В водовороте громких политических событий и бурных общественных дискуссий, ознаменовавших первую половину нынешнего года, оказалась немного подзабытой знаменательная дата, связанная с одним из важнейших событий русской истории, – 200-летие Отечественной войны 1812 года. Нет, разумеется, об этом сегодня периодически вспоминают, но по большей части в научных и музейных кругах – в рамках тематических конференций и выставок – либо в связи с проведением культурно-зрелищных мероприятий. Как следствие – обращение к событиям истории двухсотлетней давности носит преимущественно узкоспециальный либо откровенно коммерциализированный характер.
По результатам опроса, проведенного Фондом общественного мнения, треть наших соотечественников не знает, с кем именно воевала Россия в 1812 году. 31% опрошенных не смогли вспомнить Наполеона, 51% респондентов не ответили, кто во время Отечественной войны занимал российский трон. Организаторы опроса подчеркивают, что пенсионеры оказались более грамотными, чем современная молодежь. Разумеется, на фоне этого удручающего беспамятства вне серьезного общественного внимания остается духовное значение этой войны и ее нравственные уроки. Между тем они не утратили своей актуальности и к настоящему времени.
Наполеон на Бородинских высотах. Верещагин (1897) |
Вступая в пределы России, Бонапарт планировал закончить войну в течение максимум трех лет: первый этап заключался в оккупации западных губерний, второй – в захвате центра страны, в том числе Москвы, третий – в занятии Петербурга. Горделивая уверенность французского полководца в очередной громкой победе была так велика, что в армейском обозе, сопровождавшем неприятельские войска, вместе с прочими грузами находились десятки мраморных бюстов, предназначенных для установки в покоренных русских городах.
Как известно, этим блестящим планам не суждено было свершиться. Менее чем через семь месяцев деморализованные, оборванные и истощенные солдаты фактически потерявшей боеспособность «Великой армии», численность которой составляла уже не более 80 тысяч человек, покинули пределы России. За собой они оставили горы трупов, сожженную Москву, разоренные города и деревни, оскверненные и разграбленные храмы и монастыри, разгромленные помещичьи усадьбы, некогда блиставшие своим великолепием. Однако при всех этих глубоко трагичных внешних обстоятельствах русский народ, скорбящий о потерях, нравственно торжествовал. Его дух не был сломлен пережитыми испытаниями. Из очередной ратной встречи с военной мощью Европы наши предки вышли победителями благодаря сплоченности и единодушию всех сословий, всех народов, населяющих империю. Призыв к подданным императора Александра I, содержавшийся в манифесте от 6 (18) июля 1812 года «О сборе внутри государства земского ополчения»: «Ныне взываем ко всем нашим верноподданным, ко всем сословиям и состояниям, духовным и мирским, приглашая их вместе с нами единодушным и общим восстанием содействовать против всех вражеских замыслов и покушений. Да найдет он на каждом шаге верных сынов России, поражающих его всеми средствами и силами, не внимая никаким его лукавствам и обманам. Да встретит он в каждом дворянине Пожарского, в каждом духовном – Палицына, в каждом гражданине – Минина», – был услышан и поддержан. Отечественная война 1812 года вызвала небывалый патриотический подъем, охвативший все слои русского общества. Мировоззренческие, политические и экономические противоречия, которые, безусловно, имели место в Российской империи, были отброшены ради общей цели. Аристократы и мелкопоместное дворянство, мещане и купечество, крепостные крестьяне… Мемуары современников той тревожной для России поры содержат примеры подлинно патриотических порывов, удивительных для нашего времени: дети аристократов, с отрочества воспитывавшиеся в Париже, с началом войны возвращаются из-за границы в Отечество, чтобы добровольцами пойти в ополчение или регулярную армию; благородные барышни знаменитых фамилий, некогда влюбленные во Францию, ее литературу, культуру (и моду, разумеется), отбрасывают прежние пристрастия, жертвуют свои средства на борьбу с врагом, щиплют корпию и собственноручно ухаживают за ранеными.
