Долгое топтание с совочком

Священник Александр Лебедев о мире в христианской общине

Глуховатый алтарник Прохор поколотил свечницу Фотинию. Ну, как поколотил… Зашел за свечной «ящик», чтобы отнести просфоры. А войти за «ящик» – это еще серьезнее, чем в алтарь: вход только особо избранным – глуховатый алтарник Прохор не входил в их счастливое число. Да и время выбрал крайне неудачно: во время пения «Отче наш». И получил: «но-из-ба-ви-нас-от-лу-ка-ва-го» – там, где стоит дефис, следовали ритмичные удары в плечи, призванные очистить Фотинин «ящик» от присутствия навязчивого наглеца. Тут получила и свечница: возмущенный Прохор так двинул ногой по захлопнувшейся перед носом ящичной двери, что та оставила неприличный след уже на носу Фотинии, отлетевшей в угол. Возглас «Святая – святым» оба участника очередной приходской ссоры смиренно в свой адрес в этот день не отнесли. Испуганные прихожане тактично молчали, а священник поступил просто: после Литургии потребовал от обоих сделать определенное количество поклонов перед иконой Богородицы «Прибавление ума» на виду у всех…

…Регент Людмила надела в трапезной кастрюлю с супом на голову настоятелю: не так пошутил… Ревностный и давний прихожанин Владимир вырвал зазвонивший на службе мобильник у забывшейся «новенькой» и разбил его об пол…

И так далее и тому подобное. Я буду счастлив, если мне назовут адрес прихода, епархию в России, во всем мире, которые свободны от подобных случаев. Где нет ни случаев хамства, ни лебезения перед священноначалием, ни произвола по отношению к подчиненным, ни шелковорясных юнцов на «бумерах» – поводы для оторопи можно перечислять долго.

Чем заниматься таким печальным занятием, рискуя впасть в перемывание костей, я решил обратиться к тому самому священнику: как он-то видит то, что происходит, а, скорее, творится, в нашей земной и воинствующей Церкви? Как быть, как не впасть в осуждение, а заниматься, как говорят немцы, «подметанием у собственной двери», не оставаясь, тем не менее, безразличным к нашим общим бедам? Короче – как быть ревностным, но по разуму? Может, утешит, а то и вразумит – бывали случаи.

Протоиерей Александр Лебедев, настоятель возрождающегося вологодского храма Рождества Пресвятой Богородицы на Нижнем Долу, отвечает на вопросы корреспондента портала «Православие.Ru».

***

Протоиерей Александр Лебедев Протоиерей Александр Лебедев
    

– Отец Александр, примеров недостойного поведения в церкви (и в Церкви) можно привести множество, они прекрасно известны, и большинство из нас им свидетели, а то и прямые участники. Это грустно. О чем такие примеры говорят или прямо-таки вопиют?

– Речь, видимо, идет о недостойном поведении в церкви людей церковных, от которых такое поведение увидеть как-то не ожидаешь. Примеры недостойного поведения духовенства, церковных работников – это всего лишь примеры, а не общее место, не правило. Тот факт, что СМИ с жаром подбирают каждую новость о недостойном поведении «церковников», для меня факт скорее обнадеживающий, нежели печальный. Ведь для СМИ представляют интерес явления не повседневные, а исключительные, сенсационные. А это значит, что всякий «жареный» факт из жизни Церкви – не норма. Вот когда в СМИ в качестве сенсации будут появляться сообщения о том, что некий священник в каком-то там городе посетил детский дом или больницу, тогда, действительно, появятся основания для тревоги.

И всё же это грустно – видеть, как церковь становится местом проявления далеко не лучших сторон человеческой натуры. Такие примеры говорят о том, что воцерковление – процесс не такой скорый, как кажется и хочется (а очень ведь хочется!), что искоренение своих недостатков – дело намного более серьезное и трудное, чем оно обычно представляется, что совесть может притупляться, и человек может потерять возможность видеть и осознавать свои грехи.

– Какой должна быть реакция священника и прихожан на недостойное поведение?

