Помимо румынского, болгарского и сербского приходов на Мальте существует русский приход, названный в честь святого апостола Павла. Он был образован в 2001 году; официально утвержден Синодом РПЦ летом 2003 года.
Как и другие православные приходы, русская община на Мальте не имеет в собственности своего храма. Поэтому богослужения совершаются у греко-католиков, в церкви Дамасской иконы Божией Матери, что на Архиепископской улице в Валетте. При этом уже много лет – по сути, с начала 2000-х – продолжаются попытки решить вопрос с отдельным зданием для прихода. Вначале была надежда построить церковь на территории Посольства России, затем – получить в собственность неиспользуемое здание российского торгпредства и, наконец, приобрести католический храм Игнатия Лойолы. Однако все варианты были отвергнуты – иногда из-за неуступчивости российских властей, а в случае с католическим храмом – по решению священноначалия. Видимо, таков был Промысл Божий.
После долгих согласований удалось получить принципиальное разрешение мальтийских властей на строительство храма на арендованном в 2014 году участке земли. Впрочем, учитывая осторожность мальтийцев в вопросах храмостроительства (в тех случаях, когда это касается некатолических конфессий), еще неизвестно, сколько придется ждать, когда остров апостола Павла украсит отдельно стоящий православный храм. И дело даже не в деньгах (финансирование, вероятно, найдется), а в том, чтобы преодолеть все бюрократические препоны и заручиться согласием местных жителей.
Для русских Мальты богослужение на славянском хотя бы несколько раз в год – большая радость
Сейчас службы в русском приходе совершаются не очень часто, так как священник – отец Димитрий Нецветаев – постоянно проживает в Тунисе и прилетает на Мальту, как правило, раз в два месяца. Обычно за несколько дней, которые отец Димитрий проводит на острове, он служит Божественную Литургию, совершает требы, встречается и беседует с людьми. В год служится шесть Литургий. Конечно, это гораздо меньше, чем количество служб на родине, но для многих русских Мальты услышать богослужение на славянском хотя бы несколько раз в год – уже большая радость. Правда, некоторые прихожане стараются посещать богослужения в сербском приходе (тем более что там тоже юлианский календарь), но и у сербов службы бывают нечасто.
Во время краткой поездки на Мальту мне удалось переговорить с одной из прихожанок русской православной общины. Юлия Белозерова, несколько лет исполнявшая обязанности казначея приходского совета, а ныне певчая русской церкви, живет на Мальте с 2000 года. Уроженка Владивостока, она приехала на Мальту учиться, чтобы получить степень бакалавра в англоязычном вузе. Вместе с образованием ей удалось устроить и свою семейную жизнь: Юлия вышла замуж за коренного мальтийца. Стефан был аспирантом того университета, где училась Юлия, и преподавал в их группе. Венчались они во Владивостоке, по благословению владыки Вениамина. Особое благословение архиерея потребовалось потому, что муж Юлии был и остается католиком. Сейчас супруги живут на острове Гозо (одном из трех островов, составляющих государство Мальта) и воспитывают двоих сыновей.
– Семья наша была невоцерковленная, в храм во Владивостоке мы ходили только по праздникам, – говорит Юлия. – По сути воцерковляться я начала уже на Мальте, во многом благодаря влиянию своей старшей сестры (она тоже вышла замуж за мальтийца и сейчас живет с семьей в Великобритании). В 2001 году у меня была первая исповедь на Мальте. Потом матушка Светлана – жена отца Димитрия – пригласила меня петь в церковный хор.
По словам Юлии, она решила остаться в храме и начала воцерковляться потому, что ощутила в своем сердце глубокую и искреннюю любовь к Богу, а также поняла, что вера помогает ей меняться, становиться лучше. Кроме того, ей хотелось видеть своих детей православными.
– Мой муж тоже ходит со мной на Литургии, помогает с детьми, – рассказывает Юлия. – Он говорит, что ему нравится на наших службах, он чувствует спокойствие и умиротворение. Это для меня большая награда, ведь у нас немало семей, где мужья-мальтийцы не позволяют своим женам ходить в православную церковь. И в таких семьях детей обычно крестят в католичестве.
– Но почему мужья препятствуют? Хотят, чтобы дети были католиками?
– Иногда и нашим женщинам это не так важно. Они говорят: «Пусть будет так, как муж пожелает. Если муж хочет растить детей католиками, я не буду препятствовать». Конечно, в семьях, где жены воцерковленные, ситуация другая, но таких семей всё-таки меньшинство.
– А ваш муж не желал перейти в Православие?
– Нет, к сожалению. Но я и не настаиваю. Может быть, это произойдет, со временем.
