Святые сорок мучеников, в Севастийском озере мучившихся

Память 9 / 22 марта

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

***

Сорок святых мучеников Севастийских Императорский минологий. XI в. Сорок святых мучеников Севастийских Императорский минологий. XI в.
  

В 320 г. жестокий Лициний (308-323), разделивший власть со святым Константином, сбросил маску лицемерия и разорвал отношения с императором-христианином. Он опубликовал эдикты, направленные против христиан, и разослал во все подчиненные ему провинции магистратов, обязанных выполнять его приказы. Согласно эдиктам, те, кто не желал подчиняться, предавались смерти в страшных мучениях.

Правитель Агриколай[1], назначенный для Каппадокии и Малой Армении, был одним из самых ревностных исполнителей указов о гонениях. Он призвал в Севастию, где находилась его резиденция, двенадцатый императорский легион, называемый Молниеносным (Legio XII fulminata). Возглавлял его дукс Лисий. Сорок воинов этого легиона, люди молодые, храбрые и уважаемые за свою службу, отказались принести жертву имперским идолам и объявили себя христианами.

Происходили они из разных стран, но были объединены, словно один новый человек, верой и любовью. Они представали перед правителем один за другим, словно атлеты, проходящие перепись в день поединка, и объявляли свое истинное звание, говоря: «Я — христианин!»

Агриколай сначала попытался переубедить воинов мягкостью, восхваляя их славные деяния и обещая почести и награды от императора, если они покорятся его повелению. Святые ответили ему устами одного из них: «Если мы доблестно сражались, как ты говоришь, за земного императора, то со сколь большей горячностью надлежит нам теперь вступить в бой ради любви Владыки вселенной. Ибо для нас существует только одна жизнь — смерть за Христа!» Брошенные в темницу в ожидании нового допроса, храбрые воины благочестия на коленях умоляли Господа сохранить их в истинной вере и укрепить в брани. В то время как они проводили ночь в пении псалмов, им явился Христос и сказал: «Вы положили хорошее начало, но венец будет дарован лишь тому, кто претерпит до конца!»

На следующее утро правитель снова повелел привести их к себе и возобновил льстивые уговоры. Тогда один из святых мучеников, Кандид, открыто обличил его притворную мягкость, вызвав этим гнев тирана. Не в силах ничего сделать против христиан, поскольку их военачальник, дукс Лисий, еще не осудил их, Агриколай повелел опять заключить их в темницу.

По прошествии семи дней в Севастию прибыл Лисий, и мучеников привели к нему. По пути Кирион ободрял соратников, говоря: «У нас три врага: диавол, Лисий и правитель. Что они могут против нас, сорока воинов Христовых?» Когда Лисий увидел, что они столь тверды и решительны, он повелел другим воинам выбить им зубы ударами камней. Но лишь только они приступили к выполнению приказа как внезапно оказались ослеплены божественной силой и по ошибке били один другого. Лисий, объятый гневом, схватил камень и хотел метнуть его в святых, но камень попал в Агриколая, тяжело ранив правителя. Святые провели ночь в темнице в ожидании решения, какого рода мучению их подвергнут.

Призвав на помощь все свое нечестивое воображение, правитель повелел бросить святых нагими в замерзшее озеро, которое находилось на небольшом расстоянии от города, чтобы они погибли в ужасных мучениях, причиняемых холодом. Желая усилить пытку, он придумал представить перед ними, в качестве последнего искушения, средство избавления от мук: приказал растопить на берегу баню, чтобы тот, кто покинет поле битвы, побежденный суровостью холода, нашел там утешение.

Мученики, выслушав приговор, бросились, один опережая другого, раздеваться со словами: «Снимая эти одежды, совлечемся и ветхого человека! Раз уж некогда по лукавству змия мы облеклись в кожаные ризы, сегодня совлечемся риз, чтобы стяжать рай, утерянный нами! Что воздать Господу за то, что Он претерпел ради нашего спасения? Тогда воины раздели Его донага — так же сбросим и мы теперь наши одежды, чтобы весь воинский чин обрел прощение! Суров холод, но сладок рай! Проявим терпение на короткое время, чтобы согреться на лоне Авраамовом! Купим вечную радость ценой краткой ночи мучений! Так или иначе, но этому тленному телу надлежит умереть, — изберем же теперь вольную смерть, чтобы жить вечно! Прими, Господи, эту жертву всесожжения, которую потребит холод, а не огонь!»[2]

Так ободряя друг друга, сорок святых как один ступили на лед, не связанные ничем, кроме собственной воли. Всю ночь они претерпевали ледяное дыхание ветра, особенно жестокого в этом краю, молясь Господу, чтобы они как все сорок вступили в эту битву, так и вышли бы из нее все сорок с победой, не потеряв никого из этого священного числа — символа полноты. Ночь продолжалась, их тела начали окоченевать, а кровь — замедлять свое течение, причиняя им невыносимую сердечную боль. Один из них, побежденный страданием, покинул озеро и побежал к жарко натопленной бане. Однако разница в температуре была столь велика, что он умер почти сразу же, лишившись победного венца.