– Алгоритм действий дан нам Самим Спасителем. «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18: 15–17). Как правило, схема срабатывает уже на первом этапе – при личном контакте. Важно лишь, чтобы обличение звучало не с позиции судящего (автоматически – осуждающего): «Я тебе говорю: ты не прав», а с позиции сочувствующего: «Давай подумаем: поступая так-то и так-то, не согрешаем ли мы?» В противном случае есть основания для тревоги.

– За что тревога? За то, что, изо дня в день читая Послания к Коринфянам и «несмысленным Галатам», мы следуем не ревности к исправлению своей жизни, оставаясь всё такими же несмысленными, когда услышали евангельскую проповедь впервые? А услышали ли мы эту проповедь вообще, или мы – многие из нас – пришли и остались в Церкви «по традиции», по привычке? Ведь в наших приходах, пожалуй, почище, чем у галатов и коринфян, «те же распри, раздоры, ненависть» – зачем лицемерить?

– Знаете, я по характеру скорее оптимист, чем алармист. Оптимизм мой основывается на несомненном факте: Бог – милостив. Да, мы ленивые, лукавые, нерадивые рабы, но все-таки рабы не чьи-нибудь, а Божьи. Да, наши попытки что-то в себе исправить чаще всего остаются безуспешны, но всё же мы хотя бы пытаемся. Да, мы хотим как лучше, а получается как всегда, но и это свидетельствует о том, что в нас сохранилась тяга к добру.

С объективной точки зрения рисунок двух-трехгодовалого ребенка – какая-то мазня, но родители на эту мазню смотрят глазами любви и радуются ей. Бог не есть объективность, Бог есть любовь. То, что на наших приходах бывают распри, раздоры, ненависть, – это не беда, это полбеды. Беда – это когда на наших приходах одни лишь распри, раздоры и ненависть, а это не так. И примеров тому предостаточно.

– Священник – последователь, преемник апостолов. Можно ли сказать, что он снова и снова – «в муках рождения, пока не отобразится в нас Христос»? Не удручает ли это «снова и снова», не ввергает ли в уныние?

– Попробуйте врачу задать вопрос: не ввергает ли его в уныние тот факт, что, несмотря на все его старания, люди всё болеют и болеют и болезни, видимо, пожизненный и неизбежный удел всего человечества. Я думаю, вопрос вызовет недоумение: из заведомой неисправимости человеческой природы совершенно не вытекает бесполезность усилий по преодолению ее поврежденности. Если нельзя выпить океан – это не значит, что нет смысла вовсе прикасаться к воде и единственный наш удел – помирать от жажды. Воду мы пьем по мере наших сил и потребности. Вот и священник, как духовный врач, хоть и осознает ограниченность своих сил и невозможность окончательного и бесповоротного излечения пациента, однако так же осознает возможность хоть в чем-то улучшить его самочувствие. В какой-то мере мы можем поправить ситуацию, а раз можем – значит, должны это сделать. Вот и делаем по мере наших сил.

– Согласны ли вы с мнением, наблюдением священника Александра Ельчанинова о том, как устроена церковная община? По примеру апостольской: есть и свой Иоанн, и Петр, и Симон Кананит, но есть и Иуда… Какое поведение, на ваш взгляд, можно считать типичным для этих участников христианской общины в нынешнее время?

– Давайте приведем цитату из «Записей» отца Александра Ельчанинова полностью: «Одна из типичных ошибок, ведущих к осуждению, унынию, неправильным оценкам, – “руссоизм” в религии, мысль, что здесь, на нашей земле, до всеобщего суда и осуждения, могут быть явления безукоризненные – в нас самих, в других людях, в человеческих отношениях. Тогда от себя требуешь полной святости и унываешь, находя в самые святые минуты нечистоту в своем сердце, тщеславие, двойственность; тогда злишься, заметив в людях, которых считал безукоризненными, – малодушие, лукавство, ложь; тогда отчаиваешься, видя даже в Церкви Божией расколы, ссоры, ревность, зависть – разгул человеческих страстей. Между тем “надлежит сему быти”, весь мир заражен грехом; сверху донизу проходит страшная трещина – язва растления и смерти, и никто и ничто не свободно от нее. Если в самой совершенной общине – среди учеников Христа – был Иуда, то что же нам ужасаться, что в Русской Церкви есть Введенский, а свой маленький Иуда, как и свой кроткий, духоносный Иоанн и верный, деятельный Петр – есть в каждом приходе».

