У горшечника

    

Восточный город – это огромный мир, подлинный улей. Улочки обязательно тесные ради тени, без которой – беда. Хорошо бы и потолок высокий в доме иметь. При высоком потолке жаркий воздух вверх поднимается, а внизу прохладно. Но высокий дом – роскошь. У всех простых людей дома тесные и низкие. В них только ночевать хорошо, а жить – на улице. Там же и работать. Прямо за порогом сидят на улице под навесом и жестянщик, и чеканщик, и сапожник, и продавец сладостей. Жены их – за спиной, в доме, и лиц своих не показывают. А эти стучат молоточками, скрипят и шумят прочим инструментом, переговариваются, однообразные мелодии под нос напевают. А еще дети в уличной пыли визжат и галдят, и музыкант вдали по бубну быстрыми пальцами бьет, и осёл чей-то нет-нет да вскрикнет ослиным своим голосом. Так наступает вечер, затем – ночь, затем – новый день. Люди веками вот так работали, спали, ели, искали нехитрых развлечений в одном и том же обжитом и многолюдном замкнутом пространстве, внутри стен.

А если выдавался у них праздный день, то как они отдыхали? Как и мы, хоть не было еще в помине ни аквапарка, ни игровой приставки. Нет для взрослого и жизнью битого человека большего развлечения, чем смотреть на горящий огонь, бегущую воду или другого работающего человека. И когда ты в думу погружен, а возле тебя чьи-то ловкие руки колдуют над кожей, или деревом, или глиной, то странные мысли рождаются в твоей голове, и неясно, что этим мыслям причина: твои ли думы или ловкие движения чужих работающих рук. Любил, размышляя, ходить по мастерским астроном, более известный как поэт, а еще более – как певец сбродившего сока виноградной лозы, по имени Хаям. Точнее – Омар Хаям, а еще точнее – Гиясаддин Абу-ль-Фатх Омар ибн Ибрахим аль-Хайям Нишапури, но это уже совсем сложно и мало кому интересно. О чем он думал, глядя на работу ремесленников, говорят его стихи. Он часто думал о том, что человек смертен. При этом он вспоминал, что сотворен человек Богом из праха, точнее – из глины. И значит, Господь – немножко Гончар. Даже и не немножко. Он – Гончар и Чудотворец, оживляющий глину. Поэтому ходил Хаям часто наблюдать за работой горшечников, гончаров. И думал при этом об ушедших поколениях, о своей будущей смерти, о том, справедлив ли мир, Богом сотворенный, или есть в нем какая-то ошибка. Страшные вопросы. А гончары перед ним мяли руками и ногами глину, топтали ее и били кулаком, размягчали и шлепали звонко на гончарный круг, что крутится, как звездное небо, на которое так часто по ночам смотрел из окон своей обсерватории Хаям. И строчки сами собой рождались в его уме:

Те гончары, что глину мнут ногами,
Хоть раз бы пораскинули мозгами –
Не стали б мять. Ведь глина – прах отцов.
Не стоит так вести себя с отцами.

Гончары знали, что он чудак. Знали, что муллы считают его вольнодумцем и говорить с ним небезопасно. Впрочем, султаны любят его. В Исфахане, Бухаре, Самарканде – всюду он почетный гость. Но говорить все-таки с ним опасно. Да и работать надо. Так думали горшечники, не поднимая глаз от гончарного круга. А поэт-астроном уходил молча, как и пришел, глядя под ноги и связывая в голове новые строки:

Эти камни в пыли под ногами у нас
Были прежде зрачками пленительных глаз…

***

Точно так же, как в Бухаре заходил к гончарам в XI веке от Христова Рождества поэт и астроном Хаям, заходил к ним и живший гораздо раньше в Иерусалиме пророк Иеремия. Заходил, правда, не для отдыха, а потому что так повелел ему Бог. «“Встань, – сказал, – и сойди в дом горшечника, и там Я возвещу тебе слова Мои”. И сошел я в дом горшечника, и вот, он работал свою работу на кружале» (Иер. 18: 2–3).