Тридцать девять воинов, опечаленные потерей соратника, удвоили молитвы — внезапно великий свет воссиял в небе и остановился над озером, согревая святых мучеников, а Ангелы снизошли, чтобы возложить на их головы тридцать девять сияющих венцов. Видя такое чудо, один из стражей, по имени Аглаий, который грелся возле бани, внезапно просветился верой. Увидев, что еще один, сороковой венец остается висеть в воздухе, он понял: это знак того, что кто-то мог бы восполнить число избранных. Аглаий разбудил товарищей по оружию, бросил им свои одежды и быстро побежал на лед, чтобы присоединиться к мученикам, взывая: «Я тоже христианин!»

Когда на следующее утро Агриколай получил известия о случившемся, он повелел вынуть святых из озера и лишить их жизни, перебив голени, а потом бросив тела в огонь, чтобы и следа не осталось от славного подвига. Когда мучеников влекли к последней пытке, они пели: Проидохом сквозе огнь и воду, и извел еси ны в покой! (Пс 65,12). Палачи, исполнив приказ, погрузили тела святых на колесницу, чтобы везти на сожжение. Тут они заметили, что один, самый юный из них, Мелитон, все еще жив, и оставили его в надежде, что он наконец отречется от христианской веры. Но мать мученика, присутствовавшая при казни, взяла свое дитя и сама положила на колесницу вместе с телами других, говоря: «Не лишись венца, мой дорогой сын, присоединись к соратникам, чтобы наслаждаться тем вечным светом, который развеет мою скорбь». Без единой слезы, с радостью на лице она сопровождала колесницу до самого костра.

Следуя приказу правителя, воины развеяли прах мучеников и бросили их кости в реку. Через три дня святые предстали в видении епископу Севастийскому Петру[3] и указали ему место в реке, где покоились их останки, откуда они были извлечены христианами для почитания. Впоследствии частицы мощей сорока мучеников распространились по многим местам и их почитание возрастало прежде всего благодаря семье св. Василия Великого, который благоговел перед их памятью[4].

В ночь, предшествовавшую мученичеству, святые продиктовали «Завещание» юному рабу Евноику, который был свидетелем их подвигов и сумел скрыться от преследователей. Оно написано в форме увещания. Евноик передал этот дивный текст следующим поколениям и взял на себя заботу о святилище, где были положены мощи святых. Именно в «Завещании» можно обнаружить имена сорока мучеников: Акакий, Аетий, Александр, Ангий, Афанасий, Валент, Валерий, Вивиан, Дометиан, Домн, Екдик, Евноик, Евтихий, Гаий, Горюний и другой, соименный ему, Илия, Илиан, Ираклий, Исихий, Иоанн, Кандид (или Клавдий), Кирилл, Кирион, Ксанфий, (Леонтий), Лисимах, Мелетий, Мелитон, Николай, Приск, Сакердон, Севериан, Сисиний, Смарагд, Феодул, Феофил, Филоктимон, Флавий, Худион. Один из них потерпел поражение, и Аглаий-воин занял его место, чтобы восполнить священное число[5] .

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
Адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

21 марта 2012 г.