    

Да, пожалуй, эту мысль я разделяю. Люди разных характеров и разного склада наполняют Церковь: склонные к богомыслию, как апостол Иоанн Богослов; деятельные, как апостол Петр, решительные максималисты, как Симон Кананит. Воцерковление не означает нивелировку личных особенностей, сведение всего многообразия человеческих характеров к некоему универсальному обезличенному общему знаменателю. Воцерковление – это обращение своих талантов на служение Богу и ближнему. Если в характере человека есть какая-то особенная черта, то это не проклятие, а благословение, не искоренять ее надо, а постараться раскрыть во всей полноте, не закапывать талант, а пустить его в дело. Как показывает жизнь, бывают в Церкви и предатели Христа – история XX века дала тому немало примеров.

– Есть ли примеры настоящей радости для священника, действительного утешения всей общины, когда радуются все – и прихожане, и священник? Есть ли примеры сотника («и в Израиле не нашел Я такой веры!») из жизни «внешних» людей, не состоящих в определенной общине? Есть ли такие «несмертельные голованы» сегодня, о которых Лесков писал? Есть ли повод в таком случае для восхищения?

– В жизни Церкви поводы есть не только для сиюминутной, но и для вечной радости. А для всеобщей радости в жизни Церкви место есть всегда. Единодушие – вот основание радости всей общины. Если приводить примеры, то сошлюсь на самый хрестоматийный – возрождение святыни, строительство храма, что называется, «всем миром», когда каждый – не наблюдатель, а участник общего дела и каждый чувствует свою причастность к делу Божию на земле – спасению душ человеческих.

«Корнилии сотники» встречаются и в наши времена. Думаю, любой священник, имеющий опыт, может припомнить случаи горячей искренней исповеди и глубокого покаяния, приносимых людьми, от которых такого, казалось, и не ожидаешь.

И уж конечно, как во времена Лескова, так и в наши времена не стоит село без праведника. Есть они и в наше время, эти замечательные «голованы» – сам таких видел.

– Повторюсь: примеров всякой мерзости в жизни земной Церкви уйма – они начинаются с первых шагов в храме. Так делается ли мир лучше? Или каждое столетие, каждое тысячелетие, каждое поколение мы сталкиваемся с одной и той же борьбой, с одинаковыми грехами, с постылой и унылой необходимостью преодолевать то, что пытались сделать христиане всех времен и народов?

– И, заметьте, многим христианам это хорошо удавалось. Если бы в жизни земной Церкви, начиная с первых шагов в храме, человека встречала только мерзость, христиан бы не было. Потому что кто захочет приобщиться к мерзкому сообществу? Однако христианство существует, и это свидетельствует о том, что Церковь являет соприкасающимся с нею людям примеры далеко не самого низкого качества.

Но, тем не менее, между нами, людьми церковными, есть явное осознание, что в Церкви есть то, чего в ней быть ну никак не должно, то есть мерзость. Важно понять: а Церковь – это кто? – Все мы. А кто мы каждый по отдельности, и сколько в нас – лично в вас и во мне – мерзости? И каким должно быть общество таких людей – совокупностью мерзости? Очевидно – да. Земная Церковь есть совокупность грешников, которые находятся лишь в процессе очищения. Для кого-то это – линейный процесс (Аллилуйя!!!); для кого-то – съезжание с первоначальных вершин неофитской благодати и вселюбви. А для большинства, наверное, – топтание на небольшом пятачке, без значительных прорывов вперед, лишь с преодолением периодических отступлений. И чего удивляться, что, топчась в таком сообществе, мы видим свои мерзости? И – слава Богу, что видим! Удивительно, наоборот, то, что в Церкви откуда-то берется кое-что кроме мерзости, – это явно не от нас, это от присутствия Бога среди нас.

