Оградим образование от политики

Преподавание словесности в школах остается одним из "последних бастионов" русских образовательных традиций

Заседание Палаты попечителей Патриаршей литературной премии, прошедшее в Храме Христа Спасителя 12 апреля, вполне могло затеряться в череде других великопостных церковных событий, малоинтересных большинству светских СМИ. Действительно, премия вручается вот уже в шестой раз, имена ее лауреатов православной общественности хорошо известны. В среде же невоцерковленной это мероприятие широкого резонанса за прошедшие годы, к сожалению, так и не получило. Однако, на этот раз даже сугубо светские СМИ достаточно активно отреагировали на это, казалось бы, "проходное" для них событие.

    

Так, по-настоящему программным, стало выступление на прошедшем заседании Патриарха Московского и всея Руси. В своем докладе Предстоятель Русской Церкви остановился не только на премиальной повестке дня, но и высказал несколько тезисов, имеющих непосредственное отношение к государственной образовательной политике, а если точнее – политике в сфере образовательной словесности:

"Сегодня самый главный вопрос, на который нужно обратить внимание, и который, к сожалению, в нашей стране политизирован – это вопрос преподавания русского языка и литературы в школах. Убежден, что нужно решение этого вопроса вывести за рамки политической дискуссии и особенно расслоения нашего общества как бы на два лагеря, которое сопутствует нам на протяжении последних 200 лет..."

    

Несложно догадаться, что под "расслоением общества на два лагеря" Патриарх Кирилл подразумевал, в том числе, и тот спор, который в различных вариациях ведется в российском политическом и литературно-публицистическом сообществе с первой половины позапрошлого века. Славянофилы против западников, консерваторы против либералов, патриоты против космополитов, деревенская проза против диссидентской. Причем совершенно очевидно: в этой борьбе всегда побеждают даже не либеральные западники от литературы (хотя с тем, что их политическое лобби сильнее, не поспоришь), но представители торгашеского "третьего сословия".

Литература без нравственности

Увы, дешевые детективы, а также любовные и фантастические романы не просто в разы, а на порядки опережают в плане тиражности даже русскую литературную классику XIX века. Не говоря уже о качественной современной прозе (высокие тиражи произведений тогоже Захара Прилепина, скорее, исключение из этого удручающего правила). Что же касается произведений православных писателей, то, как это ни печально, но факт: в большинстве церковных лавок и магазинов невозможно найти книги даже лауреатов Патриаршей литературной премии.

Однако сейчас речь не об этом, но о том, почему образовательные реформы в течение последней четверти века вовсе, по словам Патриарха, "сводят на нет" преподавание русской литературы в школе. Причем это в равной степени относится и к православному почвеннику Федору Достоевскому, и к западнику Ивану Тургеневу, и даже к порвавшему с Церковью Льву Толстому. Ведь какой бы ни была мировоззренческая пропасть между теми же Толстым и Достоевским, христианские основы их литературного творчества очевидны. А потому воспитание учащихся на их произведениях (оговорюсь, толстовское "Воскресение" в школьную программу не входит) даже в советские годы, несмотря на атеистичность той эпохи, сохраняло традиционные духовно-нравственные черты.

В последние же десятилетия складывается впечатление, что, будто бы неким "внешним управляющим", поставлена цель не просто "монетизировать" отечественную образовательную систему, но полностью вытравить из ее гуманитарного блока его духовно-нравственные основания, а также воспитание чувства исторической памяти, являющегося главной основой патриотизма. Подчеркну, того самого патриотизма, о котором лидер Государства Российскогов минувшем феврале совершенно точно сказал, что "у нас нет, и не может быть никакой другой объединяющей идеи", "национальной идеи".

