Баламанд, 4 июля 2016 г.
В ходе своей VII чрезвычайной сессии Священный Синод Антиохийской Православной Церкви выразил свою оценку и отношение к встрече состоявшейся 18-26 июня 2016 года на Крите и проблеме Всеправославного собора. 27 июня 20016 г. участники сессии Священного Синода под Председательством Блаженнейшего Патриарха Иоанна X приняли следующее суждение относительно этой проблемы:
«Отцы обсудили проблему Великого Православного Собора, к которому Православная Церковь начала готовиться более 50 лет назад. Ранее Антиохийская Церковь просила отложить созыв этого Собора для укрепления всеправославного единства и обеспечения православного консенсуса по спорным вопросам повестки дня, а также выполнения экклезиологического условия для участия в Соборе всех Поместных Православных Церквей.
Поскольку просьба Антиохийской Церкви отложить Собор вместе с аналогичными просьбами Русской, Болгарской и Грузинской Церквей не были услышаны; поскольку Собор изначально планировался стать всеправославным, но был проведен в отсутствии четырех Автокефальных Церквей, представляющих более половины православных во всем мире; поскольку была проигнорирована необходимость установления православного единства на основе полного евхаристического общения между Церквями и, в особенности, не был найден выход из кризиса в связи с нарушением Иерусалимским Патриархатом канонических юрисдикционных границ Антиохийского Патриархата до созыва собора, а Константинопольский Патриархат решил отложить переговоры до окончания Собора; поскольку ряд участников Собора в своих заявлениях несправедливо осудили Церкви, не приехавшие на Собор, при этом не осудив Церковь, возглавлявшую подготовительную работу; принимая во внимание позиции и заявления, высказанные на Критском совещании, а также все недавние заблуждения, отцы констатировали следующее:
Во-первых, отцы заявляют, что всеправославное сотрудничество может быть основано только на участии и консенсусе всех Поместных Православных Церквей. Отцы напоминают, что этот принцип – не новое предложение Антиохийской Церкви, а неизменный православный принцип, установленный блаженной памяти Константинопольским патриархом Афинагором, начавшим подготовительную работу по проведению Собора. Его дело продолжил блаженной памяти патриарх Димитрий, при котором были сформулированы правила подготовительных предсоборных совещаний. Эти правила ясно демонстрируют, что любая соборная работа, даже на уровне подготовительных совещаний, осуществляется Патриархом Константинопольским после одобрения Предстоятелями всех Церквей, а также что все решения принимаются единодушно всеми Поместными Церквями, прежде чем они будут представлены на Великий Собор.
Во-вторых, отцы отмечают, что Его Святейшество Патриарх Константинопольский Варфоломей подчеркивал этот принцип во время предсоборных подготовительных совещаний. В частности, он решил приостановить работу подготовительной комиссии в 1999 году из-за ухода одной Церкви с упомянутого совещания. В результате этого подготовительная работа к Великому Собору была отложена на десять лет. Отцы недоумевают, как отсутствие одной Церкви могло повлечь за собой приостановку подготовительной работы Собора, а отсутствие четырех Церквей не явилось препятствием для проведения самого «Великого Собора» !
В-третьих, отцы отмечают, что принцип консенсуса был подтвержден, когда подготовка к Собору продолжилась в 2009 году. На Четвертой подготовительной конференции в 2009 году консультант Антиохийской делегации приснопамятный доктор Альберт Лахам подчеркнул важность этого принципа в процессе принятия решений, напомнив, что, если нет единогласия по одному вопросу, то этот вопрос направляется подготовительной комиссии для дальнейшего изучения, как гласят правила процедуры Всеправославных предсоборных совещаний. В то время данное предложение было одобрено всеми Церквями-участниками, включая председателя совещания. Благодаря этому предложению было принято решение по вопросу о диаспоре и епископских конференциях.
В-четвертых, отцы повторяют, что позиция Антиохийского Патриархата, содержащая призыв достичь единогласия через обеспечение консенсуса всех автокефальных Православных Церквей по вопросам повестки дня, имела целью достижение православного единства в подготовительный период, в соответствии с православной традицией. Антиохийская Церковь не ожидала, что этот устойчивый принцип, о котором она напомнила, станет спорным вопросом, и от него откажутся те, кто первоначально установили его и защищал как гарантию православного единства. Этого единства нельзя достичь, если хотя бы одна Церковь исключена из процесса принятия решений или если ее предложения игнорируются. Хотелось бы отметить, что на Совещании Предстоятелей Церквей в январе 2014 года этот принцип был подтвержден, когда было одобрено, что все решения Собора и подготовительного периода должны приниматься путем консенсуса. Отцы задаются вопросом: как этот консенсус может быть достигнут в связи с отказом Антиохийской Церкви подписать решения упомянутого совещания предстоятелей (2014 года) и совещания Предстоятелей в Шамбези в 2016 году? Как мог быть достигнут консенсус на Крите при отсутствии четырех Поместных Церквей?
В-пятых, отцы повторяют, что предложение Антиохийской Церкви перенести созыв Великого Собора в случае отсутствия единодушия по тем или иным вопросам не является чем-то новым. Антиохийская Церковь выражала свою четкую позицию в течение всего подготовительного этапа на протяжении последних двух лет. Антиохийская Церковь никогда не игнорировала ни одну Поместную Церковь в деле всеправославного сотрудничества. Следовательно, все, что было написано в СМИ о якобы безоговорочном согласии Антиохийской Церкви участвовать в Соборе является ложью, а все рассуждения по поводу якобы политических причин неучастия Антиохийского Патриархата в Критском совещании не имеют под собой никаких оснований. Согласие Антиохийской Церкви участвовать в подготовительной работе в порядке икономии совсем не значит, что она идет на уступки и отказывается от своей позиции. Наоборот, ее участие означало попытку исключить все препятствия, не позволявшие (и до сих пор не позволяющие) проводить Собор.