Церковь (общество людей) далеко не идеальна, но общество этих же людей вне Церкви, вне удерживающей благодати – вообще караул!

– Ваши слова о топтании на небольшом пятачке, честно говоря, жестки, чуть ли не жестоки. Так и представляешь себе серую массу, копошащуюся в собственных грехах, и себя с совочком – так себе картинка. Возможен ли прорыв-то вперед, на небо? При каких условиях?

– Прорыв не просто возможен, он обязательно будет – раньше или позднее. А главное его условие – это соблюдение заповедей Христа. Среди них есть, как вы помните, и такая: «Не судите, и не будете судимы». Честное слово, хотя бы из чувства самосохранения стоит, на мой взгляд, «потоптаться», каким бы утомительным это занятие ни казалось. Награда того стоит – спросите у святых.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Тревожность, с которой мы не можем расстаться Тревожность, с которой мы не можем расстаться
Архим. Андрей (Конанос)
Тревожность, с которой мы не можем расстаться Тревожность, с которой мы не можем расстаться
Архимандрит Андрей (Конанос)
– Испытываешь ли ты чувство тревоги? – Я задавал этот вопрос очень многим людям, и большинство из них отвечали: Батюшка, это риторический вопрос?
Почему в церкви мало мужчин? Почему в церкви мало мужчин?
Свящ. Димитрий Шишкин
Почему в церкви мало мужчин? Почему в церкви мало мужчин?
Священник Димитрий Шишкин
Если в церковной общине нет или совсем мало мужчин, то для самих прихожан это лишний повод почувствовать свою слабость, беспомощность.
Люди утратили мир Люди утратили мир
Георгий Фечору
Люди утратили мир Люди утратили мир
Георгий Фечору
Мы вовлечены в парадоксальную войну, в которой нас взяли в союзники для того, чтобы мы воевали против самих себя, против Бога. Ибо все описанное до сих пор – это не что иное, как проявления краха, к которому пришло человечество, выбравшее жизнь без Христа.
Комментарии
Екатерина14 апреля 2017, 11:54
Большое спасибо за статью. Нет Любви, нет Веры, Веры нет, и все это случается у нас и в храмах и в жизни.
Ольга 3 марта 2015, 19:05
К себе будь строг, а за другими смотрит Бог! Вот если все будут помнить это, все будет хорошо. А то творят в храме самочиние, а ведь -это Дом Божий! Спасибо за статью, актуальность она никогда не потеряет. К слову, на фото матушка из Ивановского Введенского женского монастыря.
Светлана16 января 2015, 16:20
Спаси Господи, Петр! Очень актуально!Хорошо когда есть мудрый настоятель.
Лариса28 октября 2014, 09:17
У нас в храме раньше тоже всякое было,страшно было заходить, бабушки тут же налетали: не там встал, не там сел и тд.Но батюшка постепенно навел порядок, я помню как он одной старушке сказал, что вот если эта девушка больше не вернется в храм(после ее очредного замечания) то ее грехи лягут на тебя.Со старушкой чуть удар не случился.Сейчас смотрю уже по доброму относятся к тем,кто в храм в первый раз заходит(или редко ходит)
Любовь26 октября 2014, 12:07
Спасибо, особенно за цитату про "руссовский" взгляд. У меня как раз такая проблема.
Галина23 октября 2014, 19:47
Статья очень своевременная.Больше надо писать о поведении в храме.И , действительно,какой поп-такой и приход .Спаси Господи вас!
НН23 октября 2014, 12:47
Марина:
..."очень важно поднимать вопросы поведения верующих людей в храме и вне его. всем нам надо чаще строже спрашивать с себя".