Нет реформам по западным лекалам

Конечно, чувство когнитивного диссонанса от того, что президент России, а также целый ряд ведущих российских политиков занимают четкие государственнические позиции, делают многое для защиты наших национальных интересов, а "эффективные менеджеры" на местах продолжают дело, начатое в годы "перестройки" и "лихих 1990-х", не ново. Увы, в наших условиях этому неспособно противостоять консервативное большинство, поскольку оно (то есть, мы с вами) до сих пор так и не смогло самоорганизоваться. За последние годы сломить эту тенденцию не смогли и представители консервативного экспертного сообщества. А потому то, что эту функцию взял на себя Предстоятель Русской Церкви не может не обнадеживать:

"Если не предпринять сейчас важных шагов, то результаты могут быть очень печальными. Преподавание литературы сходит на нет в нашей школе. И сохрани Бог, чтобы реформы, которые могут иметь место, не усугубили существующее положение".

    

Да, Церковь, начиная с трагедии октября 1993 года, намеренно отстранилась от публичной политики. Да, Патриарх Кирилл сегодня акцентирует внимание на том, что преподавание литературы в школах нужно именно "деполитизировать". Но не нужно уметь читать между строк, чтобы понять: "деполитизация", в данном случае, подразумевает прекращение политики разрушительных реформ в образовательной сфере.

Будем надеяться на то, что объект, он же – главная жертва упомянутых реформ – отечественное образование, еще достаточно жизнеспособен, чтобы вернуться к своим историческим традициям и занять подобающее ему место в нашей державе.

Михаил Тюренков

Источник: Телеканал «Царьград»

14 апреля 2016 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Лариса25 апреля 2016, 20:32
Согласна с читатель25 апреля 2016, 17:00 в какой-то степени. Как ни печально, но духовная жизнь уже не войдет в систему образования никогда. И даже не знаю плохо это или хорошо. Заменять духовность суррогатом от педагогики ни к чему.
читатель25 апреля 2016, 17:48
Я то думал, наконец-то будет сказано, что хватит хвалить власть в школе, а оказалось совсем не то.
А вообще - давайте так: образование это образование, а жизнь духовная это жизнь духовная. Кесарю - кесарево... Что образование сейчас "не фонтан" и так ясно, и думаю, в этом далеко не "западные лекала" виноваты, вернее не только они.
Darina25 апреля 2016, 13:59
Лариса 25.04.16. Вот то-то и оно-то! Не может сотня чиновников решать, каким быть нашему будущему облику. Здесь на портале в комментариях уже говорилось о величайшей роли учителей и приходских священников. И пусть наши протесты будут подтверждением нашей горячей надежды на успех Общества русской словесности!
Лариса25 апреля 2016, 06:48
Что бы ни насочиняли чиновники от образования, учителя "возмут под козырек" и разговаривать с ними о чем-то просто беспооезно. В этом я убедилась с введением абсолютно бесполезной внеурочки в младшей школе. "Сверху велели, мы воплощаем. Можете не трудиться на протесты".
Иоанна_24 апреля 2016, 23:02
Ирина Орехова, ну, допустим, так и есть. И что теперь? Нагнали страху - предлагайте выход. Вот что я могу сказать: во-первых, русского языка в нашей ОБЫЧНОЙ школе пока больше, чем английского. Во-вторых, дети всё-таки в первую очередь - это дети СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ, и, если родители нормальные люди, дети, скорее всего, будут такими же. Несмотря ни на что, ни на какие школы. А в третьих, от чего детей надо держать как можно дальше, так это от всяких "топовых" школ, потому что там, где тусуется "золотая молодёжь", точно не жди ничего хорошего.
Наталья22 апреля 2016, 17:11
Ирина Орехова, 100 раз +. Сотрудник рядовой школы в провинции.
Иоанна_22 апреля 2016, 09:39
Евгений, что вы гоните волну? Спокойствие, только спокойствие. Быть верующим позорно - такого даже в советские годы не было, несмотря на всё давление власти. Большинство, как и раньше, безразлично, это так. Но скорее по невежеству и подчиняясь стадному инстинкту. Не знаю, где вы работаете, может быть, в "Вышке" или в какой-то другой кузнице либеральных кадров, но, по крайней мере, в МГУ такого нет. Не преувеличивайте. Приходите в Татьянинский храм и обретёте душевное равновесие.
Ирина Орехова22 апреля 2016, 09:23
Уважаемые, о каком образовании вы говорите.Сингапурские методики в Московских школах ,уроков английского языка больше,чем русского,введение международного бакалавриата с идеями образование в глобальном мире,учителя не могут выспаться ,не то,что подготовиться к урокам,больные (психиатрически)дети в классах.В руководстве мальчики -менеджеры ,созданы образовательные мега комплексы ,директор не знает своих подчиненных ,ни по лицам,ни по фамилиям,родителей в школу не допускают -зона.Дети ругаются матом и говорят о самоубийстве.Родители забудьте об образовании ,спасайте своих детей.Сотрудник топовой школы Москвы.
АлександрГ. 21 апреля 2016, 14:32