[1] Агриколай и Лисий, вместе или порознь, встречаются в «Страда­ниях» св. Евстратия Аравкийского и с ним пострадавших [13 дек.], св. Иерона [7н.],45 мучеников Никопольских [10 ил.], свв. Зиновия и Зиновии [30 окт.], свв. Клавдия и Астерия [29 окт.], Аттика, Евдоксия [2 н.] и др.
[2]Св. Василий Великий. Похвала сорока мученикам Севастийским. 6, PG31, 517.
[3] Речь идет о Петре I, которого следует отличать от брата свв. Василия Великого и Григория Нисского, память которого празднуется 9 ян­варя.
[4] Св. Емилия, мать св. Василия, построила первую церковь во имя Со­рока мучеников и посвятила им свой монастырь, которым руково­дила св. Макрина [19 ил.]. Св. Василий и его брат, св. Григорий Нис­ский, произнесли в их честь бессмертные проповеди.
[5] Этот список имеет небольшие отличия в различных редакциях « Стра­даний».
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
рБЛюбовь22 марта 2021, 11:48
С Праздником! Св.Мученики Севастийские,укрепите прохождение поприща Великого поста в спасении души и здравии тела!+ Слава Богу за все! Дивен Бог во Святых своих!
Женя Колядин22 марта 2017, 19:03
Святые мученики Севастийские молите Бога о нас. Вот настоящий подвиг веры о которой говорил апостол Иоакав, Павел другие апостолы в конце концов и сам Иисус Христос. Этому подвигу соответствует 8-ая заповедь блаженства, получается они исполнили заповедь. И еще и Христа есть слова "претерпевший до конца спасется". Жаль только, что один не спасся. Но зато другой язычник стал на его место. Что нам сравнятся с ними, нам надо молится и каяться, чтобы тоже попасть в рай. Какой красивый тропарь святым мучеников, замечательные слова.Аминь.
тамара22 марта 2016, 18:57
Господи,укрепи нас слабых и немощных в вере.
Валентина Шмакова22 марта 2016, 08:36
Очень грустно и тяжело. Мы на это сейчас не готовы, потому что маловерие, понимаю и знаю, что есть что то, но не смогла бы так. Сейчас все думают о своей семье и детях, как заработать и прокрмить их. А раньше верили в Бога, что он накормит и поднимет деток.
Людмила21 марта 2016, 22:30
Вот такой должна быть вера в Господа нашего Иисуса Христа. Слава Святым Мученникам, Слава Господу! Простите нас грешных и благословите.
Андрей22 марта 2015, 12:25
Настоящие воины Христовы. Севастийские святые мученики молите Бога о нас!
Людмила22 марта 2014, 22:44
Святые мученики, молитесь о нас грешных. Вы действительно святые люди.
Мира22 марта 2014, 20:41
Умру за Христа. Умру за его истину. Господи благослови !
Марина22 марта 2014, 18:46
Царствия им небесного, я восхищаюсь их подвигом, мы все так должны быть за Христа, за нашу веру в Него!Святые сорок мучеников молитесь за нас грешных, Рай да обрящем!
иван22 марта 2014, 00:16
Святые мученики молитесь за нас грешных.
Роман22 марта 2013, 22:46
Александр, как вы можете сравнивать искупительный подвиг Христа, подъявшего на Себя грехи всего человечества - не только бывшего, но и когда-либо имеющего быть - с подвигом мученичества за Христа? Ведь именно Христос и даровал людям эту силу радоваться в страданиях после того, как победил немощную человеческую волю Своими гефсиманскими борениями. Или вы не помните, как Он говорил: "Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах" (Мф.5:11, 12)? Или как Он предупреждал Своих последователей: "Предаст же брат брата на смерть, и отец - сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их;и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется" (Мф. 10:21, 22)?
Юрий22 марта 2013, 21:48
Прости нас Господи!Как нам далеко да них.Святые сорок мучеников молитесь о нас грешных.
Андрей К.22 марта 2013, 13:02
Святые Мученики Севастийские, молите Бога о нас.

Грешен я и слаб,помогите ради Христа приобрести такую-же веру ко Господу, как у Вас, Сорок Мучеников Севастийских!
Павел22 марта 2013, 04:41
В Дни Великого Поста нужно вспомнить подвиг первых христиан.
Святые сорок мучеников Севастийских молите Бога о нас!
Алексей 25 марта 2012, 14:49
Александру.
Христос и Мать Его чисты, и вера Их и видения себя - чисты, и сильны. А в нас грешных чего только не намешано, и этой бравадой - "бросились, один опережая другого, раздеваться" и "посмеваясь противнику..", думаю, они укрепляли себя, свою решимость, гоня мысли о боли грядущей. Венцы святости служат подтверждением чего ради они это сделали, Кого ради.
Не ведомо, что творилось в сердце матери Мелитона, но, думаю не из-за фанатизма она не плакала, любви и к Господу и к сыну у неё было много.
Нам, теперешним христианам, много из того времени тяжело понять и принять. Прости, Господи. И в Евангелие велика разница между Христом с Марией и другими людьми вокруг, даже с Апостолами. Мы боремся, падаем, встаём и снова боремся, а Они идут ровно. Возможно, "да минует меня чаша сия" - ровный шаг на пути Христа, честный, а наша бравада - шаг с лёгким оттенком лицемерия? Но, уж как можем. Дай, Бог, нам разумения и сил.
p.s. Может Мария молилась, и поэтому не пошла? Говорила с Ним, а не с камнем и пеленами.