Впрочем, сама Юлия признаёт, что и ее духовная жизнь на Мальте страдает – из-за того, что нет частых богослужений и, как следствие, нет возможности для более частой исповеди и Причастия. Конечно, посещение Литургии всего раз в два месяца может привести к провалам в духовном развитии. Но что же мешает Юлии приходить, например, на еженедельные Литургии в румынской церкви? Тем более что отец Иоанн приглашает всех, вне зависимости от национальности.
– К сожалению, там не очень понятно, на румынском, – отвечает Юлия. – Так же, как и у сербов, хотя я больше предпочитаю к сербам ходить, чем к румынам. Но и у сербов священник приезжает редко, всего раз в два месяца. Поэтому я очень счастлива, что есть службы на церковнославянском, пусть и нечасто. Для нас всегда большой праздник, когда прилетает отец Димитрий. Батюшка стал для нас очень близким человеком, духовным наставником.
– Но вариант вернуться в Россию, быть поближе к родным для вас службам на церковнославянском языке вы не рассматриваете?
– Нет. Я даже когда приезжаю в Россию, чувствую себя иностранкой. Всё-таки из 36 лет своей жизни 17 я провела на Мальте. Здесь тоже много хороших людей. Я привыкла к Мальте, чувствую себя как дома. Мальтийцы замечательные – семейные, очень религиозные, почитающие своих родителей. Ведь у них церквей – невзирая на то, что это маленькая страна, – больше, чем дней в году. В этом плане я очень довольна, что выбрала в мужья мальтийца. Здесь даже аборты запрещены, настолько Мальта религиозная страна.
– Однако, невзирая на религиозность мальтийцев и влияние Католической церкви, на Мальте всё-таки были легализованы однополые браки…
– Честно говоря, я до сих пор в шоке от этого, не могу понять, как это произошло. Видимо, сыграла свою роль политическая составляющая.
– Юлия, скажите, а возможно ли в ситуации определенного политического диктата на Мальте рассчитывать на то, что обучение в школах будет соответствовать морально-этическим нормам? Таким, чтобы детям не прививали либеральные воззрения на религию, семью, общество?
– На Мальте три вида школ: частные, государственные и церковные. Старший сын у меня вначале ходил в государственную школу, где религия преподавалась не очень углубленно. Потом нам повезло: удалось попасть в католическую школу в Рабате, где сын учился до нашего переезда на остров Гозо. Школа очень традиционная, только для мальчиков. Директор и остальное руководство школы – католические священники. Конечно, там было углубленное изучение религии, и дети посещали церковь.
– Получается, вашему сыну приходилось и приходится учиться в сугубо католическом окружении?
– Да, ведь на Мальте некатоликов очень мало. Но Матвей уже понимает свою идентичность, что он живет по правилам, отличным от правил его сверстников. Даже пост он стал соблюдать более строго – не ел ничего сладкого, и единственный в классе отказался от шоколада и сладостей на чаепитии. Кстати, этим он вызвал только уважение со стороны своих одноклассников-католиков. Матвей с детской радостью рассказывал нам об этом, в кругу нашей семьи.
В детском саду мальчика заставляли снимать крестик, и маме пришлось право на крестик отстаивать
По словам Юлии, некоторые сложности возникали с православной идентичностью младшего сына. В детском садике Даниила заставляли снимать крестик, мотивируя это «безопасностью ребенка» (якобы цепочка может привести к удушению). Дети-католики крестики не носят, у них это не принято. Нательный крестик тогда удалось отстоять, но Юлии пришлось пережить немало неприятных моментов, связанных с давлением со стороны руководства детских учреждений. К счастью, из садика ребенка не исключили, хотя, конечно, сам факт такого давления в христианской стране был прискорбен.
Безусловно, Мальта была и остается сугубо католической страной, с малозаметным православным меньшинством. Обращения мальтийцев в Православие крайне редки. По словам отца Димитрия, с января 2001 года у него было всего два случая перехода мальтийцев в православную веру. В одном случае Православие принял профессор, который пришел к выводу, что православная вера всё-таки более правильная, чем католическая. Во втором случае речь шла о человеке, который желал венчаться с православной. Поэтому сейчас для православного меньшинства на Мальте главное –это сохранить свою веру и идентичность, свою угодную Богу инаковость – невзирая на мальтийские законы и влияние католического большинства.
В 2000 году была со своей выставкой на Мальте.
Президент Мальты никак не хотел принимать нашего посла Зотова Сергея Сергеевича по вопросу открытия православного прихода.
Помогла моя выставка-Президенту мы подарили мою картину с изображением лилий,которые на Мальте
олицетворяют Пресвятую Богорогодицу.Был кофе,была непринужденная беседа.Все было на высшем уровне.
Недавно разговаривала с Зотовым С.С.и вместе вспоминали,что дали ,может быть, начало такому большому делу.