Народ Нидерландов был обращен в христианство в седьмом-восьмом веке, то есть, позже, чем многие другие христианские народы Европы. На территории этой страны жили фризы, саксы и франки. Однако, в «голландские города, отличавшиеся терпимостью, на протяжении столетий под воздействием религиозного или политического давления» перемещалось «бесчисленное множество беженцев». Многие люди переселялись туда и по чисто экономическим причинам. К примеру, многие из обитателей Нидерландов были моряками, а моряки отличаются высокой мобильностью. Плюс к этому, Нидерланды, как правило, во множестве экспортировали своих торговцев: в Средние века – в Англию, во времена Петра Великого – в Россию, и на протяжении нескольких сотен лет – в Америку.
Римское завоевание Нидерландов началось в первом веке до Р.Х. В то время эту страну населяли кельтские и германские народы. В 59-52 гг. до Р.Х. Юлий Цезарь осуществил завоевание Галлии. На Рейне продвижение римлян резко остановилось. Попытки цезаря Августа пересечь Эльбу потерпели неудачу, поэтому область к северу от Рейна, которая находилась под властью фризов, никогда под власть римлян не переходила. Однако, с первого по пятый века, фризы «в большей или меньшей степени являлись данниками римлян». Другие области Нидерландов вошли в состав провинций, называвшихся Бельгика и Нижняя Германия.
Обычным делом была торговля, осуществлявшаяся через границы между римскими частями Нидерландов и «Вольной Германией». Римляне позволяли франкам селиться в областях римских Нидерландов, чтобы те стояли на страже границ. Франки выполняли эту функцию до середины пятого столетия, а потом стали двигаться на юг. Римская оккупация некоторых областей Нидерландов закончилась с великим вторжением германских племен в 406-407 гг. Однако, Фризия не осталась без постороннего внимания; через нее «по дороге в Англию проходили англы и саксы», значительная часть миссионеров в Нидерландах вышла из среды англосаксов, которые чувствовали близость к фризам как к родственному народу и предпочитали вести свою миссионерскую деятельность именно среди фризов, нежели среди других языческих народов.
В период ранних меровингов Нидерланды в значительной степени обладали независимостью, а их фризская часть была полностью независима от власти франков. С ростом могущества франкского дворянства в течении первой половины шестого столетия положение вещей стало меняться. В 687 г. Пипин Второй сокрушил «майордома» Нейстрии (Австразия включает в себя «Арденны и верхнее Мойзе», а Нейстрия была «западной частью франкского меровингского королевства»), что позволило ему направить свое внимание на север. В 689 г. у Дорестата он сокрушил фризского короля Радбода. Франкское могущество и христианская вера франков вызвали возмущение фризов, которые в первом усмотрели угрозу их древним свободам, а во втором – инструмент франкского империализма. Поэтому, Радбод был решительным сторонником язычества.
Пипин Короткий |
Аквитанец св. Амандус (ум. 659) помогал основывать «монастыри по всей Фландрии, в частности в Эльноне (позже Сен-Аманд), Генте и Антверпе» (чтобы получить примерное представление об охвате его миссионерской деятельности см. карты Приложения). Король Дагоберт щедро поддерживал подобные миссионерские предприятия, особенно в форме фискальных (коронных) земель.
Св. Амандус был «посвящен в сан епископа в 628 г. без определенной епархии, получив общие полномочия проповедовать веру язычникам. Он проповедовал Евангелие во Фландрии и среди славян в Каринтии». Затем был изгнан Дагобертом за осуждение «скандальных преступлений» короля и вел миссионерскую работу среди язычников Гаскони и Наварры. Вскоре Дагоберт раскаялся, снова призвал св. Амандуса и бросился к его ногам, прося прощения. Св. Амандус вернулся к миссионерской деятельности – на этот раз в окрестностях Гента.
