Существует известная история, анекдот о том, как наш
знаменитый историк Василий Ключевский, профессор
Московской духовной академии, приветствовал одного
новопостриженного академического монаха такими словами:
«Поздравляю вас с принятием ангельского образа,
желаю вам не потерять облик человеческий». Думаю,
что эти слова применимы ко всем родам духовного служения.
Человек, становясь монахом или священником или принимая
любой другой сан, призван не превращаться в небожителя, а
прежде всего оставаться – или скорее становиться
– человеком. Вообще человек (anthropos) – то
есть повернутый вверх, чело, обращенное к вечности,
– это звание, которое еще надо заслужить, это очень
высокое имя. Наша конференция, посвященная человеку в
современном мире, – тому подтверждение.
Другой наш знаменитый писатель, Фазиль Искандер как-то
сказал: «Цель искусства – очеловечивание
человека». Действительно, «воспитание
чувств», возделывание сердца (а слово
«культура», как известно, и означает
«возделывание») – необходимое условие
становления личности.
Мне кажется, что этот краткий обзорный курс мировой
иностранной литературы совершенно необходим для будущих
священнослужителей, для семинаристов, по целому ряду
причин.
Во-первых, современному священнослужителю требуется
широкий культурный кругозор – это необходимое
условие его проповеди, необходимое условие доверия к нему
со стороны его прихожан, со стороны людей образованных.
Сегодня сельских пастырей насчитывается единицы, и
Православие в современной России – это скорее
городская религия, в отличие от XIX века. И здесь тон
задают именно образованные люди, интеллигенция, те, кто
обретают веру уже в сознательном возрасте. Для них очень
важен интеллектуальный и культурный багаж
христианства.
Невозможно и преступно отказываться от того великого
христианского наследия, которым обладает Европа. Даже если
сама Европа не готова признать свое наследие христианским,
не готова признать его значимости, – та самая
Европа, которая сформировалась и существует сегодня именно
благодаря христианству. Христианство на протяжении веков
проявлялось не только в чисто церковных, религиозных
произведениях и творениях, но и в подавляющем большинстве
художественных произведений человеческого гения.
«Исповедь» блаженного Августина,
«Божественная комедия» Данте, трагедии
Шекспира, «Фауст» Гете, романы Диккенса
– без этого невозможно представить себе ни
современного общества, ни нас самих. Для будущего
священника знание этих основ чрезвычайно важно.
Во-вторых, художественная литература дает бесценный материал для изучения жизни и людей. Я так и говорю своим студентам: благодаря литературе вы можете прожить не одну жизнь, а десятки разных жизней. Одна из работ митрополита Антония (Храповицкого) называется так: «Пастырское изучение жизни и людей по творениям Достоевского». Но это изучение возможно и по другим европейским авторам. Это бесценный психологический и нравственный материал, который необходимо осмыслять и использовать. Можно подойти к нему и с другой стороны, так сказать «в апофатическом ключе», как например епископ Варнава (Беляев), который называл мировую литературу энциклопедией заблуждений, «зеркалом людских пороков и неисчерпаемой сокровищницей человеческой глупости». Действительно, человеческие страсти, их зарождение и развитие, теоретически описаны в аскетической христианской литературе, а в жизненных примерах они запечатлены в литературе художественной.
Равным образом, многие особенности возрастной психологии
могут быть понятны из чтения светских произведений.
Например, «Над пропастью во ржи» Джерома
Сэлинджера – прекрасный образец описания внутреннего
мира подростка. Причем подростка не простого. Кто-то
отметил, что это книга о будущем священнике. И
действительно, оригинальное название этой книги –
Catcher in the Rye, дословно «ловец во ржи».
Этот образ отсылает нас к евангельским словам Христа
апостолам Петру: «Не бойся, отныне будешь ловцом
человеков» (см. Лк 5, 10; Мк 1, 17).
В-третьих, я полагаю, что художественная литература часто
помогает нам лучше уяснить – это важный момент
– церковные догматы. Каким образом? Например, учение
о Промысле Божием. Замечательное определение дается в
Катехизисе святителя Филарета Московского:
«Непрестанное действие всемогущества, премудрости и
благости Божией…» (вы все его знаете; мне
неизвестно католическое определение, но думаю, что оно
аналогично). Очень хорошо! Но вот случается трагедия:
разбивается самолет, ко мне приходят родители прихожанки,
которую я благословил перед вылетом, и что я должен им
сказать? Зачитать это определение катехизиса о Промысле
Божием? Да, оно прекрасное, но все же умозрительное. И что
же?..
«Мост короля Людовика Святого», кадр из одноименного фильма |
Или возьмем «Сто лет одиночества» Маркеса. В нем также дается красивый образ Провидения, которое становится понятным только после того, как все произошло, совершилось и исполнилось. До «совершения времен» эта тайна не поддается расшифровке, какие-то нити и нюансы ускользают от нас.
Данте |
Фактически Данте был первым, кто наглядно и в яркой
художественной форме провозгласил идею чистилища, поэтому
можно предположить, что «Божественная комедия»
повлияла на учение Католической Церкви. Эта гипотеза
кажется особенно вероятной, если учесть тот факт, что
Данте был родом из Флоренции, принимал активное участие в
жизни страны и отобразил в своей поэме многие события и
реальных исторических лиц Флоренции. Таким образом, его
авторитет был невероятно высок именно в том месте, где
проходил Ферраро-Флорентийский Собор.