Евгений21 апреля 2016, 11:00 .................... Ну, а что Вы хотите? Не тронутый интеллектом, образованный мозг в состоянии выдавать умопомрачительные вещи. И так было всегда. Вчера, была статья отца Тихона. В ней затрагивались проблемы Православия. Так, вот главная проблема Православия, это донесение до образованных мозгов двух простых мыслей. Существует Бог и существуют, установленные Им законы бытия, действующие вне зависимости от человеческих пожеланий и предпочтений. В соответствии с этими законами, человек или человеки ищущие приключений на свою пятую точку, обязательно их найдут. Это пункт 1. Пункт 2 люди, чьим хобби является устройство различного рода неприятностей и гадостей своим ближним, также найдут свою "награду", вне зависимости от своих пожеланий. Для того, чтобы не быть совсем голословным, приведу маленький пример, того, что образование вовсе не является синомом ума. ......................... В свое время, в серии ЖЗЛ выходила книга, посвященная профессору Вернадскому. Тому самому, чьим именем был назван "аж" целый проспект в Москве. В этой книге, приводятся целые отрывки из дневников Вернадского. Так вот, до революции профессор Вернадский являлся по сути вторым лицом в партии кадетов. После Милюкова. Как мы помним партия кадетов сыграла значительную роль в устройстве февральской революции 1917 года. Но речь, собственно говоря не об этом, а о личном отношении самого профессора к результатам своих убеждений. Так, в феврале 1905 года, накануне студенческих беспорядков профессор МГУ Вернадский яростно, как марал в брачный период, орал с различного рода трибун о необходимости дать студентам и профессуре свободу. Итог: беспорядки в Москве, в ходе которых "свободные" студенты аки бабуины, разнесли в хлам лабораторию Вернадского. К слову сказать, созданную им на деньги царского правительства, того самого вместо которого должно было стать правительство республики. Вы думаете, профессор сделал какие-то выводы? Ошибаетесь. Лозунг "швабоды" и республики по-прежнему доминировал в голове профессора. Далее последовала февральская, а за ней октябрьская революция 1917 года. В Петербурге стало неспокойно, народ одичавший от свобод реализовывал свободу, так как он ее понимал. Словом, профессору стало несколько неуютно и он сел в поезд, дабы уехать от "революционного" творчества масс на юг России. В вагоне поезда, революционные матросы и солдаты, загнали "эксплуататора" - профессора на самую верхнюю полку, на которой профессор пришел к "потрясающим" выводам. Вывод первый: "что-то пошло не так". Вывод второй: управлять страной должны умные люди. Потрясающе. Как "мало" нужно человеку, чтобы начать умнеть. Всего-то ничего - "загнать" тело и ум профессора на третью полку, а также разнести страну в хлам. Но лично у меня, когда я все это читал постоянно возникал один, единственный вопрос: "а что обязательно нужно было быть загнанным на верхнюю полку, чтобы поумнеть? Разве нельзя было, как-то додумать последствия своих пожеланий, в более удобном месте и в более подходящей для этого позе? Например, сидя в кресле в уютном кабинете?". Вру. Есть еще один "архиважный" вопрос: "на какой день пребывания на верхней полке, профессор пришел к этим выводам?" ............................. Р.S. Написанное, не является попыткой умалить научные достижения профессора Вернадского, к коим отношусь с уважением. Сказанное выше, несет в себе простую мысль специалист в области физики, ботаники и т.