Если бы моя НЕграмотная! бабушка (Царствие ей небесное!) узнала, что ПЕВЧАЯ может такое вытворить (если, конечно, она НЕ бесноватая) - бабушка слегла бы в постель от огорчения...
Мне кажется,беда не в том, что придя в храм, мы топчемся на месте (в лучшем случае!), а в том, что (как написала ЛЮДМИЛА), пришли из-за ЧУВСТВА САМОСОХРОНЕНЕЯ (не все, конечно), а не по любви к Богу и даже не из-за страха Божия.
Может, я и ошибаюсь, но складывается такое впечатление, что, если возникнут трудности (не дай Господи) с посещением храмов, довольно большАя часть прихожан уйдёт к психотерапевтам, в театры, музеи, туризм, клубы по интересам...
Но точно знаю, что все мои грехи - из-за МАЛОВЕРИЯ. ВЕРА перекроет недостатки воспитания (хотя ВОСПИТАННОСТЬ, согласна с ИРИНОЙ, никто не отменяет!). А её-то, ВЕРЫ, и не хватает. Господи, очисти сердца наши, научи нас любить Тебя и близких, умножь в нас веру в Тебя и Тебе!
Простите!
Людмила23 октября 2014, 10:25
…И чего удивляться, что, топчась в таком сообществе, мы видим свои мерзости? И – слава Богу, что видим! Удивительно, наоборот, то, что в Церкви откуда-то берется кое-что кроме мерзости, – это явно не от нас, это от присутствия БОГА среди нас.
Церковь (общество людей) далеко не идеальна, но общество этих же людей вне Церкви, вне удерживающей благодати – вообще караул!
...Честное слово, хотя бы из чувства самосохранения стоит, на мой взгляд, «потоптаться», каким бы утомительным это занятие ни казалось. Награда того стоит – спросите у святых.
Апогейная мысль,на мой взгляд,статьи.Многая лета Вам,о.Александр и Петр!!!Дай,Господи сил и разума "топтаться" в храме Божием,В ДОМЕ БЛАГОДАТИ,удерживающей нас от всякой мерзости.
Илья23 октября 2014, 10:22
Отличная статья. К сожалению как в обыденной жизни так и в Церкви нам не хватает терпения и любви к ближнему. А еще в последнее время люди стали какие-то озлобленные друг к другу. Может быть это из-за того, что мы стали "Лучше жить".
Марина23 октября 2014, 09:46
большое спасибо за статью. очень важно поднимать вопросы поведения верующих людей в храме и вне его. всем нам надо чаще строже спрашивать с себя. Спаси Господи!
Вера22 октября 2014, 20:36

Спаси, Господи, люди твоя!!! Тема культуры поведения в православном храме сегодня всё чаще и чаще поднимается среди верующих людей. Видно назрело... Действительно, очень мало любви среди пасомых, хотя пастыри наши стараются вразумлять, наставлять.
А свечные ящики - это сегодня передовые рубежи церкви, только вот там больше приходит на ум "ОФИСЫ".
А какая же в ОФИСЕ любовь? Больше - деловые отношения.
Сергий. Кострома22 октября 2014, 18:53
…Регент Людмила надела в трапезной кастрюлю с супом на голову настоятелю: не так пошутил…(c)
Если кастрюля надевается на голову, значит, кастрюля слишком большая. Сменить на меньших размеров:))

Ревностный и давний прихожанин Владимир вырвал зазвонивший на службе мобильник у забывшейся «новенькой» и разбил его об пол… (с)
На счастье! :))