Иеремия не был поэтом и астрономом. Он был пророк. Он носил в себе боль знания о будущем – о разрушении Иерусалима, – и с этой болью, с утраченным вкусом к жизни он ходил по улицам города. Смотрел, как идет дым из очагов, которые скоро остынут; как горячо спорят соседи о вещах, совершенно не важных в свете того, что случится с ними вскоре. Когда горшечник работал, Иеремия думал обо всем этом. «И сосуд, который горшечник делал из глины, развалился в руке его; и он снова сделал из него другой сосуд, какой горшечнику вздумалось сделать» (Иер. 18: 4). И пока искусный человек привычно добился от глины того, чего хотел, придал ей нужную форму, было слово от Бога к Иеремии, слово, которое слышал Иеремия, но не слышал работающий гончар. «“Не могу ли Я поступить с вами, дом Израилев, подобно горшечнику сему? – говорит Господь. – Вот, что глина в руке горшечника, то вы в Моей руке, дом Израилев. Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему”» (Иер. 18: 6–8).

***

Иеремия всё понял и всё всем пересказал. Но люди ничего понимать не хотели, и Иерусалим превратился в груду развалин, а гора Дома Господня стала лесистым холмом. Безымянный горшечник, за работой которого наблюдал пророк, вероятно, ушел в Вавилон в числе прочих пленников и там, в земле изгнания, тоже делал горшки. А может, сгинул при осаде города. Но слова пророчества остались написанными. Зачем? Что я должен понять из них? Что я – глина, всего лишь говорящая глина, и «горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: “что ты делаешь?”; и твое дело скажет ли о тебе: “у него нет рук”?» (Ис. 45: 9).

Но вот, я препираюсь, и многие из тех, кого я знаю, тоже препираются с Создателем. Мы не то что недовольны жизнью, что было бы мелким бунтом, но мы часто недовольны всем миропорядком и готовы его «исправлять». Это как если бы кастрюля заговорила с хозяйкой о рецептах борща и стала вырываться из рук. Люди именно так и говорят: «Что Ты делаешь?» – и думают, что всерьез способны давать Богу советы, как править миром. Вот это, говорят, должно быть так, а не так, а вон то вообще быть не имеет права. Откуда это? Может, это оттого, что мы не видали, как действительно работает горшечник? Может быть, кузнецы и гончары, работающие на наших глазах, научили бы нас чему-то такому, чему не учит ни школа, ни телевизор?

Я хожу по улицам городов и без толку желаю найти мастерскую горшечника. Не могу найти. Часовую мастерскую – могу, и пиццерию – могу. Могу найти спортзал и парикмахерскую, табачную лавку и магазин CD-дисков. А гончарню – не могу. При этом мысли Хаяма тревожат меня, и тревога Иеремии о народе мне отчасти понятна. Все мы глина: и я, и ты, и Америка, и Китай, и Россия, и Израиль. Гордиться нельзя. Никому. Нужно смиряться и трудиться. Нужно трудиться и каяться. Слава от Бога труженику будет, никуда не денется. А преждевременно гордящегося можно легко переквалифицировать из кувшина для молока в кувшин для помоев. Ведь одни сосуды в честь, а другие – нет, как написано: «Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?» (Рим. 9: 21). И кто, думаю я, бунтует больше: ночная ваза или горшок для топленого масла? И кто я сам такой? И куда вообще мне идти со своими мыслями, чтобы посмотреть на вращающийся гончарный круг и вдруг прозреть, увидеть разом простой ответ на связку сложных вопросов?