Кутузов на командном пункте в день Бородинского сражения. А. Шепелюк (1951) |
Как известно, православный народ воспринимал эту войну как священную борьбу с силами зла, олицетворением которых воспринималась революционная Франция с ее политикой богоборчества, изгнания и казней духовенства, разорения и осквернения храмов, уничтожения святынь. В 1812 году в ведомстве армейского духовенства Российской империи состояло 240 человек, около 200 из них участвовали в Отечественной войне. Каждый полк русской армии имел своего священника, свой походный храм и, как правило, свою чтимую икону. Десятки полковых священнослужителей непосредственно участвовали в знаменитом Бородинском сражении, поддерживая солдат, утешая раненых, напутствуя умирающих.
Именно благодаря этому всенародному воодушевлению и патриотическому порыву оказалось возможным изгнание неприятеля из России, его преследование за границей, блистательно увенчавшееся вступлением наших войск в Париж, что заставило всю Европу трепетать перед русским именем.
Атака 1-го кавалерийского корпуса генерала Уварова при Бородине |
Тема Отечественной войны 1812 года вдохновляла русских художников, литераторов, композиторов, многие из которых были участниками сражений. Плоды их творческих трудов обогатили сокровищницу не только отечественной, но и мировой культуры.
Русская Православная Церковь ежегодно совершала молитвенное поминовение павших воинов и столь же неопустительно по всем городам и весям империи в праздник Рождества Христова – именно в этот день в 1812 году последний солдат «Великой армии» Наполеона бесславно покинул наше Отечество – совершалось молебное пение «В воспоминание избавления Церкви и державы Российской от нашествия галлов и с ними двунадесяти языков». Последование этого молебна было составлено по высочайшему указу сразу после завершения Отечественной войны 1812 года.
Семёновская флешь в 1912 году. Место гибели генерал-майора Тучкова 4-го |
Столетие изгнания Наполеона и с ним «двунадесяти язык» из пределов нашего Отечества отмечалось с большим размахом. Участие в них принимала царская семья и высшие сановники государства. Торжества проходили по всей империи, благодарные потомки увековечивали память героев обороны Смоленска, Бородинской битвы, сражений под Малоярославцем и Тарутиным храмами и часовнями, обелисками и монументами. Строилось все это на народные деньги, собранные в виде пожертвований. Событиям войны и ее участникам посвящались литературные и музыкальные произведения, художники откликнулись на юбилей масштабными батальными полотнами. На Бородинском поле в присутствии государя состоялись маневры, часть участников которых выступала в форме эпохи 1812 года. Кстати сказать, впервые празднование годовщины славного сражения приобрело форму военно-исторического праздника в 1839 году: тогда на поле русской ратной славы в первый раз состоялись маневры с участием 150-тысячного войска под командованием императора Николая I.
Толстогузов П. Я. — участник Бородинского сражения, доживший до празднования 100-летия этой битвы |
В советское время история Отечественной войны 1812 года была востребована в первую очередь как иллюстрация мощи народного гнева, обращенного на захватчиков, и свидетельство «кризиса феодально-крепостнического строя», а ее события рассматривались как исток революционного движения. Борьбе с агрессором придавался оттенок классового противостояния, при этом очевидным образом минимизировалась роль офицерского корпуса – как носителя чуждых пролетарскому сознанию религиозных, монархических и национальных идеалов. Воспитанные на них внуки и правнуки тех самых офицеров русской армии погибали от рук большевистских палачей или принуждены были навсегда оставить Родину. Вполне в духе времени в 1932 году на Бородинском поле достойными потомками была взорвана могила князя П.И. Багратиона, покоившегося близ возведенного к 100-летию войны монумента на батарее Раевского. (Много позднее уцелевшие останки героя – несколько косточек, мундирные пуговицы и фрагменты перевязи – были вторично захоронены на прежнем месте.) Правда, тщательно культивировавшаяся неприязнь к классовому врагу, в том числе и в лице высших офицеров – героев 1812 года, не помешала советским идеологам прибегнуть к восхвалению их жертвенного служения России в годы Великой Отечественной войны. Тогда вновь оказались на слуху имена Кутузова и Багратиона, а защитники Можайского рубежа обороны Москвы, символично пролегшего через Бородинское поле, вдохновлялись примером прадедов, не щадивших жизни в борьбе с врагом.
