Важнее воздуха

Взятие Иерихона Взятие Иерихона
В известном отрывке из Книги пророка Иезекииля, который читается в Великую субботу, пророк стоит на поле, полном сухих костей, и по велению Бога обращается к костям, как к людям: «Кости сухие! Слушайте слово Господне!» (Иез. 37: 4). Этим обращением было положено начало следующему затем чуду – восстанию из праха тех, от кого остались только высохшие останки (см. Иез. 37: 1–14). Это обращение к сухим костям наводит меня на мысль о проповеди – такой проповеди в духе, которая в древности именовалась «пророчеством».

Проповедь слышна. Проповедь, казалось бы, струится и ширится. И вместе с тем проповеди очень мало. И что еще важно – многие православные христиане носят в себе усталое сомнение в полезности проповеди. На этом месте я скажу: «Вонмем!» Здесь нужно быть внимательным. Многие, повторяю, христиане – священники в том числе – не верят в силу благовествования, скептичны, подавлены и, словно унижая силу Божества, уверены, что ничего уже не исправить.

Здесь – ответ на вопрос: почему Иезекииль, Исаия, Филарет (Дроздов), Достоевский и проч. – всегда явления разовые, уникальные? Нам всякое время есть в них великая нужда, а являются они даже не в каждое столетие. Да потому что надо быть готовым проповедовать Слово даже сухим костям. Нужно иметь Аврамову веру в то, что «Бог силен и из мертвых воскресить» (Евр. 11: 19). А большинство людей на вопрос: «Сын человеческий! Оживут ли кости сии?» – отвечают не пророческим ответом: «Господи Боже! Ты знаешь это» (Иез. 37: 3), а маловерным собственным: «Никогда не оживут. Это уже невозможно». Но вот те, кто готов проповедовать даже мертвой материи, увидят затем перед собой живых людей, еще вчера не подававших признаков духовной жизни.

***

«Все без толку. Все пропало. Ничего уже не изменить». Какого беса это голос? Беса уныния. И хотя то есть правда, что от уныния страдают все, а духовные – тяжелее прочих, но страдать от страсти – одно, а проповедовать свою страсть – другое. Совсем другое.

Стены Иерихона падают только от звука духовных орудий! Не от стенобитных приспособлений падает город, и не от тяжестей осады сдается его гарнизон. От парадоксального и для многих кажущегося абсурдным недельного хождения по кругу со звуком серебряных труб сокрушается сильный враг. Апостол Павел связывает звук трубы с голосом архангела (см.: 1 Фес. 4: 16), а то и другое – с пришествием Христа на Суд. Мы читаем постоянно эти слова на погребениях и заупокойных службах. И связь трубного звука, архангельского гласа и явления силы Христовой должна быть для нас внятной.

До Страшного суда проповедь священническая есть звучащая серебряная труба. Ей же сопутствует архангельский голос, поскольку бесплотным духам привычно учить нас молитве. «Свят, свят, свят Господь Саваоф!» мы переняли благодаря Исаие у серафимов. Трисвятую песнь поем вместе с ангелами. А «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою» повторяем вслед за Гавриилом.

Итак, звук трубы духовной и архангельский голос пусть раздадутся вновь и вновь, и придет на этот звук Сам Христос, чтобы прежде окончательного Суда совершить очередной предваряющий суд и разрушить крепко сложенные стены привычного греховного образа жизни.

***

Люди умножились в количестве и обмельчали в качестве. Не ухудшились даже, а именно – обмельчали. Но все равно они остались людьми и реагируют на слово, проникающее, как меч обоюдоострый, до разделения души и духа, составов и мозгов. Поэтому служение слова должно выйти на первое место в иерархии ценностей церковной жизни. Оно выше раздачи хлеба голодающим в неурожайное время. И священник, который должен быть служителем слова по преимуществу, должен принять к собственному сердцу слова Имеющего семь духов Божиих и семь звезд: «Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны перед Богом Моим» (Откр. 3: 2).

