Слово Патриарха

Неделя 4-я по Пятидесятнице

    

Трудно выразить словами величину утраты

Трудно выразить словами величину утраты, которую понесла сегодня вся наша Церковь. Испытываю скорбь вместе со всеми, кто любил и почитал новопреставленного святителя. На протяжении 49 лет меня связывали с ним добрые, сердечные отношения. Всегда помнил и высоко ценил то, что в день моей архиерейской хиротонии на мою главу была возложена, среди других, и десница владыки Владимира. Наше тесное общение продолжалось и в бытность нашу ректорами Московских и Санкт-Петербургских духовных школ, и в ту пору, когда митрополит Владимир занимал должность управляющего делами Московской Патриархии, и особенно в годы его святительства на кафедре матери градов русских – древнего Киева.

Блаженнейший митрополит Владимир был выдающимся иерархом Русской Православной Церкви, горячо любимым и почитаемым многомиллионной украинской паствой. Сам Господь Духом Святым и избранием архиереев на Харьковском Соборе Украинской Православной Церкви 1992 года даровал ей в лице Его Блаженства великого первосвятителя и пастыря, возложив на его рамена тяжкий крест ответственности за судьбу Православия на Украине. Владыка Владимир со смирением принял этот крест и нес его в течение 22 лет безропотно и мужественно в труднейших условиях становления украинского государства. Многократно вихри и треволнения мира сего восставали на Украинскую Церковь, грозя потопить корабль церковный, но твердая рука кормчего всякий раз удерживала ее на спасительном пути, позволяя оставаться непреоборимой и единой. Сохранение церковного единства – одна из главных заслуг почившего. Многими трудами, мудростью и терпением он созидал Украинскую Церковь, оберегал ее от раскола, сплачивал епископат, духовенство и верующих.

Блаженнейший Митрополит Владимир обрел поистине заслуженный высочайший авторитет в украинском обществе. Даже те, кто не разделял его убеждений, не могли не относиться к нему с личным уважением. Это способствовало сохранению достойных, конструктивных отношений Украинской Православной Церкви с государством, успешному диалогу во имя блага народа с политическими деятелями вне зависимости от их взглядов. По слову апостола, он для всех сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. 9: 22).

Огромный вклад внес почивший в жизнь всей нашей Церкви, близко к сердцу принимая все ее скорби и радости. Особенно хотел бы отметить его роль в консолидации архиереев Московского Патриархата на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 2009 году, после кончины приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II.

Блаженнейший Митрополит Владимир пользовался уважением всего православного мира. Предстоятели и иерархи всех Поместных Православных Церквей высоко почитали его подвиг стояния за церковное единство, за каноническую правду. Теперь же, когда время отшествия его настало, итог жизненного пути Его Блаженства можно подвести словами святого апостола Павла: подвигом добрым подвизался, течение совершил, веру сохранил, а теперь ему готовится венец правды, который даст… Господь, праведный Судия (2 Тим. 4: 7–8).

Кончина Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира – великая потеря для всего Православия и, конечно, особенно для Церкви Святой Руси. Призываю всех верных ее чад к усердной, горячей молитве об упокоении со святыми в небесных обителях души новопреставленного архипастыря, об осиротевшей Украинской Православной Церкви, о мире на Украине, об украинском народе, претерпевающем тяжкие времена.

Из соболезнования Местоблюстителю Киевской митрополичьей кафедры
митрополиту Черновицкому и Буковинскому Онуфрию, архипастырям, пастырям,
монашествующим и всем чадам Украинской Православной Церкви
в связи с кончиной Блаженнейшего Митрополита Владимира,
5 июля 2014 года

Если народ теряет независимость,
то он начинает жить в духовном, интеллектуальном, культурном рабстве

Почему люди так стремятся избавиться от иноземного ига? Почему прилагают ради освобождения огромные усилия, стоящие иногда миллионов и миллионов человеческих жертв? А потому что иноземное иго не только останавливает экономическое и культурное развитие, не только предопределяет бедность народа в сравнении с теми, кто одержал победу, но в первую очередь потому что иноземное иго лишает людей самостоятельности. Народ уже не может принимать решений исходя из собственного понимания пользы и, что куда важнее, исходя из собственного понимания жизненных ценностей. Иностранное нашествие, иго, потеря суверенитета, будь то в результате военных действий или в результате революционных событий, всегда завершается потерей способности жить по своей воле, в соответствии со своим мировоззрением, в основе которого – ценности, которые заложены верой народа, его культурой, его историей, его пониманием, что есть подлинное добро.