д., отнюдь не является специалистом в других областях, не имеющих отношения к его профессиональной деятельности. ……………P. S. 2. Если, кто-то думает, что история не повторяется, то он слаб умом. Ибо, точно также "регионалы" "ехали" с Украины и уверяю Вас думали, примерно о том же самом.
НН21 апреля 2016, 13:20
АлександрГ:.../ По большому счету, правы оказались славянофилы, ибо всякий раз, когда Россия под влиянием модных политических течений, приходящих к нам с Запада, изменяла своему Духовному естеству ее постигали несчастья и всякий раз, когда Россия возвращалась к нему, она восставала "из пепла". И 20-й век не был исключением. Другой вопрос, что этот опыт, оплаченный кровью, нужно осмыслить и переработать. Вот в этом, мы действительно, не успеваем/. - Согласна! Вот и надо ЕЩЁ В ШКОЛЕ УЧИТЬ ЭТО, а то потом, в Вузе да и в жизни, получаем то, о чем пишет ЕВГЕНИЙ. И что получила не только Украина, но и Россия... Оголтелый антисоветизм (а значит, и русофобия!)- основная часть программы Деполитизации. Свято место пусто не бывает! Что вложили в голову РЕБЁНКА, то и получаем в МОЛОДОМ человеке. Ну разве это не понятно?! Есть, есть в школе и Вузах политика, только она АНТИгосударственная! А государство ОТСТРАНИЛОСЬ от воспитания СВОИХ ГРАЖДАН... Мы уже получили поколение квалифицированных потребителей, которое уверено, что работать надо мало, а получать - много; что государство - это чуть ли не враг... попробуйте теперь им доказать, что это не очень хорошо, мягко говоря. Ещё лет за 5 образование ДОоптимизируют - и будет полный порядок, процесс станет необратимым... ЧТД. Простите!
Евгений21 апреля 2016, 11:07
Хотел бы несколько слов сказать о системе высшего образования. Я учился в вузе в начале 90-х, когда большинство моих сокурсников, будучи людьми даже и неверующими, с сочувствием и симпатией относились к православию, к ставшей тогда доступной православной культуре писателей и мыслителей рубежа 19-20 вв. Теперь я сам стал вузовским преподавателем. С грустью наблюдаю изменившуюся картину. Верующим быть позорно! Молодежь активно агитируется против церкви и православия. Политизация ее доходит до крайнего предела. Главный аргумент таких врагов православия в том, что Церковь поддерживает действующую власть (следуя обращению Павла к христианам), в болотные дни организовала привоз для поклонения Пояса Богородицы и Св. Даров. Я даже поссорился со своими коллегами-преподавателями за такую пропаганду среди студентов, ведь политическая деятельность в вузе запрещена законами о высшем образовании. Преподаватели истории религии хулят православие, распространяя среди студентов атеистическую литературу американских авторов. Я уже не говорю об интернете. В социальных сетях в антирелигиозных сообществах число подписчиков измеряется сотнями тысяч. Но прекратить разрушительную работу ни тех не других невозможно. Вынесение предупрждений интернет-ресурсу добавит лишь число его подписчиков, а доцента-"философа" вообще никто не тронет.
АлександрГ. 17 апреля 2016, 17:53