Он сознательно выбрал довольно сложный для миссионерской деятельности регион. Язычники в этой области были столь свирепы, что ни один другой проповедник не отваживался столкнуться с их яростью лицом к лицу. Именно это вдохновило его на работу с ними. Он работал очень упорно, на протяжении долгого времени, безрезультатно. Его нередко избивали и несколько раз бросали в реку. Однако, в конце концов, его терпение и упорство принесли результат. Бог позволил ему на глазах у народа воскресить умершего человека (повешенного преступника). После этого события толпы людей пошли к нему, чтобы принять крещение – люди разрушили языческие храмы своими собственными руками. К 633 г. он уже построил несколько церквей, основал «два больших монастыря в Генте, оба под покровительством Св. Петра». Во Фландрии он построил много учреждений, посвященных служению Богу. Одним из наиболее известных является «большой монастырь в Эльноне», который находится «в девяти милях от Турнея». (Монастырь, а также находящийся поблизости город и минеральные источники позже были переименованы в Сен-Аманд). Традиция, не вполне, впрочем, вызывающая доверие, говорит, что в 649 г. он был избран епископом Маастрихта, но через три года отказался от руководящего поста в своей епархии в пользу св. Ремаклуса и вернулся к миссионерской деятельности. Он продолжал работать среди язычников до восьмидесятилетнего возраста. Потом вернулся Эльнон, где пробыл четыре года аббатом. Он преставился в Лорде в 675 г.
По ходу своей деятельности св. Амандус проповедовал также в Утрехте и воздвиг там маленькую часовню, посвященную Св. Мартину. После того, как он отбыл, чтобы продолжать свою миссию в других местах, Дагоберт передал укрепленный пункт в Утрехте Епископу Кёльнскому, Куниберту, на том условии, что он будет заниматься обращением фризов. Однако епархия Кёльна не проводила никакой миссионерской работы среди фризов.
Другие миссионеры Нидерландов, включая Ахариуса, св. Элигиуса и св. Моммолинуса, работали в окрестностях Нуайона (сегодня северная Франция) и Турнея (сегодня Бельгия).
Св. Элигий (приблизительно 590-659) начал свою карьеру в качестве весьма одаренного золотых дел мастера, произведшего благоприятное впечатление на королей Клотэра Второго, Дагоберта Первого и Кловиса Второго своим мастерством и большой честностью. Его талант принес ему значительное состояние, которое он использовал, раздавая милостыню и выкупая рабов, некоторые из которых остались при нем и верно служили ему на протяжении всей его жизни. Один из них, сакс св. Тилло, стал апостолом в окрестностях Куртрэя. Король Дагоберт предоставил ему землю для мужского монастыря в Лимузине и для женского – в Париже. В 641 г. (начало правления Кловиса Второго) св. Элигий был посвящен в сан Епископа Нуайона и Турнея. Турнейская часть этой епархии была населена в основном язычниками. Он вел проповедническую деятельность среди них и в окрестностях Антверпа, Гента и Куртрэя. Язычники сначала хотели причинить ему вред, но его упорный труд на ниве христианского благочестия, забота о больных, защита людей от угнетения, предоставление материальной помощи, заставила их изменить свое отношение к нему. Многие были обращены и крещены. Он читал проповеди каждое воскресенье и по праздничным дням. Он преставился в Лорде первого декабря 659 г. Регентша королевы (которая разделяла его заботу о рабах – будучи еще в детстве привезенной в качестве пленницы из Англии, и которая высоко ценила его советы) хотела перенести его тело в свой монастырь в Шелле, тогда как другие стремились привезти его в Париж. Однако, жители Нуайона так энергично протестовали против этого, что его тело осталось у них.
Св. Элигий «долгое время оставался самым популярным святым Франции, и его праздник в эпоху позднего Средневековья был всеобщим праздником северо-западной Европы». Он является святым покровителем разного рода кузнецов и работников по металлу. Батлер заметил, что «св. Элигий научился быть святым живя «в мире» и при дворе. Но при этом он научился не быть частью мира, научился не уходить в мир, не оставлять свои религиозные обязанности… Св. Элигию, как и многим другим святым, даже будучи при дворе, удавалось посвящать свое время большей частью беседе с Небесами».
Святой Вилфрид |
В пользу его учения в глазах язычников сыграло серьезную роль то обстоятельство, что его прибытие было ознаменовано небывалым уловом рыбы. Тот год, вообще, выдался необычайно урожайным, и это касалось всех видов продукции. Все это они приписали славе Бога, которого проповедовал святой муж. Проповедь его была принята, и в тот год он крестил всю, за несколькими исключениями, верхушку фризов, и еще множество тысяч простого люда.