И не надо стремиться к мгновенному превращению из безногого калеки в Илью Муромца. Есть место в наших трудах и усталости, и сомнению, и боли в костях оттого, что плод минимален. Но эти состояния не имеют права превращаться в господствующие. Их нужно терпеть, как терпим все мы вообще в жизни очень многое безрадостное и отвратное. Но потерпев, нужно опять браться за дело, поминая тщетную ловлю Петра. «Наставник! – сказал однажды Симон. – Мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть» (Лк. 5: 5). И вот когда бесплодность длительных трудов уже была очевидна, а доверие к повелению Спасителя превозмогало чувство усталости и маловерия, Бог явил силу Свою. Сети наполнились рыбой, причем – в считанные секунды!

Это не просто образ милосердия Божия к рыбакам ради наполнения их желудков. Это – пророчество об успешной будущей проповеди: «Отныне будешь человеков ловить!»

Бесплодные до тех пор, пока Бог не благословит, труды наши приносят большой урожай тогда, когда мы устали, но не отчаялись, когда плода ждем не от своих талантов и трудов, а от явления Духа и силы в проповедании Христовых словес.

***

Можно и нужно не верить в себя.

Не верить в людей можно, но не нужно.

Но не верить в силу Божию, о которой Он Сам сказал Павлу: «Сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12: 9), грешно и преступно. Нужно дать этой силе место.

Только пять хлебов ячменных и две рыбки было у апостолов, когда тысячи народа ожидали пищи. Но если Христос рядом, то только начни преломлять и раздавать, как малый хлеб умножится и будет с избытком достаточен для насыщения многих.

Никто из пастырей не говори: «Я не могу. У меня нет талантов и сил». У тебя их нет, потому что ты пренебрег первородством, как Исав; потому что зарыл талант в землю, как лукавый раб. Испытай свою совесть и познай, что это так и не иначе. Бог наш таков, что без зависти дает дары всякому приступающему с кротким сердцем. Это красивыми рождаются. А тружениками Божиими и проповедниками правды евангельской становятся.

И железо без действия ржавеет. И нож тупеет в ножнах. Но нам сказано: «Возьмите щит веры… и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие» (Еф. 6: 16–17).