***

Не нашел я гончаров и их мастерские, но нашел Иеремию и Хаяма. Еще нашел Давида, сказавшего о Христе: «Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника» (Пс. 2: 9). Нашел и Откровение Иоанна, где о Господе сказано: «Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: “Слово Божие”. И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый. Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным» (Откр. 19: 13–15). Многое я нашел, не найдя ни одного гончара в округе. И Хаям остался мне близок. Вот, например:

Я вчера наблюдал, как вращается круг,
Как спокойно, не помня чинов и заслуг,
Лепит чашу гончар из голов и из рук,
Из великих царей и последних пьянчуг.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Как о. Валериан с о. Феодором размышляли о превратностях судьбы Как о. Валериан с о. Феодором размышляли о превратностях судьбы
Ольга Рожнёва
Как о. Валериан с о. Феодором размышляли о превратностях судьбы Как отец Валериан с отцом Феодором размышляли о превратностях судьбы
Истории Митейной горы
Ольга Рожнёва
Вместо Афона – такой удар… Случайность. Мгновенное совпадение неподходящих места и времени – он оказался в неподходящий момент в неподходящем месте.
Всё будет хорошо Всё будет хорошо
Архим. Андрей (Конанос)
Всё будет хорошо Всё будет хорошо
Часть 1. Доверься Богу
Архимандрит Андрей (Конанос)
Даже не думай, что рядом со Христом, любя Господа, ты не будешь подвергаться жизненным испытаниям. Будешь, и очень многим. С одной лишь разницей: ты будешь знать, как их преодолевать.
Кошка. Рассказ Кошка. Рассказ
Свящ. Ярослав Шипов
Кошка. Рассказ Кошка
Рассказ
Священник Ярослав Шипов
Прихожу, а бабулька не спит. И рассказывает: «Я, — говорит, — померла уже»… Да-да, прям так и говорит. Мол, сердце во сне очень сильно болело, а потом боль прошла и хорошо-хорошо стало…
Комментарии
Александр Москаленко26 июля 2014, 01:14
Отец Андрей, вы и доктор, и сеятель. Вы лечите наши души, израненные цивилизацией и нашей гордыней. Вы сеете доброе и вечное, невзирая на трудности и преграды. И Бог вам в помощь ! Знайте, где бы вы ни были, ваши читатели всегда с вами.
Нина23 июля 2014, 18:26
Спаси Господи, чрезвычайно красиво сказано! Храни Вас Господь!
Надежда22 июля 2014, 12:12
Отец Андрей!Вы великий человек, таких больше знаю и не слыхала. Благослови Вас Господи!
Наталья22 июля 2014, 09:45
Все,батюшка, уже до меня написали о вашей новой литературной записке. Мне осталось лишь добавить, что это - очень красивая статья. Спасибо!
Ольга21 июля 2014, 08:29
Спаси Господь, отец Андрей! Нам бы всем православным христианам уразуметь и понять, что Дамоклов мечь висит над нами, нашей православной страной, нашей Церковью! Вот уже война на Украине, которая кричит душераздирающе, - Люди, очнитесь! Люди, обратитесь от дел ваших злых и покайтесь! Этот крик всем нам православным. Это показатель, каково лицо наше на сегодняшний день. И лицо наше страшное, перекошенное злобой ко всему нас окружающему, лицо, потерявшее всякую схожесть с образом Божиим, потому что забыли о Боге. Нужно понять всем и каждому из нас, что слова «“Не могу ли Я поступить с вами, дом Израилев, подобно горшечнику сему? – говорит Господь. – Вот, что глина в руке горшечника, то вы в Моей руке, дом Израилев. Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему”» (Иер. 18: 6–8)относятся и к нам тоже. Ибо всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Задумаемся же, пока есть время, какие плоды приносим мы Господу Богу нашему, братья и сестры. Еще раз большое спасибо Вам, отец Андрей, за Ваши статьи, видео. Спасибо, что толкаете в бок, когда наваливает "сон" в каждодневной череде жизни. Ревности нам бы всем о Господе нашем и бодрости духа.
Елена М20 июля 2014, 09:40
отецу Андрею: Очень правильное замечание: ни к кому люди нынче не хотят прислушиваться - ни к пророкам библейским, ни к благоразумным людям наших дней (хотя среди них, наверняка, пророки тоже ходят, но в такую вероятность сегодня поверить невозможно уже никому).Ну, а в то, что, человек из праха создан и в прах обратится, человек начинает верить и задумываться об этом, разве что на смертном одре.
Алевтина Панкова20 июля 2014, 01:38
Очень благодарна о.Андрею за возвращение. Искала Ваши материалы новые и с грустью - не находила. Спасибо, что нашли силы и мудрость сказать свое слово.
Андрей отец19 июля 2014, 23:31
Горшечники в 11-м веке еще помнили, или вспоминали, если им напоминал Хаям, что они месят "чашу из голов и из рук..". Большинство из этих горшечников и вообще живущих тогда людей еще считали себя горшками, сотворенными Горшечником.