Ко времени хрущевской «оттепели», в преддверии 150-летия Отечественной войны, идеологический акцент был несколько смещен: тема, сохраняя патриотическое звучание и продолжая оставаться иллюстрацией классовых противоречий, оказалась вместе с тем окутана романтическим флером. Свидетельством тому – снятые в период конца 1950-х –начала 1970-х годов кинофильмы, в которых блистательно сыграли лучшие наши актеры. Зрители восхищались храбростью и благородством героя Андрея Ростоцкого в фильме «Эскадрон гусар летучих» – прообразом его послужил знаменитый поэт и партизан Денис Давыдов; сопереживали приключениям отважной Шурочки Азаровой в «Гусарской балладе» – очаровательная воительница призвана была воплотить на экране несколько приукрашенный образ кавалерист-девицы Н. Дуровой. Событием в истории отечественного кинематографа стал выход на широкий экран эпопеи «Война и мир» С. Бондарчука – но, положа руку на сердце, кто может с ходу вспомнить какой-либо эпизод из этого фильма, кроме пресловутого первого бала Наташи Ростовой – события отнюдь не первостепенного?
Бородинское поле. Главный монумент на месте, где была батарея Раевского |
Художественно-публицистический кинопроект «Гроза двенадцатого года. От Немана до Вены. 1812-1815» |
Реконструкторам-энтузиастам сейчас в среднем под 40 и более, далеко не все смогли увлечь любимым делом и военной историей своих детей – наше время предлагает молодежи совсем иные увлечения, облеченные в красивую обертку, но пустые по сути. В общеобразовательных школах количество часов, отведенное на изучение родной истории, а главное – подача материала не способствуют воспитанию уважения ни к этому времени, ни к людям, его прославившим. Современные СМИ, охотно и красноречиво повествующие о негативных сторонах нашей истории и предлагающие нам в качестве элиты и образцов для подражания лиц, идеал которых заключается в безбедной и сытой жизни «за бугром», принципиально не способны стать проводниками подлинно патриотического воспитания. Их миссия в другом, и этого никто не скрывает.
Кто напомнит нашим внукам об уроках и значении Отечественной войны 1812 года? Да и способны ли мы сами сегодня правильно воспринять эти уроки и сделать из них единственно верные выводы? А ведь именно в этом – залог сохранения нравственного здоровья России и ее будущего.
1. Сколько Отечественных войн было в истории России?
Четыре – 1612, 1812, 1914-1918, 1941-1945
2. Назовите главный памятник, установленный в Москве в честь Победы над наполеоновской армией.
Храм Христа Спасителя.
3. А еще какой памятник подобный Храму Христа Спасителя был сооружен в Москве?
Историческая мечеть в Татарской слободе (район м. Новокузнецкая), как знак благодарности Татарским и Башкирским конным полкам, дошедшим до Парижа.
4. Когда отмечался День Победы над «дванадесят языков»?
В празднование Рождества Христова.
5. Великую армию назвали армией «двунадесят языков». Можно ли так назвать русские армии?
Можно. В ней служили представители не только народов Российской Империи, но и эмигранты из европейских стран. В том числе французы.
«Нас увлекает просвещенная Европа... Да, там впервые восстановлены изгнанные было из мира мерзости языческие; оттуда уже перешли они и переходят и к нам. Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся как помешанные, сами себя не помня. Но припомним двенадцатый год: зачем это приходили к нам французы? Бог послал их истребить то зло, которое мы у них же переняли. Покаялась тогда Россия, и Бог помиловал ее. А теперь, кажется, начал уже забываться тот урок. Если опомнимся, конечно, ничего не будет; а если не опомнимся, кто весть, может быть, опять пошлет на нас Господь таких же учителей наших, чтоб привели нас в чувство и поставили на путь исправления. Таков закон правды Божией: тем врачевать от греха, чем кто увлекается к нему».
Кто напомнит? Вот вы напомнили своей статьей, спасибо вам.
Мы сами должны изучать свою историю и помнить великие даты великих людей их подвиг на благо Родины.