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Лена Тер30 октября 2017, 17:34
Добрый день. Уважаемые братья и сестры,пожалуйста, будьте терпимы к друг другу и нашим братьям-священнослужителям!Им,намного сложнее,чем нам,хотя бы,потому что не один из нас никогда не брал и не возьмет нести их Крест,он у каждого свой,а у них особенный.О.Андрей, большое Вам спасибо за статью ,"подлечило душу". Храни всех Господи!
Сергей Рымарев 2 августа 2017, 13:37
Многая лета о. Андрею!
Стас14 января 2015, 13:23
В нашем храме поменялся настоятель. Очень задушевные проповеди говорит. Но когда после службы он начинает гневно отвечать на текущие рабочие вопросы прихода?! Да ещё мол не моё это дело. И получается, что написали красиво на бумажке да забыли про овражки.
Жаль, что некоторые наши священники сами не поступают так чему пытаются нас учить с амвона.
Помоги нам Господи их не осуждать, а им понять что одно тёплое слово важнее всей проповеди.
Надежда Фадеева 8 декабря 2014, 11:16
Спаси Вас Господь.Прекрасная статья,о многом задумалась пока читала.
Наталья29 июля 2013, 15:19
Спасибо о.Андрею за дух веры, который он несет и дарит нам!
Мне бы хотелось, что бы нас встречали не только священники в храме, но и обыкновенные служители этого храма-бабушки за свечным ящиком, женщины,стоявшие у подсвечников и у икон.Эти люди самые первые, с кем встречаешься при входе в храм. И не всегда ты можешь получить грамотный, в доброжелательной форме ответ. Не всегда мы ,миряне, можем правильно, как требует православие, изложить свой вопрос. Не знаем как правильно написать записку, не знаем чем отличается неусыпаемый псалтырь от сорокоуста и т.д. можно продолжать и продолжать...( к сожалению эти знания нам дать не могли- времена были другие).И мы, прихожане, можем почерпнуть и испить этот источник любви только благодаря общению друг с другом, терпимости и уважения друг к другу.Дай Бог всем здоровья и любви к ближним!
Оксана10 июля 2013, 11:15
Большое спасибо за статью. Храни Вас Господь!
Валентина Михайлова10 июля 2013, 10:55
И статья хорошая,и мысли изложены -все как надо.Только идешь в Храм к Богу,а попадаешь к священнику или священникам,которые полагают,что вправе решать все и за всех.И так не в одном Храме.
Ольга СПб26 марта 2013, 13:58
Спасибо о.Андрею за эту замечательную статью!
Полностью разделяю тревоги и чаяния, означенные в комментариях Зимбачевского Виктора. Мою (твою) ошибку либо небрежение заметят единицы, небрежность же священнослужителя будет отмечена сотнями, и раздута на всю страну...
Зимбачевский Виктор 5 ноября 2012, 16:39
Я прошу прощения у всех, кого обидел этими своими словами. Но если бы вы знали, как часто в беседе с родными, друзьями приходится оправдывать священников, говорить, что они тоже люди, и проблемы у них как и у нас у всех, и нервы.., и как часто все же приходится говорить: «ну, в конце концов, ты же в церковь не к священнику идешь, а к Богу».
Еще раз – простите..
Зимбачевский Виктор 5 ноября 2012, 16:38
Человек может зажечься только от чужого огня. Я до сих пор помню первого священника, который заставил меня задуматься. В то время я был равнодушен к вере. Но был однажды в храме и слышал, как священник, высокий, сильный, "здоровый", как у нас говорят, ругал свою паству, преимущественно бабушек и дедушек, которые устроили давку у Чаши и едва не выбили Ее из рук. И глядя на виноватые лица и слушая священника, который ругмя ругал бабушек втрое старше себя, сравнивая их со стадом баранов и гневно вопрошая «вы что, за колбасой в магазин прибежали?», рассказывая, что последовало бы, упади хоть капля Крови Христовой на пол – я первый раз почувствовал, что здесь что то есть. Если этот человек, десантник, служивший в личной охране Фиделя Кастро, стал священником и сейчас с неподдельным гневом распекает за что то, чего я не мог тогда понять, своих прихожан.. И то, что для меня не существовало, оказалось главным в жизни этих непонятных людей. Я это запомнил. И забыл, как водится. Но, думаю, именно это исповедание, подсмотренное мной невзначай, и было той ниточкой, которой Господь, после многих моих блужданий и привел в Свою Церковь.
Зимбачевский Виктор 5 ноября 2012, 16:37
Тем ли, что въезжаешь на территорию Храма на автомобиле, не останавливаясь, мимо бабушек, кладущих в воротах поклоны? Тем ли, что после Литургии красиво проезжаешь мимо этих же бабушек, мерзнущих на остановке? Тем ли, что продаешь в монастырских лавках в московских метро каплю Иорданской воды за 4000 рублей с благочестивым "сертификатом" и "по благословению Патриарха Московского и Всея Руси"? Тем ли, что в свечных лавках при церквах торгуешь детскими игрушками втридорога и смущенные папы и мамы шипят детишкам - тише, тише, потом купим? Тем ли, что крестишься, словно мух гоняешь, зеваешь в алтаре, рассказываешь скабрезные анекдоты, отказываешься бесплатно отпевать, на попытку поговорить "по душам" реагируешь 2-3 штампованными фразами.. Можно продолжать до бесконечности. О многих пастырях можно сказать - если у них есть вера - они ее хорошо спрятали. Вы не понимаете, что любой ваш промах - это, как минимум, повторяю, как минимум один человек, потерянный для Церкви, для Христа. Для Царствия. Для Жизни.
Зимбачевский Виктор 5 ноября 2012, 16:34
Вы, пастыри, даже и не представляете, насколько нужна проповедь.Перед вами - непросвещенная страна, поле непаханное, поросшее сорняком и тернием. Русь Православная - это, скорее, декларация о намерениях немногих и дань непонятной для большинства, но активно не отвергаемой традиции. Но вы это поле не пашете, пастыри. Как ответил мне на вопрос о миссии, проповеди о. Игорь: "Зачем? Бог своих знает и приведет". Но не только это можно поставить вам в упрек. Часто ваши слова, дела, образ жизни, образ вашего "благочестия", скандалы, в которых, по вине некоторых представителей духовенства, позорится имя Христово и Его Церковь - вот еще зло, о котором не принято поминать. Любой священник - постоянно под взыскующим взглядом, очень взыскующим и требовательным. И единственый вопрос, ответ на который пытаются люди угадать из ваших глаз, слов, поступков, одежды, машины, манеры креститься, кланяться, одеваться - "А ты сам - веришь? А чем докажешь свою веру?".
Елена_К21 июля 2012, 20:43
Замечательная статья! Утешительно и воодушевительно. Я как раз перед выбором: говорить ли с родственницей, которая в секте, о вере, или нет. Две подруги отговаривают: "Я о вере вообще не говорю ни с кем". Ну как бы смирение. На меня такая глухая стена непробиваемую тоску навевает. Спасибо, о.Андрей. Мирного духа Вам!
p.B.Tatiana30 июня 2012, 23:29
Dorogoh Otez Andrej, Waschi propowedi, kak "luc sweta w temnom zarstwe". Spasi Hospodi!
Анастасия28 июня 2012, 07:16
Какая-то научная фантастика про искренних батюшек-проповедников.У нас в церкви они проповедь читают по книжке.Причём такое чувство, что предварительно к этому вообще не готовятся.Отец Петр ещё что-то пытается от себя сказать дополнительно, но обычно это вообще превращается в пустую формальность.Не только люди измельчали, в храм приходящие.Пастырей тоже днём с огнём не сыщешь.
Наталия25 июня 2012, 18:06
Слава Тебе Господи, Слава Тебе!
Миа24 июня 2012, 12:14
Сильно сказано! Прошибло до слез.
Ирина23 июня 2012, 10:42
Зажгло! Спаси Бог, отче Андрей!!!
Наталья22 июня 2012, 00:39
И ярчайший пример такой проповеди -- статьи отца Андрея. Спаси вас Господи, батюшка!
Владимир21 июня 2012, 23:27
Спаси Господи!
Душевного и телесного здравия и Божией благодати, отец Андрей.
Дмитрий21 июня 2012, 22:23
Кости сухие! Слушайте слово Господне! - это же про нашу Россию
Гость21 июня 2012, 20:56
Как человек, стоящий в храме и слушающий проповедь, скажу: прав о.Андрей - проповедь слышна!
Более того, она - необходима, ее недостает для разрешения вопросов и расстановки приоритетов после Литургии. Потому, любая, самая простая и бесхитростная, но искренняя проповедь - живительна для омертвевшей Души.