В этом году мы отмечаем 100-летие начала Первой мировой войны. На примере этой войны становится ясно, что происходит с народом, когда он терпит поражение, когда его страна оккупируется. Причем оккупация не всегда связана с приходом чужеземных войск. Если народ теряет независимость, то он начинает жить по другим лекалам, он начинает жить в духовном, интеллектуальном, культурном рабстве; такой народ уже не способен сопротивляться. И мы знаем, что именно в результате Первой мировой войны произошла историческая трагедия нашего Отечества – революция, гражданская война, страшная междоусобица, смена всех жизненных ориентиров, многолетнее духовное рабство, подчинение иным ценностям, иным идеалам. И ведь все это не в каких-то правительственных кабинетах – то, о чем мы сегодня говорим, касается каждодневной жизни людей, их духовного и физического здоровья, их национального самосознания.

Плод греха, плод рабства во грехе – смерть

Может быть, кто-то скажет: а разве есть что-нибудь хуже рабства, даже если это не рабство как понятие античной или средневековой истории, а рабство как потеря самостоятельности? Сегодняшнее апостольское чтение – небольшой отрывок Послания апостола Павла к Римлянам (6: 18–23) – говорит о том, что может быть нечто еще более страшное – когда мы становимся рабами греха.

Если человек теряет свободу, если он становится рабом греха, то наступают страшные последствия. Как говорит апостол Павел, вы начинаете делать такие дела, которых сами срамитесь, вам стыдно за то, что вы делаете. Но не только стыд является расплатой за рабство греху. Продолжая свою мысль, апостол утверждает, что полной расплатой является смерть, потому что жизнь во грехе несовместима с жизнью. И если физически человеческий организм может существовать, то его жизнь более не является человеческой жизнью. Жизнь во грехе предполагает следование другим законам, близким к законам животного мира. Человек падает в пропасть со своей богоопределенной высоты.

Плод греха, плод рабства во грехе – смерть. Так и сказал сегодня нам с вами апостол Павел. А ведь кто-то говорит, что все это предрассудки, сказки и что вообще никакого греха не существует, – каждый человек является автономным, независимым от других людей и от неба началом и сам определяет, что хорошо, а что плохо. Стало быть, никакого греха нет, если человек осознанно выбирает ту или иную модель поведения, и всё это оправдывается свободой: делай, что хочешь, выбирай, что тебе нравится, а если кто-то называет подобные дела грехом, то никакого значения это не имеет.

И ведь как много наших современников выбирают такую жизнь – в рабстве греху! Думают, будто открывают для себя полноту жизни, ведь «делать все, что хочу» вроде как и есть жизнь без границ. А на самом деле это уже не жизнь, это смерть, потому что человек как Божие творение, несущее в себе Божий образ, не может жить по закону греха – это противоестественно. А если так, то жизнь во грехе не является жизнью.

Человек, живущий в рабстве Божественному закону, – это сила

Что же предлагает апостол Павел? А он говорит очень простые, но такие сильные слова: вы должны быть рабами, но рабами не греха, а рабами праведности, рабами Божиими. Вы должны жить по Божественному закону, потому что плод такой праведности – святость и жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем. И если человек живет в этой святости, то он подлинно сохраняет свой собственный личный суверенитет. Таким человеком невозможно манипулировать, на такого человека невозможно воздействовать ни пропагандой, ни деньгами, ни хитросплетенными схемами, посредством которых сегодня осуществляется управление массами. Человек, живущий в рабстве Божественному закону, – это скала, это сила.

Вот почему проповедь вседозволенности, проповедь греха под видом свободы возможна лишь в условиях ослабленной религиозности людей. А в тех случаях, когда она сама по себе не ослабевает, ей бросается прямой вызов – в виде физических или моральных гонений. И сегодня мы с вами стоим перед той же дилеммой, что и древние римские христиане, к которым обратился апостол Павел: быть со Христом или без Христа, с Божественным законом или в рабстве греха.

Господь не отменяет свободу. Но разве можно сказать, что всякий выбор равнозначен любому иному и что ценностью является сама возможность выбора, а не то, что ты выбираешь? Да ведь это безумие! Каждый знает, что неправильный выбор может быть опасен. Когда человек выбирает смерть, все ужасаются. Разве можно такой выбор назвать ценностью? Ценностью является только выбор в пользу добра, и этому учит нас сегодня апостол Павел. Мы должны принять эти слова как Божественную истину, как слово Божие. И когда на нас будут обрушиваться потоки пропаганды, нацеленной на разрушение нашей христианской идентичности, давайте вспоминать апостола Павла с его замечательными словами о том, что только тот выбор есть выбор в пользу жизни и в пользу святости, когда он связан с порабощением себя Божиему закону и Божией правде.