Святые Мученики Севастийские, молите Бога о нас.
Мальцев24 марта 2012, 03:50
как это- сам себя распял китаец? у него была третья рука?

сатане нужно отречение от Христа. сатане служат свидетели Иеговы, нынешние ариане, когда отрицают Божественность Христа. сатане служит каждый, кто не стремится исполнять заповедей Сына Божия.
Татьяна24 марта 2012, 01:24
Святые мученики - молите Господа о нас, грешных!Они силой своей Веры до сих дней ведут нас к Богу. Хорошо бы и нам так вести наших детей и потомков. Господи, не остави нас!
андрей23 марта 2012, 23:29
Святые сорок мучеников Севастийских, молите Бога о нас ,чтобы не посадили нас в тюрьму,не отъяли ценностей,который Господь нам дал,дай нам еще одного ребенка в семью,дай нам небольшое наказание за грехи наши, спасибо за все благодеяния ,которые Бог для нас делает,защити нас от всех врагов наших,помоги, чтобы все закончилось тихо,мирно и спокойно,без посадок ,на благо всем во имя Господа нашего во славу Божью.
Александр23 марта 2012, 18:09
Сорок молодых, здоровых войнов пошли на мучительную смерть ради ВЕРЫ своей христианской!!! Святые Мученики Севастийские, молитесь о нас грешных ко ГОСПОДУ БОГУ нашему ИИСУСУ ХРИСТУ!!!
Валентина22 марта 2012, 19:04
Александр, я с Вами не согласна - это не лубочная картинка, это действие Благодати, Вы очень рациональны. Вера во Христа, во всесильное действие Божией Силы - иррациональна.
Василий22 марта 2012, 19:03
В монастыре один послушник рассказал намного кратко, буквально в нескольких словах и также тронуло сердце, подвиг остается подвигом, а что мы сделали ради господа
Александр22 марта 2012, 17:01
я не хочу умалить этого подвига, но хочу отправить в это озеро того, кто пишет лубок, не упоминая о желании жить всякого нормального человека, какое было и у Христа, который при этом так же сознавал всю необходимость события как такового, и поступил по безотносительной необходимости.. а не совершил символическое деяние, которое исповедают католики.. или кто там, протестанты.. именно поэтому нам хочется плакать размышляя о подвиге Христа и никто не будет плакать о самоубийцах..... Отречение от Христа.. да если кто однажды понял, что земля круглая, или что звезды не на твердом своде а в бескрайнем космосе, или кто пришел к выводу, что Христос был, и он чувствует истину в евангелии, то кому нужны какие бы то ни было слова? Cказанные не от сердца, а под принуждением? Что я знаю, то я знаю. Кому нужно это отречение, Христу?
Александр22 марта 2012, 17:00
Христос молился "да минует меня чаша сия".. "отойдя же, Он в третий раз стал молиться, повторяя вновь те же слова..".. "..сорвали с него одежды..".. здесь же, "бросились, один опережая другого, раздеваться", Василий Великий пишет ".. радуясь ожидаемому, посмеваясь противнику.." или вера была более крепка чем у Господа? который трижды молил об избавлении, добавляя правда, что "да будет твоя воля, не моя.." так как, была необходимость по существу, а не деяние, как символ.. " Без единой слезы, мать с радостью на лице на сопровождала колесницу до самого костра." А матери Господа не было в числе пришедших по воскресенью к пещере, и проф. Осипов правильно предполагает, что может был сердечный приступ, инфаркт.. Похоже на лубочные картинки, которыми описывала казнь партизан советская пропаганда - гордо поднятая голова, презрение к врагу.. а недавно я прочел о китайце, который сам себя распял на уступе скалы и умер.. сколько мы слышим о тех кто поливает себя и поджигает.. что в их душах ? смирение?
Наталья22 марта 2012, 07:59
Святые Мученики в Севастийском озере замученные! Молитесь за нас ко Господу БОГУ нашему ИИСУСУ ХРИСТУ! Вымолите нам у БОГА прощение грехов наших,а чаду моему грешной рабе Божией Марии благословления на благочестивую семейную жизнь и благочестивое деторождение.Спаси ГОСПОДИ!
Дима22 марта 2012, 02:06
Святые сорок мучеников Севастийских молите Бога о нас!
Андрей21 марта 2012, 23:15
Тронуло до глубины души Святые сорок мученников молитесь о нас грешных.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×