Дорогие Отцы и Братия, проповедуйте искренне и пламенно, и кости наши сухие - оживут!

Спаси Господи о.Андрея.
Ирина21 июня 2012, 20:02
Читаю всегда с большим удовольствием статьи о. Андрея Ткачева. Просто чудо всегда, поднимает наствоение и укрепляет веру. Да хранит Вас Господь Батюшка!. Слава Господу нашему и поклонение за всю благодать посланную нам грешным.
Леван21 июня 2012, 18:59
Спаси Господи за душеполезную статью!
Анна21 июня 2012, 15:51
Господи, мой Господи! Множь м множь таланты о.Андрея!И да изыде "во всю землю вещание" его "и в концы вселенные глаголы" его!
Отче Андрее, невозможно без слез читать Ваши статьи - до такой глубины сердца они проникают. Говорите и проповедуйте, не умолкая, пишите, не останавливаясь. Ваши статьи - как воздух после грозы, и как вода - из целебного источника. Дай Вам, Бог, силы и здравия.
Ольга21 июня 2012, 15:50
Спаси Господи! ...не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих... Я прочитала и душа переполнилась надеждой и радостью.
Павел21 июня 2012, 14:58
Аминь
Анна21 июня 2012, 14:19
Спасибо большое, радость и утешение от Ваших слов, о. Андрей.
Ольга21 июня 2012, 13:18
О. Андрей, храни Вас Господь и Пресвятая Богородица.
Никита21 июня 2012, 12:46
очень вовремя, спасибо!
Александр21 июня 2012, 10:14
Спаси, Господи!
Ирина21 июня 2012, 09:35
Батюшка, спаси Вас Господи за эту статью! Наверное, это Божий промысел, потому что Вы так точно и ясно ответили на все вопросы, которые меня мучили, и очень своевременно. Еще раз огромное спасибо и да хранит Вас Господь!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×