Из проповеди по окончании Литургии в Смоленском соборе
Богородицко-Смоленского Новодевичьего монастыря в Москве,
6 июля 2014 года, в неделю 4-ю по Пятидесятнице,
в праздник иконы Божией Матери «Владимирская»

Проникновенное слово о Правде Божией должно быть обращено к ближним и дальним

За множеством административных дел и забот, требующих решения большого количества повседневных задач, не забывай, что ты призван собственным примером назидать клир и паству в благочестии. Наставляя народ Божий в учении, всегда памятуй слова апостола Павла: Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры (1 Тим. 1: 5). Работай на ниве Господней самоотверженно, не жалея душевных и телесных сил, однако при всяком совершаемом тобой действии содержи в сердце завет апостола: Если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы (1 Кор. 13: 3). Как часто мы воспринимаем эти слова, идущие из апостольской древности, от истоков нашей христианской веры, как нечто не имеющее к нам прямого отношения! Но если вдуматься в них, то как можно жить дальше без того, чтобы принять их всем сердцем и всем умом! Любовь жертвенная и милосердствующая, долготерпящая и созидающая, все переносящая и побеждающая должна подкреплять твои горние устремления и дольние дела, ибо без нее обратятся в пустословие и формализм даже самые благие начинания.

Направляя по богозаповеданному пути тех, кто готов и рад следовать за тобой, старайся простирать любовь свою и на тех, кто еще не усвоил евангельских заповедей или даже отрицает их. Твое проникновенное слово о Правде Божией должно быть обращено к ближним и дальним, старым и юным, ученым и простецам. Именно поэтому так важно заботиться об умножении числа пастырей, искренне радеющих о словесном стаде Христовом и готовых по примеру Совершителя нашего спасения положить душу свою за овец пажити Господней (см.: Ин. 10: 11).

В наше время, когда на людей обрушиваются огромные потоки информации, замутняющие сознание, весьма нелегко проповедовать Слово Божие. Ложные идеалы и ценности дезориентируют современного человека и порой настраивают его против Божественной Истины. Не оставляй попечения о блуждающих во мраке неведения, но стремись обратить их и собрать вкупе в Церкви Христовой, подобно тому как птица собирает птенцов своих под крылья (Мф. 23: 37), ибо, как свидетельствует Писание, Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2: 4). Из этих слов нет никаких исключений. Это касается и тех, кто хорошо к нам относится, и тех, кто относится к нам плохо, тех, кто готов нас слышать, и тех, кто на дух не переносит нашего слова. То, что сказано апостолом Павлом Тимофею, распространяется на всех. Особое внимание уделяй работе Церкви в молодежной среде, ведь юное поколение, как никто другой, подвержено пагубным влияниям и внутренне часто подобно младенцам, колеблющимся и увлекающимся всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения (см.: Еф. 4: 14).

Из слова при вручении архиерейского жезла
епископу Норильскому и Туруханскому Агафангелу (Дайнеко)
в Смоленском соборе Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря,
Москва, 6 июля 2014 года

7 июля 2014 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Михаил11 июля 2014, 13:27
Мощная мысль о выборе. Долгожданный ответ на вопрос о свободе. Сказано удивительно просто, ясно и настолько сильно, что не услышать невозможно! Даже глухие должны услышать эти слова. А таких глухих у нас сегодня больше, чем слышащих. Очень уж мощна искусно и методично ведущаяся столетиями пропаганда греха. Сегодня она миллионократно усилена электронными СМИ и индивидуальными электронными приборами. И вот в противовес всей этой армаде краткое слово Святейшего рушит все это здание, строящееся веками! Он обнажает безумие, тщательно и искусно скрываемое многословием о свободе выбора и свободе вообще. Это слово обращено прежде всего к интеллигенции, к ученым, особенно гуманитариям, к философам и обществоведам, мозги которых особенно замусорены, а души окаменели от гордыни мелкотравчатого знания. Да хранит Господь нашего Первосвятителя! Многая ему лета!
р.Божия Ирина 8 июля 2014, 02:57
Слова Патриарха Кирилла, всегда отражают весь наш мир, все то, что происходит в эти лукавые дни. Его слова дают силы для дальнейшего продолжения нашего пути к Истине. Без колебаний, без сомнений, а с верой и надеждой, с полным доверием Богу во всех самых нелегких испытаниях.
Слава Богу за то, что у нас, русских, есть такой Патриарх.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×