А вообще, в Храм идут грешники. Праведники-то вне...
Ирина22 октября 2014, 15:50
Смею предположить, что английская королева ни при каких обстоятельствах не позволит себе, по крайней мере, на чужих глазах поколотить или же кастрюлю надеть на чью-нибудь голову. Есть элементарные нормы поведения, культура, которые почему-то стали моветоном в приходской среде. "Все мы грешные" слышишь чаще, чем "Господи! Помилуй".
Расхожее употребление слов "грех" и "греховность" превращается уже, извините, в бессмыслицу и пустозвонство. Ощущение, что "греховность" стала своего рода индульгенцией в рядах спасающихся. Вытворяй, что пожелаешь, греховность природы человеческой все покроет. Если так хорошо усвоили, что "все мы", почему бы к себе с осторожностью не относиться? Переставьте, что каждый из "все мы" в толпе с гранатой в руках с выдернутой чекой, когда любое послабление неминуемо приведет к летальному исходу себя любимого и поражению как минимум легкой и средней тяжести для окружающих. Захочется руки распускать или язык? "Греховность натуры" и есть та самая граната без чеки, которую сжимать можно только если помнишь, о необходимости и крайней заинтересованности это делать, а не индульгенция.
Спаси, Господи!
Наталия22 октября 2014, 13:29
Господи Благодетелю! Ты Благословляеши всю прислугу в Храмах Твоих! Благослови и всегда поддержи труждающуюся Татьяну, служанку Твою! Спасительную Твою, благодетельницу мою! Да будет ей от Тебя всегда радость и Утешение! Терпением своим и кротостию она направили меня прийти в Церковь Святую Твою! Аллилуиа! Слава Тебе, Боже!
Елена22 октября 2014, 13:17
"Я буду счастлив, если мне назовут адрес прихода, епархию в России, во всем мире, которые свободны от подобных случаев." - могу Вас осчастливить, Петр Давыдов. Приходите к нам, у нас не надевают кастрюли на головы и не дерутся не только во время литургии, но и в другие часы суток. Вообще у нас очень безопасно - храм прп.Марона, Пустынника Сирийского, Москва, ул. Большая Якиманка.
Нина22 октября 2014, 12:42
"Сеяхом бо семена жития своевольного, и жнем терния скорбей" (из молитвы к свт.Иоасафу Белгородскому).
Варвара22 октября 2014, 12:12
Я работаю на приходе и у меня нет радужного ощущения, что распри скорее исключение чем правило. Хотя по моему мнению наш приход самый лучший благодаря настоятелю. Но люди там работают грешные (из них же первая есть аз) не кокетничаю, знаю что не могу справиться даже с мелкими грехами, не то что победить себя. Да и другие не сильно далеко от меня ушли.
Вопрос как спастись отнюдь не праздный. Св. Лаврентий Черниговский сказал, что спасающихся как идущих в будни в храм, а погибающих как выходящих из храма в большие праздники. В нашем приходе в праздники выходит такая огромная толпа, что зайти уже невозможно, надо минут 15-20 ждать пока тысячная толпа выйдет. Так как же спастись, если не можешь победить даже чревоугодие, не говоря уже о гневе, осуждении и проч.?
А про священников сказано в книге митрополита Иерофея Влахоса "Православная психотерапия", со ссылкой на свт Иоанна Златоуста: "священники погибают только потому, что не умеют лечить души, а больная душа Бога не познает". Извините, что может я кому-то испортила настроение.
Ксения22 октября 2014, 12:07
"...из заведомой неисправимости человеческой природы совершенно не вытекает бесполезность усилий по преодолению ее поврежденности."

Спаси Господь о.Александра и автора статьи!
Елена22 октября 2014, 12:02
Народная мудрость гласит "каков поп таков и приход"...

В нашем монастыре Святой праведной Елизаветы на недостатки прихожан очень корректно указывают батюшки после исповеди, скажет батюшка несколько "незначащих слов",а начинаешь вдумываться и столько для себя найдешь.Люди едут со всего города,хотя монастырь маленький, а строительство приостановлено(Украина).Всего не опишешь,но наш монастырь- маленький островок душевного тепла,радости,единственный оплот для людей.

А статья интересная, познавательная, помогла мне найти ответ на многие вопросы.
татьяна22 октября 2014, 09:50
Далеко не во всех храмах можно встретить вышеописанные случаи. Согласно моим наблюдениям, такие примеры можно встретить большей частью в больших храмах и соборах и то,далеко не во всех.В больших храмах очень много людей,каждый идет со своими вопросами и так годами.Естественно,первый,кто встречается на пути - это свечницы. У них то раздражение и накапливается больше всего.Чаще всего,свечницы-люди простые, без высшего образования,ведут себя немудренно и очень просто.Но это задача настоятеля-объяснять,как надо себя вести.
Марина22 октября 2014, 09:48
Огромная благодарность за беседу-статью.Нашла для себя в ней ответы на наболевшие вопросы и недоумения.
P.S.Статьи такого содержания всегда будут актуальны,т.к. одни уходят другие приходят, а вопросы остаются.
Сергей22 октября 2014, 08:38
Спасибо за статью! Предисловие забавное.
Спаси Господи!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×