Будем учиться у исповедников

Мы читаем в житиях святых о великих чудесах, и нам даже не верится, что нечто подобное действительно может происходить. Почему же для христиан былых времен Бог совершал столько таких чудес, какие едва ли можно увидеть в наши дни? Сын Божий говорил, что «уверовавших будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк. 16: 17–18). Неужели мы уже не верим в то, чему учит нас Спаситель?

Иерей Игорь Розин, убиенный в Тырнаузе
Иерей Игорь Розин, убиенный в Тырнаузе
Одна из самых тяжелых форм секуляризации христианской жизни состоит в допущении компромиссов. Современный человек находит оправдание для любых грехов, начиная с нарушения поста и отсутствия на Божественной Литургии до допущения блуда в качестве нормы – и это потому, мол, что «как на свете без любви прожить». В общем, сегодняшний христианин хочет по-демократически разделить себя между миром и заповедями Евангелия.

Нам исподволь внушается, что сейчас уже трудно жить так, как жили христиане сотни лет назад. Мы часто слышим, что для того, чтобы жить в сегодняшнем обществе, нужно иметь «взвешенную» позицию, – если называть вещи своими именами, то нам навязывается христианство теплохладное, скорректированное в угоду духу времени.

Чтобы оправдать такую позицию, была разработана целая теология компромисса, ибо это далеко не просто – противоречить Самому Сыну Божию, Который говорит: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6: 24).

Преподобномученица Елизавета
Преподобномученица Елизавета
Почитание святых претерпевает метаморфозы, подчиняясь коммерческим стандартам. Вместо того, чтобы видеть в мучениках, святителях, юродивых Христа ради и преподобных идеалы веры, добродетелей, подвига, борьбы с грехом, бесами и компромиссами, мы смотрим на них исключительно как на своих помощников, целителей-бессребреников и «небесных спонсоров», которые помогают нам стяжать дома, машины и прочие блага мира сего.

Наглядным отражением этой ситуации являются кипы поминальных записок, – подавляющее большинство молится о том, чтобы вступить в брак или найти работу, но куда меньше тех, кто просит о ниспослании сил, чтобы исполнять волю Божию, проводя чистую жизнь[1].

Жития святых читают скорее как занимательные рассказы, чем как учебники, ориентирующие в духовной жизни. А между тем всё должно быть иначе.

Для каждого момента своей жизни мы должны находить ориентиры в житиях святых. Ведь хотя раньше и не было ни телевизора, ни интернета, и люди не передвигались на машинах и самолетах, духовная брань была той же самой и велась по тем же критериям, на которые следует обращать внимание и сегодня.

Почему давнишние чудеса не совершаются в нашей жизни? Потому что наше отношение к вере – теплохладное, потому что веру свою мы зачастую исповедуем на половину или на четверть, чтобы «не соблазнить» мир, а на самом деле, чтобы не лишиться одобрения мира и дружбы с ним.

Инок Трофим, убиенный вместе с отцами Василием и Ферапонтом на Пасху 1993 г.
Инок Трофим, убиенный вместе с отцами Василием и Ферапонтом на Пасху 1993 г.
Разве мы можем называться учениками Спасителя, имя Которого носим, если хотим, чтобы мир любил нас, в то время как мир ненавидел и ненавидит Христа, потому что Он свидетельствует о нем, что дела его злы (Ин. 7: 7)? Уподобляемся ли мы христианам минувших времен, которым подходило слово, сказанное Богом: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15: 19)?

Конечно, в наше время стало намного меньше христиан, сердце которых горит о Христе, о соблюдении Его заповедей. Все тяжелее найти такие примеры, и многие из тех, кто искренне ищет Бога, даже не знают, что представляет собой та настоящая христианская позиция, в силу которой человек может жить во Христе, страдать вместе с Ним и приобщаться той чудесной и Божественной жизни, к которой мы призваны уже здесь, на земле.

Так будем учиться у исповедников Христовых, в которых никогда не было недостатка в течение всех веков, от первого мученика – святого архидиакона Стефана, – вплоть до наших дней .

Следуя им, мы следуем Самому Христу и живем во Христе. Ибо, только уподобляясь им, мы можем открыть для себя сладость благодати, которой приобщались святые мученики, и в силу которой они любое гонение встречали с радостью и на любое мучение смотрели как на случай к спасению.

Михай Кристя, перевод с румынского Родион Шишков

18 апреля 2013 г.

