Ирина Судакова пишет для детей серьезные книги – не убаюкивающие, а способные пробудить в ребенке настоящего христианина. В Издательстве Сретенского монастыря вышло три написанных ею жития в изложении для детей: прп. Иоанна Дамаскина, пророка Даниила и сщмч. Илариона.
«Читая житие, дети могут увидеть, что никакие испытания не могут повредить тому, кто уповает на Христа», – говорит Ирина. И это – самый главный урок, который мы можем и должны преподать нашим детям.

– Ваше сотрудничество с Издательством началось с того, что вы прислали житие прп. Иоанна Дамаскина в изложении для детей. Почему вы выбрали житие именно этого, не самого известного в широких кругах святого?
– Преподобный Иоанн Дамаскин – один из самых любимых мною святых. О нем, действительно, мало знают. И это удивительно, ведь важность его трудов для Церкви трудно переоценить: это и богословские сочинения, и огромный вклад в сокровищницу нашего богослужения. Самый радостный, всеми любимый пасхальный канон – тоже плод его творчества.
А житие святого Иоанна не только очень поучительно, но ещё и необычайно интересно как для взрослых, так и для детей: коварные происки иконоборцев, несправедливое осуждение святого, а затем невероятное чудо исцеления. И его удивительный выбор: образованнейший человек, приближенный правителя Дамаска, оставляет все и уходит в монастырь.

Детской книги о преподобном Иоанне Дамаскине долгое время не было ни одной. И я решила изложить для детей его житие.
– Если говорить непосредственно о житии сщмч. Илариона, что в изложении его жития было для вас самым сложным? И что – самым важным, что вы обязательно хотели донести до детей?

То есть о сложных и трагических событиях нужно писать просто, кратко, емко, и, кроме того, щадя детское воображение. Не знаю, насколько мне это удалось.
А вторая трудность заключалась в том, что в большинстве источников о жизни святого рассказывается очень сухим языком, мало живых свидетельств, почти нет интересных воспоминаний о владыке Иларионе его близких друзей или родственников. А дети не могут воспринимать лишь сухие биографические факты.
Большой удачей были найденные в юношеских дневниках святого записи о паломничестве на Афон: юные читатели могут «услышать» живую речь святого.
Для них важно осознавать, что священномученик не сразу стал святым
Книга начинается с рассказов о детстве и юности священномученика Илариона. Это помогает приблизить образ святого к детям. Для них важно осознавать, что священномученик не сразу стал святым. Когда-то, подобно им, он был обыкновенным мальчиком.
А дальше перед детьми раскрывается путь святого: студент, иеромонах, епископ, сподвижник Патриарха, мученик.
Имя Иларион означает «веселый», и священномученик Иларион очень радостный святой. Не зря его сравнивают с преподобным Серафимом Саровским. Владыка Иларион светился пасхальной радостью.

И в лагерном аду, и в тяжелой болезни, когда физические силы покинули его, владыка Иларион оставался духовным богатырем – воином Христовым. Хотелось бы, чтобы дети поняли: страдания мучеников, их подвиг – это победа! Победа над злом и над самой смертью!
– Мы знаем, что в прежние времена, а может, и в нынешние тоже, иконописцы на период работы берут особый пост или особо усердно молятся. Изменилась ли ваша духовная жизни в тот период, когда вы писали это житие и чувствовали ли вы помощь святого?
– Всегда больше молюсь тому святому, о жизни которого пишу в данный момент. И чувствую поддержку, помощь. Причем не только в написании книги.
– А вам понравилось оформление книги?
– Да, книга о священномученике Иларионе прекрасно оформлена, а иллюстрации Елизаветы Цымбаревич просто замечательные. Интересное решение в оформлении книги – пояснения, данные на полях, и дополнительные маленькие детали, которые дети могут подолгу рассматривать.

– Мы видим, что сегодня дети с самого юного возраста приучаются пользоваться компьютерами и планшетами. Что можно этому противопоставить, чтобы привлечь их к книге?
Очень важно, чтобы у детей перед глазами был пример читающих взрослых
– Очень важно, чтобы у детей перед глазами был пример читающих взрослых. А, кроме того, с самого маленького возраста дети должны быть буквально окружены книгами. Обязательно интересными, добрыми и с хорошими иллюстрациями.
И, конечно, нужно как можно дольше не приобщать детей к компьютерам и планшетам, а в школьном возрасте использовать компьютер очень ограниченно – желательно только для учебных целей. Мультики и кинофильмы – по особым дням.

Но нужны не жесткие запреты. Просто в доме все нужно устроить так, чтобы такой порядок был чем-то само собой разумеющимся: дети не должны ощущать себя ущемленными и мечтать о «запретном плоде».
У них должно быть много интересных занятий. А чтение – одно из них.
Большинство детей любят, когда им читают взрослые. Совместное чтение хороших книг – это само по себе замечательное и увлекательное времяпровождение, и, кроме того, оно прививает любовь к книге.

Ещё, по моим наблюдениям, важно научить детей читать задолго до школы. Причем учить больше в игровой форме, чтобы эти занятия были радостными для ребенка.
И тогда современные дети читают. И ещё как! Для моих племянниц чтение – самое любимое занятие. Они готовы читать всегда и везде. Так что, может быть, мы немножко переусердствовали, приучая их к чтению.

– Конечно, хотелось бы, чтобы детей увлекали примеры святых подвижников, чтобы именно им хотели подражать юные христиане. По мере сил, конечно.
Мне кажется, важно рассказывать детям о жизни святых и просто настоящих крепких христиан, знакомить их с подвигом новомучеников.
Священномученик Иларион – яркий пример для подражания: высокообразованный, целеустремленный, и в то же время общительный и веселый, горящий любовью к Богу и ближним.
Иллюстрации Елизаветы Цымбаревич из книги И. Судаковой «Житие священномученика Илариона (Троицкого)»