В-шестых, Синод Антиохийской Церкви удивлен позицией некоторых Церквей, недавно призвавших обойти принцип консенсуса или искаженно его интерпретировать, вопреки правилам процедуры Всеправославных Предсоборных Совещаний, принятым в 1986 году, подписанным всеми представителями и применявшимся должным образом даже на пятом подготовительном совещании в октябре 2015 года. Члены Синода также удивлены таким подходом, при котором проведение Собора в запланированное время оказалось важнее единства и соборности Церкви. В связи с этим Антиохийская Церковь хотела бы поблагодарить все Церкви, которые поддержали ее правильный подход в отношении Собора, особенно Русскую, Грузинскую, Болгарскую и Сербскую.
В-седьмых, отцы хотели бы напомнить братьям, встречавшимся на Крите, что пункт 17 правил процедуры Всеправославных Предсоборных Конференций, одобренных в 1986 году, гласит, что, если по тому или иному вопросу, обсуждаемому на предсоборном совещании, не удается достичь единодушия, то решения по нему не принимается и он направляется в секретариат предсоборного подготовительного совещания для дальнейшего изучения и подготовки. Пункт 4 тех же правил процедуры гласит, что не разрешается убирать или добавлять любой вопрос в список вопросов, которые были подготовлены и согласованы на всеправославном уровне, по крайней мере до окончания его изучения – после этого созывается Святой и Великий Собор. Отцы недоумевают, как мог быть созван Великий Собор, когда не была закончена подготовительная работа по вопросам повестки дня: у двух Церквей имеются замечания по поводу документа «Таинство брака и препятствия к нему», а Антиохийская Церковь отказалась изъять из повестки дня три важных вопроса (о церковном календаре, диптихах и автокефалии и способах ее провозглашения).
В-восьмых, отцы подчеркивают, что новая реальность, которую создала для православного мира конференция на Крите, показывает, что консенсус Православных Церквей остается золотым правилом для обеспечения единства православного мира. По мнению отцов, это правило является прочной основой для преодоления последствий епископской конференции на Крите.
В-девятых, в связи с появившимися утверждениями, что прошедшее Критское совещание будто бы можно считать Вселенским Собором исходя из принципов созыва Вселенского Собора, отцы хотели бы напомнить, что с начала XX века Православные Церкви решили заменить созыв Вселенского Собора на Всеправославный Собор. Повестка дня и регламент последнего были установлены на православном совещании, проведенном на Родосе в 1961 году. Подготовительная работа продолжалась пять с половиной десятилетий. В связи с чрезвычайным характером этого Всеправославного Собора Церкви согласились на том, что на Соборе не будут присутствовать все православные епископы в мире, как того требует православная традиция, и что все его решения будут приниматься на основе консенсуса всех Автокефальных Церквей, причем каждая Автокефальная Церковь будет иметь только один голос. Так что, любые утверждения о том, что Критская встреча якобы является Вселенским Собором, на который распространяются правила Вселенского Собора, несостоятельны. Он также обязывает своих участников уважать соответствующие правила процедуры, в случае если они будут считать его Всеправославным Собором.
Таким образом, отцы Священного Синода Антиохийской Церкви заявляют, что Критское совещание даже не удовлетворяет требованиям для проведения предсоборной конференции Великого Собора, в соответствии с правилами процедуры Всеправославных Предсоборных Конференций, принятых в 1986 году и действительных по сей день. Правила процедуры гласят, что созыв этой конференции требует одобрения предстоятелей всех Поместных Православных Церквей (пункт 2) и что принятие решений осуществляется при общем согласии всех Поместных Православных Церквей (пункт 16) – эти требования не были соблюдены на Критской ассамблее.
Члены Священного Синода единогласно постановили следующее:
1. Считать встречу на Крите лишь как предварительное совещание Великого Всеправославного Собора и рассматривать ее документы не как окончательные, а открытые для обсуждения и внесения изменений, когда будет созван Всеправославный Собор с присутствием и участием всех Поместных Церквей.
2. Отказаться признавать соборный характер любого православного совещания, на котором участвуют не все Поместные Православные Церкви и подчеркнуть, что принцип общего согласия остается главным в межправославных отношениях. Таким образом, Антиохийская Церковь отказывается признавать, что состоявшаяся на Крите встреча может называться «Великим Православным Собором» или «Великим Святым Собором».
3. Подтвердить, что все решения, принятые на Критском совещании, никоим образом не являются обязательными для Патриархата Антиохии и всего Востока.
4. Поручить комитету, ответственному за мониторинг последствий Критского совещания, представить подробный доклад на следующем заседании Священного Синода на тему возможных результатов и последствий Критского форума.
5. Разослать письма всем Поместным Православным Церквям, а также гражданским властям и духовному священноначалию зарубежом, в которых оповестить о решениях Священного Синода Антиохийской Церкви.
6. Призвать верующую паству присоединиться к отцам Священного Синода Антиохийского Патриархата в молитве за сохранение и полное проявление единства православного христианского свидетельства в современном мире».