Франкский князь Эброин (майордом короля Нейстрии Теодерика) был подкуплен врагами св. Вилфрида, которые хотели погубить его. Он послал Альдгислу письмо, обещая бушель золотых за св. Вильфрида, живого или мертвого. Король прочитал послание вслух в присутствии всех, включая самого св. Вилфрида и посланников. После этого он разорвал послание и сжег, сказав, что пусть Бог уничтожит тех, кто нарушает свои клятвы. Затем св. Вилфрид отправился в Рим, а после продолжил свою долгую и разнообразную деятельность в Англии. Однако, его протеже св. Виллиброрд, вернулся к фризской миссии.
Св. Виллиброрд (прим. 658-739) родился в Нортумбрии. Когда ему не исполнилось еще семи, он пришел в монастырь Рипона, который в то время возглавлял основатель обители св. Вильфрид. Он пришел из благочестивой семьи – отцом его был св. Вильгис, который позже стал отшельником и основал небольшой монастырь. В двадцать лет св. Виллиброрд получил благословение аббата на то, чтобы отправиться в Ирландию для духовного и интеллектуального развития. Он присоединился к св. Эгберту и св. Вигберту, которые еще раньше отправились в Ирландию. Св. Эгберт очень хотел проповедовать в северной Германии и во Фризии, но ему было видение, и он вместо этого отправился в Иону, чтобы убедить тамошних монахов отказаться от кельтского церковного календаря, который они использовали, и заменить его универсальным церковным календарем, установленным на Никейском Соборе. Св. Вигберт же отправился во Фризию, где «он неустанно на протяжении двух лет проповедовал слово жизни народу и его королю Радбоду; но его огромные старания не нашли никакого отклика в сердцах его слушателей-варваров», во многом из-за противодействия Радбода, решительного покровителя язычества. Так что св. Вигберт сдался и вернулся в Ирландию. Эта миссия, должно быть, закончилась еще до 690 г. Тогда св. Эгберт подготовил и отправил вторую группу миссионеров, во главе которой был либо св. Виллиброрд, либо св. Свитберт.
Св. Виллиброрд покинул Ирландию в составе группы из двенадцати миссионеров, отправившихся в 690 г. во Фризию. К этому моменту в южной части Фризии обстоятельства резко изменились к лучшему. За восемнадцать недель до этого Пипин нанес поражение Радбоду, принудил его уступить южную часть этой территории, целую область между Мойзе и Рейном, и заплатить дань.
Миссионеры сошли на берег в устье Рейна и последовали в Утрехт, проповедуя и уча по пути. Радбод временно прекратил противодействие христианскому учению. В Утрехте они встретились с Пипином, который высказал поощрение их намерениям проповедовать в только что завоеванных областях. После этого св. Виллиброд отправился в Рим за благословением своей миссии. Папа св. Сергий Первый предоставил ему соответствующие санкции, а также дал мощи для освящения церквей.
Св. Вильфрид, в то время изгнанный из Йорка и проживавший в Мерсии, назначил св. Свитберта (после избрания его собратьями-миссионерами) епископом округа. Однако, по всей видимости, Пипин не одобрил этого выбора, поскольку св. Свитберт вскоре пересек Рейн и отправился проповедовать, а Пипин послал в Рим св. Виллиброрда с письмом, в котором настаивал, чтобы тот был посвящен в епископы вместо св. Свитберта. Св. Виллиброрд сначала противился предложению стать епископом, чувствуя себя недостойным этого сана. Однако давление короля и единодушное согласие братии убедили его принят сан. Папа Сергий посвятил св. Виллиброрда в епископы фризов в базилике св. Сесилии в ее день, 22 ноября 695 г., и дал ему имя Клемент. Св. Виллиброрд оставался в Риме только четырнадцать дней. Он вернулся в Утрехт и восстановил там церковь св. Мартина, которая была построена св. Амандусом, но позже была разрушена язычниками. Он выбрал Утрехт центром своей епархии и базой для организации миссионерских предприятий. В 698 г. он основал «аббатство Эхтернаха на Суре, в епархии Трира» (сегодня Люксембург), еще одну большую миссионерскую базу, кроме того стал действовать и в областях Верхней Фрисландии, которые находились под властью Радбода.