НН16 апреля 2016, 14:00 ......…… А в чем вопрос? В том, что вопросы преподавания в школе русского языка и литературы нужно вывести за границы политических споров? Так, это очевидно и Святейший Патриарх говорит об этом совершенно ясно. Ибо, в этих вопросах неважно, кто ты: красный или зеленый, демократ или социалист, верующий или атеист, главное это то, что ты Русский и любишь Россию. Другой вопрос, что для наших оппонентов, начиная с первой половины 90-х годов прошлого столетия, русский язык и литература давно стали политическим инструментарием духовного подчинения России Западу. Так, что деполитизация этих вопросов на этом этапе безусловно желательна, но вряд ли возможна. И самым ярким индикатором невозможности этого служит проблема преподавания в школе истории. Но есть одно, "но" - деполитизация этих вопросов должна консолидировать здоровые силы общества. Вот в чем, я не согласен с Михаилом Тюренковым, так это в "перекладывании" этого спора в русло споров "славянофилов" и "западников". Те споры давно отгремели и 20-й век, а также начало 21-го века дали нам ответы на вопросы, поднимавшиеся в спорах "славянофилов" и "западников". Некоторые мыслители предпочли этого не заметить, а другие до этого просто не додумались, предпочитая по привычке укладывать новые проблемы в "старое" прокрустово ложе. По большому счету, правы оказались славянофилы, ибо всякий раз, когда Россия под влиянием модных политических течений, приходящих к нам с Запада, изменяла своему Духовному естеству ее постигали несчастья и всякий раз, когда Россия возвращалась к нему, она восставала "из пепла". И 20-й век не был исключением. Другой вопрос, что этот опыт, оплаченный кровью, нужно осмыслить и переработать. Вот в этом, мы действительно, не успеваем.
НН16 апреля 2016, 14:15
ВИКИ: "Политика (др.-греч. ??????? «государственная деятельность») — понятие, включающее в себя деятельность органов государственной власти и государственного управления, а также вопросы и события общественной жизни, связанные с функционированием государства"...
"Идеология (греч. ????????, от греч. ???? — прообраз, идея; и ????? — слово, разум, учение) — совокупность системно упорядоченных взглядов, выражающая интересы различных социальных классов и других социальных групп, на основе которой осознаются и оцениваются отношения людей и их общностей к социальной действительности в целом и друг к другу и либо признаются установленные формы господства и власти (консервативные идеологии), либо обосновывается необходимость их преобразования и преодоления (радикальные и революционные идеологии)"...
АлександрГ, ТАТИАНА17 - не понимаю вас... Если вы в принципе согласны даже только с НАЗВАНИЕМ СТАТЬИ - то о чём говорить?! Мы же сами ПОДПИСЫВАЕМСЯ и СОГЛАШАЕМСЯ на то, что с нами происходит и будет происходить далее (если Бог даст). Чиновники - это СЛЕДСТВИЕ, а не ПРИЧИНА! Всё идёт, как надо. Лет через 10 об этом никто и задумываться не будет, потому что не сможет... Так и вытравим калёным железом желание и способность народа даже смотреть в эту сторону... Научили читать, сдачу в магазине посчитать и подпись поставить - и довольно. А что народ хочет - ему по телевизору покажут и про американскую мечту расскажут. Простите!