[1] В Румынии принято писать в поминальной записке конкретное прошение.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Образ путешествующего Образ путешествующего
Игумен Нектарий (Морозов)
Очень редко мы, современные христиане, «узнаваемы», «отличны». Мы ходим в храм, молимся, постимся, читаем Евангелие и святых отцов и... остаемся такими же, как и те люди, которые ничего не знают об открывшейся нам жизни.
Подвиг новомучеников – урок нам Подвиг новомучеников – урок нам
75 лет назад наше Отечество захлестнула волна массовых репрессий, жертвами которых стали тысячи православных людей, пострадавших за верность Христу. Какой нравственный урок мы, живущие сегодня, должны извлечь из этой главы церковной истории? В чем мы призваны подражать новомученикам? На эти вопросы мы попросили ответить пастырей.
Как за одну ночь построили церковь и о других чудесах Как за одну ночь построили церковь и о других чудесах
Нина Павлова
Как за одну ночь построили церковь и о других чудесах Как за одну ночь построили церковь и о других чудесах
К 19-й годовщине убиения Оптинских монахов
Нина Павлова
Сведения о чудотворениях по молитвам Оптинских мучеников сейчас собирают в монастыре, готовя материалы к канонизации. Но некоторые из особо настойчивых паломников приходят ко мне в гости, благо, что мой дом расположен у стен монастыря, и просят: «Запишите, пожалуйста». Вот некоторые рассказы моих гостей.
Должен ли христианин внешне проявлять свою веру? Должен ли христианин внешне проявлять свою веру?
Иеромонах Иов (Гумеров)
Как понимать жизненную позицию: "Веры напоказ не выставлял, но и не скрывал того, что верующий". Не значит ли, это что когда хочешь повествовать о Боге, необходимо молчать, или знать, кому говоришь. Какой позиции должен придерживаться верующий во Христа?
Комментарии
Наталья26 августа 2021, 07:04
Господи,дай мне сил жить чистую жизнь, пожалуйста...Трофим помолись, пожалуйста Господу Богу нашему Иисусу Христу за Аполлинария непраздная Любовь Юлия Григорий Николай Арсений Татьяна Дмитрий Савва Иван Александр Таисья брата Ивана
М25 августа 2019, 14:43
Спасибо! Какие точные слова про нас,современных грешников! Ни прибавить ни убавить-все верно! Дай нам Господь силы это понять и меня себя!
Владимир21 апреля 2013, 10:56
Апостол Павел говорит: " выйдите из этого мра и не прикасайтесь к нему". При этом добавляет:" тогда нам следовало бы выйти из этого мира". Значит, живя в миру, хочет сказать, не уподобляйтесь этому миру. Как и вчера, так и сегодня, так и завтра, словом Божиим жив человек. Житие по Божьему слову свершается и поныне до последней запятой Святого Писания. Но и пророчества прошли, и чудеса пройдут, дело Божие останется. Веру, услаждающую душу посреди самой боли нужно пережить, разумом не вмещается, да и заблудишься. В двойне скорбей больше в миру, ибо борьба не только на прямую, но и через образ человеческий, сегодня это еще более ярко выраженное недоразумение. Но и юродству быть через одно лицо, отражая, как в зеркале, человеческую суетность. Но не знают, откуда исшли и куда идут, в том и разница. Какая чаша перевесит, не от ближнего зависит. Рожденный от Бога и увидит, и услышит. Но всегда принимать будет только то , что может услышать, значит путей, что в море песка, но дверь одна - Христос. Дело Божие путеводить и славить, а свидетельство Его, только свидетельствует.
Семен21 апреля 2013, 08:50
"Свт. Николай Сербский - молодому учителю, спрашивающему, есть ли сейчас истинные христиане.
Да, они есть, их много; если бы их не было, то погасло бы светлое солнце. Разве столь драгоценная лампада освещала бы зверинец?
Много страниц понадобилось бы мне, чтобы описать мои встречи с истинными христианами, а тебе долго пришлось бы читать и утешаться душою. А пока испытай себя на таком примере.
Прошлым летом мы были в Мачве. "
Дальше цитировать не буду, постарайтесь, найдите, если интересно, в поисковике.
Лариса21 апреля 2013, 00:34
На фото узнаю т.Аню,она за женщиной в белом тонком платке ( которая похожа на маму Ирочки-по дневнику которой был снят фильм, Ира погибла от удара поезда когда училась в хужожественной школе!) т.Аня жила в Тырныаузе когда о.Игорь там служил. В последствии мы с ней подружились в Приходе Св. Николая, г. Прохладный , КБР. Приход выживает среди мусульман, молюсь о них пусть Господь укрепит и поддержит во всем!)
Алексей З18 апреля 2013, 21:17
Золотые слова! Но как хочется совместить не совместимое - жить с мiром и служить Христу - следовать за Христом, сохраняя комфорт телесный!
Дай мне Боже сил, делом исполнить Твою заповедь любви к ближнему!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×