Св. Виллиброрд явился и ко двору Радбода, но хотя король фризов принял божьего человека по-доброму и со смирением, сердце его ожесточилось против Слова Жизни. Тогда святой решил изменить направление своей миссионерской деятельности и отправился к свирепым племенам данов. Там он не добился успеха, не считая того, что он купил «тридцать датских мальчиков, которых он обучил, крестил и забрал с собой».
Когда св. Виллиброрд возвращался, он попал в шторм, в результате чего он оказался на фризском острове Хелиголанд. Этот остров считался у фризских и данских язычников священным островом бога Фосите. Это место держало язычников в таком великом страхе, что никто из аборигенов не отваживался соваться туда пасти свою скотину, и не смел брать воду из бившего там источника, кроме как соблюдая абсолютную тишину. Св. Виллиброрд не придал никакого значения ни приписываемой суевериями этому месту святости, ни дикой жестокости короля Радбода, который, как правило, предавал нарушивших покой священных мест жесточайшей смерти. Виллиброрд крестил трое человек в источнике во имя Благословенной Троицы и дал указания заколоть несколько коров, чтобы накормить своих спутников. Когда язычники увидели это, они ждали, что пришельцы сойдут с ума или тут же будут поражены смертью. Однако, миссионеры не понесли никакого вреда, и язычники, пораженные ужасом и изумлением, доложили королю о случившемся.
Король впал в сильнейшую ярость и решил отомстить священнику за те оскорбления, которые тот нанес его божествам. На протяжении целых трех дней ежедневно он трижды бросал жребий, чтобы определить, кому предстоит умереть; но так как истинный Бог защищал своих слуг, жребий ни разу не выпал ни на Виллиброрда, ни на кого-либо еще из его спутников, за исключением одного члена его группы, который, таким образом, обрел мученический венец. Тогда святого человека вызвали к королю, который осыпал его бранью за то, что он нарушил покой святилища короля и нанес оскорбление его богу. С невозмутимым спокойствием проповедник Евангелия ответил:
«Предмет твоего поклонения, о король, не бог, а дьявол, и он держит тебя в сетях мерзкой лжи, чтобы предать твою душу вечному огню. Ибо нет Бога, кроме единого, который создал небеса и землю, моря и все, что в них; и те, кто поклоняется Ему в истинной вере, обретут вечную жизнь. Как Его слуга я призываю тебя в этот день отказаться от пустых закоснелых заблуждений, в которые впали твои предки, и поверить в единого всемогущего Бога, Господа нашего Иисуса Христа. Прими крещение в источнике жизни и смой все твои грехи, чтобы, отказавшись от злобы и нечестивости, ты мог после этого жить как новый человек в успокоении, справедливости и святости. Если ты сделаешь это, ты будешь радоваться нескончаемой славе вместе с Богом и Его святыми; но если ты отвергнешь меня, того, кто открывает тебе дорогу жизни, будь уверен, что вместе с дьяволом, которому ты подчиняешься, ты будешь терпеть нескончаемое наказание и мучение в языках пламени». На что король подивился и ответил: «Ясно мне, что мои усилия никак не повлияли на тебя, и что твои слова также непреклонны, как и твои дела». Хотя он не внял проповеди истины, он отослал Виллиброрда со всеми почестями обратно к Пипину.
Покинув Хелиголанд, св. Виллиброрд отправился на фризский остров Вальхерен, где «его благочестие и терпение совершили множество завоеваний ради христианской религии», и основал там несколько церквей. Он разрушил стоявшего там идола, после чего на него напал возмущенный языческий жрец, вооруженный мечом, и попытался его убить. Однако, святой чудом уцелел. Затем, его «спутники ринулись, чтобы убить дикого человека за его безумие. Божий человек, естественно, освободил преступника из их рук и отпустил его. Однако, в тот же день тот был схвачен дьяволом, который обладал им три дня, после чего тот закончил свою жалкую жизнь в страданиях».