АлександрГ. 15 апреля 2016, 23:29
ТАТИАНА1715 апреля 2016, 19:00 " ..................Поэтому и прогнозы мои о будущем-пессимистичны. Спаси,Господи!" ........… Будем заниматься этими вопросами, ситуацию выправим. Не будем - пессемистичные прогнозы сбудутся. Но знаете, что я Вам хочу сказать? Мне периодически приходится общаться с молодыми людьми. Так вот, общаясь с ними, я вижу, что у подавляющего большинства, несмотря на "лакуны" в сознании, зачастую порождающие чудовищную мешанину в голове, все-таки бьется Русское сердце. В них есть наша Русская Душа. А если так, то не все потеряно. Другой вопрос, что людей с подобным сознанием очень легко сбить с пути истинного. Ибо, невежда всегда является лакомой добычей лжеца.
ТАТИАНА1715 апреля 2016, 19:23
АлександрГ.У тех,которые " не прилетели с Марса", именно их мировоззрение и накладывает отпечаток
на их должностные обязанности.Сейчас "хорошо устроиться"- это быть чиновником.И родители,и учителя
ГОРДЯТСЯ,если их дети и выпускники после окончания ВУЗа становятся госчиновниками.Это в наше время
считается удачей.Ни за что не отвечать,немного интеллекта,немного цинизма,побольше самолюбия,еще
побольше гарантированная зарплата и льготы,-чем плохо?Они-то прекрасные,а народ их "подводит":
все время чего-то требует,"работать мешает".А на прямой линии с президентом меня неприятно
удивило то,что не было ни одного вопроса о КУЛЬТУРЕ,частью которой является и образование.
Поэтому и прогнозы мои о будущем-пессимистичны. Спаси,Господи!
Андрей Владимирович15 апреля 2016, 14:59
Характерно что на вопрос к Президенту: как бы он хотел сдавать экзамены, он ответил что устно.Может быть хватит уже экспериментировать с образованием, ведь уже выросло поколение "тестилок", которые ни чего не знают толком, не знают ни отечественной истории, ни отечественной литературы, и что самое ужасное и знать не хотят.Дай Бог сил нашему Патриарху и нам всем исправить эту ситуацию.
АлександрГ. 15 апреля 2016, 00:59
Сегодня была "прямая линия с президентом". Три четверти обозначенных проблем, это проблемы банального неисполнения чиновниками своих должностных обязанностей. Дело в том, что у нас за 25-ть лет, сформировался класс чиновников, для которых исполнение своих должностных обязанностей, является неким "факультативом". И эти люди прилетели к нам не с Марса. Их где-то воспитывали, где-то учили. Они ходили в какие-то школы, учились в каких-то институтах. Как и кем, здесь у нас в России формировалось их мировозрение? Почему никто не задается вопросом, что на деле отношение к должностным обязанностям это проекция мировозрения, формирующегося в том числе и школьным гуманитарным образованием? А отдаем ли мы себе отчет в том, что вот сейчас в 2016 году мы обучаем в школах тех, кто станет чиновниками в 2026 - 2030 гг? Понимаем ли мы, что свое будущее, мы создаем сегодня?
Ирина14 апреля 2016, 20:58
Еще хорошо было бы оградить от министерства образования во главе с министром! Ведь есть же умные, талантливые, добрые, работящие педагоги, которые душу положатза детей! Ну почему же им не дают работать? Почему их никто не слышит?
ЛЮДМИЛА14 апреля 2016, 18:06
СПАСИ ГОСПОДИ ЛЮДИ ТВОЯ И БЛАГОСЛОВИ ДОСТОЯНИЕ ТВОЕ!
ДАЙ БОГ ЧТОБ ЧТО-ТО ИЗМЕНИЛОСЬ К ЛУЧШЕМУ МОЛИТВАМИ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА И ПРЕЗИДЕНТА ВЛАДИМИРА ВЛАДИМИРОВИЧА В ОБРАЗОВАНИИ И В ОБЩЕСТВЕ И НА НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ!
ЧТОБ ЛЮДИ СТАЛИ ДОБРЫМИ ГРАЖДАНАМИ ЗЕМНОГО И НЕБЕСНОГО ОТЕЧЕСТВА!
ЭТО СМОЖЕТ ПОМОЧЬ И ДРУГИМ СТРАНАМ НЕ ТЯНУТЬСЯ ЗА ГРЕХОМ А ПОНЯТЬ СМЫСЛ ЖИЗНИ!
УЧИТЬ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ И ОБЯЗАТЕЛЬНО ВОСПИТЫВАТЬ !
А НЕ ГОВОРИТЬ ПУСТОШЬ- ЭТО ДОЛЖНЫ РОДИТЕЛИ ВОСПИТЫВАТЬ!

МНОГИЕ РОДИТЕЛИ ОЧЕНЬ ЗАНЯТЫ ПРОСТЫМ ВЫЖИВАНИЕМ И ЗАРАБАТЫВАНИЕМ ДЕНЕГ!
р.б.Нина14 апреля 2016, 17:28
Помолимся соборно, братья, сестры!
При каждом храме да будет школа обучения словесности :язык летописей, древняя литература,классика в помощь школьникам !
Современный русский язык в примерах из поучительных текстов и в простых таблицах (как в старых учебниках).+
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×