Конечно, эти ограничения нельзя назвать суровыми, и абортную индустрию они не разорят. Однако сделан очень важный шаг — на официальном уровне признано, что для снижения числа абортов следует что-то предпринимать; из вопроса личного греха — мужчины, который давит на женщину, женщины, которая не может устоять перед этим давлением, врача, который привычно и не задумываясь отправляет крошечное тельце в мусорный бак — аборты давно превратились в вопрос общенациональной опасности. Страшные слова Пророка как будто буквально воплощаются в жизни сегодняшней России: "Будут есть, и не насытятся; будут блудить, и не размножатся; ибо оставили служение Господу. Блуд, вино и напитки завладели сердцем их. (Ос.4:10,11)". Кажется, никакое человеческое действие не упоминается в нашей массовой культуре так часто, как половой акт; телепрограммы, песенки, радиопередачи пропитаны упоминаниями секса. Кажется, живя плотской жизнью с такой интенсивностью, наши сограждане должны умножаться числом, как песок морской, заселить сибирские просторы и сделаться многочисленнейшим народом на земле. Однако мы видим обратное — Россия вымирает. Почему это так? В значительной степени по другой причине, упомянутой пророком — вино и напитки ежегодно уносят жизни сотен тысяч наших сограждан.
Но есть и причина, прямо связанная с блудом — для детей нужна семья, прочный, надежный союз между мужчиной и женщиной, в котором муж и жена осознают свои обязательства друг перед другом и перед обществом, и воспитывают своих детей в осознании того, что и им предстоит нести обязательства взрослой жизни. И причина катастрофического числа абортов, как, во многом, и алкоголизма, в разрушении семьи, и даже не только семьи, но самого сознания моральных обязательств.
Причина этого разрушения — в колоссальном культурном сдвиге, который охватил весь мир христианской культуры; некоторые приветствуют этот сдвиг, некоторые — кажется, с большим основанием — ужасаются ему. Это сдвиг охватывает США и Европу, но мы, в России, оказываемся особенно уязвимы перед ним в силу долгих десятилетий атеистической диктатуры.
Этот сдвиг имеет несколько аспектов, то здесь хотелось бы отметить один из них. В Средние Века наиболее важным стремлением считалось стремление к Вечному Спасению; в эпоху Просвещения — стремление к счастью; в наше время — стремление к удовольствию. Сейчас путают счастье и удовольствие; между тем, даже эпикурейцы древности понимали, что безудержное стремление к удовольствиям — это как раз то, что лишает человека счастья. Счастливая жизнь — это вовсе не жизнь человека, который "ни в чем себе не отказывает". Человек, который вечером не отказывает себе в выпивке, наутро проснется с мучительной головной болью. Счастье подобно саду, который надо возделывать — это касается и отношений с ближними, и здоровья, и работы. Человек, предыдущей эпохи, пусть даже неверующий, хотел счастья. Сейчас человек научается хотеть удовольствия — и хотеть его прямо сейчас. Именно такое отношение к жизни настойчиво внушает реклама — получи удовольствие сейчас, плати потом, должок мы за тобой запишем.
За этим стоит определенный взгляд на человека, на его судьбу, на его место в мироздании. Возможность вечного спасения за человеком признают те, кто верит, что человек — это вечное, не только телесное, но и духовное существо, созданное по образу Божию. Возможность счастья — те, кто признают его хотя бы человеком. Однако процесс идет дальше, и вот уже провозглашается окончательно чуждый религиозного дурмана подлинно научный и прогрессивный взгляд — человек, это, на самом деле, просто одно из животных. А у животных не бывает счастья — у них бывают только удовольствия.
Однако так устроен человек — и это отмечает такой, например вполне светский психолог как Виктор Франкл — что погоня за удовольствиями лишает его счастья, и чем более он хочет "разогнать тоску" тем в более глубокое уныние приходит. А бороться с унынием современный человек нередко пытается, ища еще удовольствий — еще блуда, еще вина и напитков. Дети, зачатые по ходу дела, отправляются в отвал; а через какое-то время "вино и напитки" приканчивают и его самого.
При этом призывы отвернуться от греха вызывают острое раздражение — как же, мы хотим, чтобы люди отказались от тех немногих утешений, которые у них еще есть.
Есть ли выход из этой нисходящей спирали? Да, есть. Для начала надо признать, что проблема существует — культура гедонизма, легких связей и легких удовольствий, это не прекрасное достижение человечества и путь в дивный новый мир. Это путь к несчастью, деградации и вымиранию. Надо признать, что люди, которые — из коммерческих или идеологических соображений — рекламируют блуд и последующие аборты, как легкий способ избавиться от нежеланных детей, угрожают общественному благу. Это не значит, что их надо преследовать — но это значит, что их ни в коем случае не следует поощрять, их деятельность, напротив, следует ограничивать. Да, это может потребовать определенного мужества — эти люди в состоянии поднимать крик на всю Европу — но, слава Богу, это мужество есть, и у Светланы Журовой, и у тех, кто проголосовал за этот законопроект.