После этого он без приключений вернулся в Утрехт. В 714 г. он крестил Пипина Короткого, будущего короля франков, сына Карла Мантеля . 14 декабря 714 г. Пипин умер, и вскоре после этого началась известная борьба за власть над франкской территорией. Гражданская война продлилась примерно пять лет и закончилась победой Карла Мантеля.
В 716 г., пока у франков шла гражданская война, Радбод снова завладел теми частями Фризии, которые он потерял двадцать восемь лет назад. Радбод свел на нет большую часть работы св. Виллиброрда – он разрушил церкви, убивал миссионеров и принудил отступиться от веры многих обращенных. Св. Виллиброрд был вынужден отступить в Эхтернах и оставаться там до смерти Радбода в 719 г. После смерти Радбода он смог вести свою проповедническую миссию по всей Фризии, «стараясь крещением привести в церковь тех людей, которые недавно были завоеваны мечем». В 720 г. к нему присоединился св. Бонифаций и помогал ему в этой его работе три года.
К тому времени над фризами установилась верховная власть герцога Карла Мартеля, слово Истины оглашалось, преодолевая границы, страну наполнили голоса проповедников, и преподобный Виллиброрд со своими братьями-миссионерами распространял Благую Весть. Когда Карл стал майордомом, он приказал, чтобы доходы от его замков в Утрехте были пожертвованы Утрехтскому монастырю св. Виллиброрда.
Св. Виллиброрд продолжал свою работу по достижении преклонного возраста, а последние несколько лет своей жизни он провел в уединении в Эхтернахе. Он скончался 7 ноября 739 г. в Лорде. Его преемником на посту аббата стал Альдбергт.
Святой Бонифаций |
Св. Бонифаций сошел на берег в Дёрштадте весной 716 г. Однако, в то время король Радбод находился в состоянии войны с Карлом Мартелем. Св. Виллиброрду в то время пришлось покинуть Фрисландию и отправиться в свой монастырь в Эхтернахе. Св. Бонифаций в первую очередь занялся выяснением ситуации и провел беседу с королем Радбодом. Оценив ситуацию, он сделал вывод, что оставаться там не было никакого смысла, и осенью вернулся домой. Монастырская братия была рада его возвращению. Братья попытались заставить его остаться, выбрав его аббатом по смерти аббата Винберта. Он отказался. В 718 г. он отправился в Рим, имея с собой рекомендательные письма от епископа Винчестерского Даниэла. Папа Григорий Второй хорошо его принял и продержал у себя год, а потом отправил его выполнять свою миссию, предоставив ему общие полномочия проповедовать слово Божие язычникам и дав ему имя Бонифация.
Вскоре после того, как он отправился в Германию, он услышал, что Радбод умер. Тогда он вернулся к своей миссии во Фрисландии, и в течение трех лет помогал там св. Виллиброрду в его работе. Св. Виллиброрд хотел сделать его своим преемником и наследником, но св. Бонифаций отклонил это предложение, настаивая на том, что его полномочия – это общие полномочия, и что он не может принимать какую-либо определенную епархию. К тому же он чувствовал себя еще слишком молодым. Он вернулся в Германию, где обращал язычников. Его работа шла так хорошо, что его вызвали в Рим, и в день Святого Андрея, 722 года, посвятили в епископы области без определенной епархии, но с общей сферой полномочий над Германией.
Следующие тридцать два года своей жизни он созидал церковь в Германии, реформировал франкскую церковь, которая в то время сильно сбилась с курса. Ситуация в церкви была крайне сложной. Карл Мантель сильно усугубил положение, занимаясь кражей имущества церквей и, что было еще хуже, назначая епископами безбожных людей из своего окружения. Обычным делом была симония. А один епископ даже участвовал в сражении и своими руками лишил жизни убийцу своего отца. Св. Бонифацию приходилось бороться с еретическими епископами и священниками, с самозваными епископами, со святыми в стиле «Нью-Эйдж», священниками, которые исполняли как языческие жертвоприношения, так и христианские таинства. Он организовывал первые франкские соборы духовенства, чтобы с их помощью очистить франкскую церковь.