Что же до нас, грешных.. наша проблемы , конечно же не в отсутствии мастерских горшечников рядом с любимой пиццерией, а в том, что если Иеремию тогда, хоть кто-то слышал, или хотя бы, было много людей, которые считали, что пророков нужно слушать... то сейчас... люди лепят виртуальные горшки и все беды и несчастья, которые могут с ними случиться тоже кажутся им виртуальными. Например, война на Украине.
Спаси вас Господи, отец Андрей.
НН19 июля 2014, 20:28
Спаси Господи, дорогой о.Андрей!
Выше всяких похвал... и актуально на все времена.
Ждём Ваших рассказов, эссе, проповедей.
Nadin19 июля 2014, 19:36
"Мы не то что недовольны жизнью, что было бы мелким бунтом, но мы часто недовольны всем миропорядком и готовы его «исправлять»."

Чем менее способен человек навести порядок в радиусе трех метров,тем более он увлечен проблемами мирового порядка.
"Величья не достигший человек
Великого не умалит вовек"
Елена М19 июля 2014, 12:55
Очень понравилась Ваша проповедь. Да будет благословен человек созидающий.
Роман19 июля 2014, 09:36
Спасибо за статью. Спаси Господи.
Александр Калашников19 июля 2014, 00:20
Батюшка, храни Вас Господь!

Редко подобное слышать-читать доводится. Не в бровь, а в глаз!
Толик18 июля 2014, 19:47
Спасибо.
А уж фраза: "Нет для взрослого и жизнью битого человека большего развлечения, чем смотреть на горящий огонь, бегущую воду или другого работающего человека." - !!!)))
Elena Kharchenko18 июля 2014, 12:39
Слава Богу! за пастырей!
Ирина Морозова18 июля 2014, 12:22
Отец Андрей,Вы наделены Божьим даром слова и рассуждения, способностью почуствовать и показать все Евангельские истины в нашей повседневной жизни. Всегда жду Ваших новых книг, статей,заметок и Вашего взгляда на всё наше житьё. Спасибо Вам огромное, храни Вас Господь! Если это возможно, будьте как можно чаще с нами на связи в "Православии"
гость18 июля 2014, 11:37
Слава Господу за то, что он послал нам в наше время о. Андрея! Читаю его всегда с удовольствием.
Сергий18 июля 2014, 11:02
"И кто, думаю я, бунтует больше: ночная ваза или горшок для топленого масла?" Данная цитата актуальна на все времена, а в наше время тем более.
Фотиния18 июля 2014, 10:05
Господи помилуй нас грешных! Вразуми и и настави на путь истинный и дай нам мысль благу!
Наталья Боровик18 июля 2014, 09:56
Очень сильная статья. Спаси Господи.
cjdf2459818 июля 2014, 09:55
Очень интересно и поучительно! Спаси Вас Господь!А мне всегда казалось,что все стихи Хаяма только о вине.
ТаняСем18 июля 2014, 09:21
Какой поразительно "тонкий смысл" и,действительно Божий Промысел!Очень благодарна автору за эти размышления,особенно понравились последние строки-вот смысл всей жизни нашей!!!Мы,действительно глина в руках Божиих,замешанная из богатых и бедных и только Господь решает,что из кого получится!Почаще бы вспоминать об этом в нашем "бешеном" ритме жизни!Слава Богу за все!
Ксения18 июля 2014, 08:28
Очень своевременно. Спасибо.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×