То есть мы можем даже говорить о влиянии художественного
произведения на церковные догматы.
В романе очень глубоко и точно описана внутренняя
мотивация священника, то, что им движет. В момент гонений
и страданий обнажается подлинная сущность каждого
человека, исчезает имидж и выявляется личность.
«Пьющий падре», который не только героем себя
не считает, но искренне в душе своей ставит себя ниже
всех, неожиданно и незаметно начинает прозревать тайны
бытия, познавать нелинейную перспективу жизни.
И я говорю своим студентам: дорогие, прочитайте сейчас
этот роман и перечитайте его, когда сами станете
священниками. Потому что главная опасность и самая тяжелая
болезнь для пастыря – это самодовольство. А роман
Грэма Грина наглядно показывает, как именно «сила
Божия в немощи совершается».
Можно было бы еще многое рассказать о значении художественной литературы для формирования священника, но я вернусь к тому, с чего начал. Главное – это подлинно стать человеком, а все остальное приложится.
Да это даже и не идет как-то, даже и не к лицу.
Большинство духовных церковных авторитетов в 20 веке были малообразованными и не книжными людьми, не только старцы, но и просто мирские батюшки, но у людей Божиих, у православных, они имели и имеют огромный авторитет. Кто такая Манон Леско, какой-такой Дантов ад!? Они вряд ли знали, да разве об этом со священником говорят!?
Неужели среди вас найдется кто-то, кто в церковь идет о книжках поговорить? Или испытать уровень эрудиции священства?
Вы там от жизни отовались, вот что. Завитали совсем в облаках.
Учите их Богу молится и верными быть. ПРИМЕРОМ быть. А не книжки читать.
Очень тяжело представить образованного человека без знания, в частности, зарубежной литературы. Осуждаемая пытливость ума является одним из двигателей науки и прогресса. Не знаю как влияет образованность, наука и прогресс на путь Спасения. Но где бы оказалось такое общество через 100 лет по отношению к другим государствам - очень интересно.
Думается, что соблазн, который распространяли недостойные священники, стал причиной революции в России. прот. Александр
Наоборот, этот пример весьма пагубного влияния фантазий Данте на Римо-католическое учение, как раз и говорит о том, как вредно читать всякие фантастические произведения зарубежных авторов. прот.Александр
А священнослужителям, которые в настоящее безбожное время должны быть мессионерами необходимо знать каким ядом лжеучения отравлены приходящие к нему люди, что бы дать им противоядие.
А вообще христианам, которые не занимаются мессионерской деятельностью, преп. Никодим Святогорец в книге "Невидимая брань" в главе 9 "О хранении ума от бесполезного многоведения и праздной пытливости" советует: "Сказания о бывшем и новые сведениями и бывающем да мимо идут тебя, и все перевороты в мире и царствах да будут для тебя такими, как бы их совсем не было..." По слову св. Василия Великого: "Да будет тебе горьким вкушением слышание мирских вестей и сотами меда сказания мужей преподобных" ч.5 стр.52 ; об этом же говорит пророк Давид"Поведаша мне законопреступницы глумления, но не яко закон Твой, Господи" Пс.118,85
Вся духовная литература, а особенно западная поражена гордыней ума (прелестью) и читающий ее без рассуждения неминуемо ей заразится.
"Аще кто мнится мудр быти в веце сем, буй да бывает, яко да премудр будет"(Кор. 3, 18)
-Adieu, dit le renard. Voici mon secret. Il est trиs simple : on ne voit bien qu'avec le coeur. L'essentiel est invisible pour les yeux.
-L'essentiel est invisible pour les yeux, rйpйta le petit prince, afin de se souvenir.
-C'est le temps que tu a perdu pour ta rose qui fait ta rose si importante.
-C'est le temps que j'ai perdu pour ma rose... fit le petit prince, afin de se souvenir.
-Les hommes on oubliй cette vйritй, dit le renard. Mais tu ne dois pas l'oublier. Tu deviens responsable pour toujours de ce que tu as apprivoisй. Tu es responsable de ta rose...
-Je suis responsable de ma rose... rйpйta le petit prince, afin de se souvenir
По-моему, очень умная статья. И подвигает не останавливаться в самообразовании даже если давно окончил школу и не надо рассказывать на уроке, "что имел в виду писатель..."
"Мертвые души" - пророчество о времени безбожия в России - мертвых без веры, без Бога душ - о времени, когда везде будут говорить и писать, и всю науку, и культуру, и даже психологию - науку о душе - пытаться строить на том, что у человека якобы души нет. Пророчество о всемiрной идеологии антихристианства: "Деньги решают всё". Когда уже души мертвых продают и покупают за деньги, закладывают под проценты - дальше, как говорится, ехать некуда. Падение Льва Толстого именно с того, что он захотел «быть добрее Христа». Беда современной культуры (впрочем, возможно, это беда нашего падшего рода вообще) в том, что люди не склонны спрашивать “правда ли это?”. Они скорее склонны спрашивать “комфортно ли мне с этим?”