Однажды на вершине горы Гуденберг в Гайсмаре, недалеко от Фрицлара в Германии многие гессенцы были обращены в христианство. Однако некоторые из них продолжали, кто тайно, а кто открыто, практиковать язычески обычаи. Св. Бонифаций решил в их присутствии в месте под названием Гайсмере срубить дуб неимоверных размеров, который древние язычники называли Дубом Юпитера. Собрав все свое мужество, ибо рядом стояла огромная толпа язычников, он сделал первый замах. Когда он сделал первую поверхностную зарубку, верхушка дуба задрожала, его ветви стали обламываться, и вдруг громада дуба, потрясенная мощным порывом ветра сверху, рухнула наземь. Дуб развалился на четыре одинаковые части. Став свидетелями такого необычайного зрелища, язычники, которые до этого сыпали проклятиями, перестали браниться, уверовали и стали прославлять Господа. Затем святой епископ, посоветовавшись с братией, построил часовню из древесины дуба и посвятил ее Святому Апостолу Петру.
В 753 г., примерно в возрасте семидесяти трех лет, св. Бонифаций сложил с себя свой сан архиепископа Майнца, оставив его своему преемнику, св. Луллу. Он решил вернуться к своей первоначальной миссии среди фризов, которые после смерти св. Виллиброрда (в 739 г.) снова стали обращаться в язычество. В Утрехте к нему присоединился св. Эобан, которого он ранее назначил на эту епархию. Весной 754 г. они переправились через озеро, которое тогда разделяло Фрисландию на две части, прибыв к «совершенно не евангелизированным племенам северо-восточной Фрисландии». Работа поначалу продвигалась довольно успешно, крещено было много народу. На Пятидесятницу (5 июня 754 г.) должны были провести конфирмацию. Однако, пока св. Бонифаций и тридцать его сотрудников, включая св. Эобана, ожидали начала праздника, к лагерю приблизилось огромное количество вооруженных врагов, которые кинулись на них, размахивая оружием. В мгновение ока спутники миссионеров взялись за оружие, чтобы защититься от слепой ярости толпы и бросились из лагеря, чтобы встретить неприятелей. Но божий человек, слыша крики и шум атакующей толпы, немедленно позвал к себе духовенство и, собрав вместе мощи святых, которые он всегда носил с собой, вышел из своей палатки. Сразу же он сделал выговор своим спутникам и запретил им продолжать противостояние, сказав: «Дети мои, прекратите сражение. Сложите ваше оружие, ибо сказано нам в Писании не воздавать злом за зло, но преодолевать зло добром. Час, которого мы давно ожидали, близок, и день нашего избавления рядом. Найдите утешение в Господе и терпите с радостью страдания, которые Он милосердно предопределил. Положитесь на Него, и Он дарует вашим душам избавление». Неистовствующая толпа язычников кинулась на них с мечами и убила миссионеров.
Убийцы рассчитывали найти золото и серебро. Однако добыча грабителей состояла из книг, мощей и вина. Сначала они выпили вино, потом стали драться. Большая часть из них была в ссоре убита. Оставшиеся открыли поклажу и обнаружили там книги. Раздосадованные разбойники в ярости «разбросали найденные книги по полю, одни книги оказались заброшены в заросли тростника, другие оказались спрятаны в самых различных местах». Однако позже книги были найдены «в целости и сохранности» и возвращены в построенный в Фульде монастырь св. Бонифация, в котором он завещал себя похоронить.
Возмездие не заставило себя долго ждать. Весть о смерти мучеников быстро распространялась по всей провинции, от деревни к деревне, и когда христианам стало известно об их судьбе, собрался большой вооруженный отряд. Язычники, не в силах выстоять против натиска христиан, тут же обратились в бегство, но были перебиты.
Король Пипин сначала потребовал, чтобы тело св. Бонифация осталось в Утрехте. Однако чудесный звон церковных колоколов убедил жителей Утрехта отдать останки. Жители Майнца также настаивали на том, чтобы сохранить тело у себя, но видение, явившееся одному дьякону, убедило их не противиться тому, чтобы тело св. Бонифация покинуло и Майнц. В результате, он был похоронен в Фульде, как он и завещал.
