

Желающий приступить к Таинству покаяния и к Таинству причащения приготовляется говением, то есть молитвою и постом. Раскаяние в грехах он выражает со страхом пред священником словесной исповедью или пишет на бумаге, если исповедник глухонемой, и по другим причинам. Через священника исповедник получает прощение грехов. Иногда священник налагает на него епитимию, т. е. наказание за большой грех.

Самым важным моментом Таинства является чтение священником разрешительной молитвы, когда он конец епитрахили возлагает на голову кающегося.

Всем нам хочется спастись, но мало кто думает и по-настоящему заботится о своем спасении. В раю всем хочется быть, а трудиться и принести добрые плоды для своего спасения всем в тягость. Вот поэтому-то дело спасения и не подвигается вперед. Мало кто быстро возрастает духовно, желание спастись у многих так
и остается желанием, на словах... А Господу не слова нужны, а дела!

Каждый знает, что только узкий, тернистый и прискорбный путь ведет ко спасению, а широкий и пространный путь угождения своим греховным желаниям ведет к погибели. Но по своей беспечности люди забывают об этом. Грех сладок и увлекателен, и почти все отдаются ему охотно без размышления, без рассуждения, не хотят подумать о последствиях греха, а ведь каждый из нас знает, какие ужасные последствия бывают за грехи в этой жизни: болезни, скорби, всевозможного рода напасти. В будущей же, загробной, жизни за нераскаянный грех душа содержится во аде.

Из книги «Близок к нам Господь: Жизнеописание, воспоминания духовных чад и труды схиигумена Саввы (Остапенко)», выпущенной Сретенским монастырем. Книгу можно приобрести в магазине московского Сретенского монастыря.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Михаил11 марта 2018, 00:11
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу за спасение во Господе нашем Иисусе Христе аминь
Анастасия28 октября 2016, 16:57
Спасибо за проповедь ! Господи , Исусе Христе , помилуй мя грешную, и прости окояннуя мя !
Станислав21 сентября 2016, 22:58
Спасибо Вам Большое за эту статью. Очень нужная и полезная. Храни нас Господь
Аграфенушка Тверская 3 августа 2015, 23:04
Благодарю за статью, очень нужная
александра29 мая 2014, 17:15
Очень душеполезная проповедь.
Прости меня, Господи, грешницу окоянную.
Людмила Кобулова19 мая 2014, 12:55
Стараюсь каяться каждый пост,Господи! Помоги мне в этом.Спасибо за проповедь.
Маргарита20 февраля 2014, 10:32
Очень хорошая статья!Спаси нас Господи!
Ангелина 7 января 2014, 19:48
Спасибо за статью! Хочется верить,что меня простит Господь в моих страшных грехах,и у меня получится начать жизнь с чистого листа..
p.Б. Oлег 8 февраля 2013, 15:06
Xoчетcя иckpеннегo пokoяния. Ведъ мы наcтoлъko пoгpyжаемcя в земнoе,и гpеxoвнoе,чтo забываем oбo вcём. А нyжнo тoлъko oднo,иckpеннегo пokoяния,и плoдoнocные тpyды. Пoмилyй меня Гocпoди недocтoйнoгo p.Б. Oлега.
Марина29 января 2013, 15:17
Господи Иисусе Христе, прости меня грешную.
галина17 ноября 2012, 21:52
исповедание -тяжкий труд.невидимая сила просто держит за подол тебя.как булыжник и нет сил сделать шаг к священнику.а душа просит...иди...иди...и всегда находятся причины отложить.господи помилуй.помоги.дома все грехи перечисляю прошу прощения.а до батюшки ...опущу глаза и не дойду.
Марина19 октября 2012, 17:13
Я давно уже не исповедывалась, что сильно об этом каюсь.Для меня исповедываться, что идти на эшафот, мне всегда стыдно за свои грехи. Господи, прости меня грешную!
Константин 6 июня 2012, 11:15
Нет ни одного греха, который бы Господь не мог простить! Главное - в нем раскаяться, и не просто ждать когда это чувство само придет, а понуждать себя к нему постом, молитвой и добродетелью! Храни Вас Господь!
Игорь14 декабря 2011, 13:15
Если б люди знали, что их ТАМ ждет, в церкви места бы не было.
надежда20 июня 2011, 15:40
Сегодня я прочитала статью о покаянии,как надоело грешить, если бы мне нашелся духовный наставник и учитель, который бы повел меня за собой.Господи помоги мне принять покаяние.
Статья очень нужная в наше время.Жду Вашего совета. C уважением к Вам Надежда.
Валерий20 марта 2011, 12:54
Валерий: закрутила суета-сует. Страшно жить вдали от Бога! пора в Церковь Христову!
Нина12 марта 2011, 13:29
Что ж комментировать-надо делать решительный шаг и идти,не жалея себя!Благо самое время-Великий пост.
раб Божий. Зосима11 марта 2011, 21:41
"Покайтесь. Ибо Царствие небесное приблизилось". Истинно говорил нам Господь наш Иисус Христос.
Алексей10 марта 2011, 23:05
Спаси Господи за проповедь!
р.Б.Елена10 марта 2011, 19:27
Господи!Помоги Покаяться и Причаститься!Душа так просит... Помолитесь за меня р.Б.великую грешницу Елену,братья и сестры, чтобы сподобилась я Покаяния и Причастия Святых Таин Христовых.Аминь.
Спасибо за статью...
Иоанна10 марта 2011, 14:46
Большая поддержка в пост,спасибо!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×