Миссионерская работа продолжалась, ее база находилась в Утрехте, хотя престол епархии был вакантным на протяжении двенадцати лет и обязанности епископа после мученической кончины св. Бонифация и св. Эобана выполнял священник св. Григорий. Св. Лебуин почувствовал призвание к миссионерской работе среди саксов, и обратился к св. Григорию за советом. Св. Григорий помог ему. Христиане построили для него часовни на обоих берегах реки Эйссель «в месте по названию Вилп» (на территории сегодняшних Нидерландов), которые он использовал, начав свою проповедническую деятельность среди саксов. Он построил в Девентере церковь, но где-то в 773 г. она сгорела, примерно в то же время он умер. Св. Луидгар, фриз, получивший образование в Йорке, отстроил церковь заново и обрел мощи св. Лебуина. До начала миссионерской работы среди саксов он работал в Утрехте и в Доккуме.
Св. Виллехад, другой англо-саксонский миссионер, проповедовал в Доккуме и Утрехте, начиная примерно с 765 г., еще до того, как он стал епископом Саксов. Интересно, что один из правнуков короля Радбода, св. Радбод (+ 918), епископ Утрехта, известен тем, что он никогда не ел мяса после того, как был избран епископом. Он также известен своей добротой к бедным. С началом датского вторжения он перенес свой престол в Девентер, где и почил в мире.
Как удавалось миссионерам прошлого за несколько поколений обращать в христианство целые народы? Во-первых, они были людьми великой веры, людьми, которые отдавали себя без остатка делу, которые за свою любовь к Христу шли в изгнание, которые готовы были принять мученический венец. Однако, они не только с готовностью шли на смерть, они отказывались убивать, оставляя правосудие в руках Божьих, что ярко демонстрируют примеры св. Виллиброрда и св. Бонифация. Это не означает, что в процессе обращения не имело места принуждение – франкское государство не стеснялось использовать меч. Однако, миссионеры для себя такой способ отрицали, поскольку человек Бога не должен быть человеком меча. Принуждение порождает только лишь формальное «обращение», оно не может изменить сердца. Это могут сделать только личный пример и Благодать.
Пример, который подавали миссионеры – это пример доброты, это помощь несчастным. Даже Юлиан Отступник нехотя выражал восхищение добротой и человеколюбием христиан, которые они проявляли по отношению к угнетенным. Современное язычество как религия самореализации столь же бессердечно, как и древние культы. Доброта дает людям ключ к пониманию того, что Евангелие – это и в самом деле Благая Весть.
Одной из составляющих этой доброты был и строгий моральный кодекс, который предписывал не уклоняться от порицания даже королевских покровителей за их грехи.
Значительную роль играли и совершаемые святыми чудеса. Людей всегда привлекало могущество, и, согласно традиции, чудеса часто сопровождали деятельность новых миссий. К примеру, соревнования в силе св. Патрика с друидами, в которых он явил могущества Христа над «богами» друидов, сыграли решающую роль в евангелизации Ирландии.
С демонстрациями могущества тесно связана и христианизация всего хорошего, что было в дохристианской религии. Крещение в священных источниках не было изобретением святого Виллиброрда – в ранней кельтской церкви делалось то же самое. Строительство церквей в бывших священных рощах и превращение языческих храмов в церкви было практикой, к которой еще раньше прибегали уже во многих местах.
Следует также помнить, что миссионеры были носителями более высокой культуры. В век скептицизма и релятивизма мы должны воплощать вечные истины. В век отсутствия целей мы должны демонстрировать надежду. В век декаданса в искусстве мы должны показывать, что значит на самом деле красота. В век половой распущенности и связанных с ней болезней души и тела мы должны показывать красоту, как девственной жизни, так и христианского брака. В обществе, где царит куль насилия, мы должны показать силу христианской любви.
Хотя миссионеры отказывались становиться лакеями королей, они работали с ними, всегда, когда это было возможно. Нам тоже следует избегать конфронтации там, где она не является необходимой, и в то же время быть готовыми к борьбе, если это понадобится
Миссионеры являются для нас вдохновляющим примером, их характеры, их жизнь и их деятельность нужны нам для изучения и подражания. Дай нам, Боже, на это силы!