14 апреля 2009 года архиепископ Филарет (Гумилевский) был причтен к лику местночтимых святых Черниговской епархии. Чин канонизации нового святителя земли Черниговской возглавил Предстоятель Украинской Православной Церкви митрополит Владимир (Сабодан) 25 октября 2009 года.
Предисловие
Небо говорит:– У меня светило и звезды!
Земля говорит:– У меня праведные и кроткие[1].
Одним из таких угодников Божьих, сокрытых до времени, и является архиеп. Черниговский и Нежинский – Филарет (Гумилевский). Он был и деятельным архипастырем и выдающимся ученым 19 века. Слава его как ученого была известна по всей России и за ее пределами. За свои научные труды он был избран действительным членом Императорского Общества Истории и Древностей Российских, Императорского Русского Археологического Общества и Общества Географического; почетным членом Копенгагенского Общества Древностей, Харьковского и Московского Университетов, Санкт-Петербургской, Московской и Киевской Духовных Академий, последняя так-же удостоила его еще и степени доктора богословия. Но, кроме ученой деятельности, он самолично управлял обширными епархиями (Рижской, Харьковской и Черниговской), был талантливым администратором, не упускавшим ничего из виду, деятельным насадителем просвещения, ревностным служителем алтаря Господня и, самое главное, был истинным угодником Божьим.
Краткое жизнеописание
Поминайте наставников ваших,
которые
проповедовали вам словоБожье,
и, взирая на кончину ихжизни, подражайте
вере их.
(Евр. 13.7.)
Родился архиепископ Филарет 23 октября (5 ноября) 1805 года в деревне Лесное – Конобеево, Тамбовской Губернии, Шацкого уезда в семье священника Григория Афанасьевича Конобеевского. При святом крещении был наречен Димитрием, в честь св. великомуч. Димитрия Солунского. При его появлении на свет, местный юродивый всполошил весь поселок неурочным трезвоном. Сбежавшийся народ услышал в ответ на свое недоумение: «Рад Алешка, что родился великий Тимошко! А он будет звонить на всю Русь». Будучи пяти лет мальчик уже читал в церкви псалтырь и пел на клиросе. Когда наступило время учения, отрока отдали в Вышенскую Пустынь, а потом определили в Шацкое духовное училище. В это время Димитрию вместе с теткой довелось побывать в Саровской Пустыни и встретиться со святым старцем Серафимом. Посмотрев внимательно на мальчика, преподобный сказал: «Сей отрок будет великим светильником церкви и прославиться на всю Русь как ученый муж.» Во время экзаменов в Шацком духовном училище, Тамбовский Владыка Иона был удивлен способностями Конобеевского, и собственноручно написал на списке учащихся: «Конобеевскому впредь называться Гумилевским.»
Из училища Димитрий перешел в Тамбовскую Духовную Семинарию, где был одним из лучших учеников. Успешно закончив семинарию, в 1826 г. он поступает в Московскую Духовную Академию. 19 августа 1829 года Димитрий был пострижен в иночество, причем Московский митрополит Филарет (Дроздов), отметил его особым отличием, дав ему одному свое имя. В марте 1830 года инок Филарет был рукоположен в иеродиакона, а 29 августа – в иеромонаха. Прибывая в стенах академии, он прошел все иерархические ступени – от студента до ректора. В январе 1835 года возведен в сан архимандрита, а в декабре – определен ректором и профессором богословских наук в МДА. По отзыву современников, «между учеными архимандритами первое место занимает ректор академии Филарет, молодой летами, но весьма сведующий, скромный и постник, умевший внушить к себе уважение». Одной из главных заслуг ректора Филарета была инициатива повременного издания при МДА «Творений Св. отцов в русском переводе». За усердную и ревностную службу архим. Филарет 29 апреля 1839 года был сопричислен к ордену св. Анны второй степени, а 7 октября 1841 года «всемилостивийше повелено ему» быть викарием Псковской епархии, епископом Рижским.
На новой кафедре преос. Филарет, одновременно с защитой православия от протестантских притеснений, вступил в энергичную борьбу с расколом, распространившимся в Риге среди богатого купечества. Результатом его усилий было возвращение немалого числа раскольников в лоно Православной Церкви. За время архипастырского служения преос. Филарета в Прибалтийском крае присоединилось к православию 113 910 крестьян, а число приходов возросло с 6 до 98.
6 ноября 1848 года еп. Филарет назначается на Харьковскую кафедру. Здесь он открывает епархиальное женское училище и устраивает новое здание для духовной семинарии. Харьковский университет стал первым высшим учебным заведением избравшим Филарета Гумилевского своим почетным членом – 1852 году, а за ним Московский – 1855 году.
Много потрудившись на благо Харьковской епархии, преос. Филарет в 1859 году возводиться в сан архиепископа и переводиться на древнюю Черниговскую кафедру. Здесь он восстанавливает духовную семинарию, открывает епархиальное женское училище, которое в последствии стало называться «Филаретовским», в честь своего основателя. Важной для епархии была деятельность преос. Филарета, касающаяся устройства церковно-приходских школ. До прихода его на кафедру в епархии было всего 20 школ для обучения детей простого народа, а к 1863 году им было открыто 848 школ. Заботился владыка и о благолепии храмов и благоустройстве монастырей.
Но не долго довелось преос. Филарету пожить в Чернигове. В 1866 году на юге епархии разразилась холера Владыка решил поехать туда и поддержать свою скорбящую паству, несмотря на убеждение многих не делать этого в виду эпидемии. «Поездка моя теперь потребна и благовременна», – говорил самоотверженно Святитель, – «Так как мой пастырский долг – утешать страждущих и успокаивать тревожных». Опасения оказались оправданными – 5 августа преос. Филарет выехал из Чернигова, а 8 августа – приехал в Конотоп уже больным, сделавшись жертвой епидемии. Помощь врачей была бессильной. Чувствуя приближение кончины Архипастырь исповедовался, а в 5-м часу утра 9 августа, после ночи предсмертных страданий, предал дух свой Пастыреначальнику Христу. И что знаменательно, после смерти Владыки, эпидемия холеры остановилась.
С глубокой грустью провожала паства своего любимого Пастыря. При многочисленном стечении народа, крестные хода сопровождали гроб от села до села. В трех верстах от Чернигова, по переправе через Десну, народ выпряг лошадей и на своих плечах понес по песчаному грунту гроб с телом своего незабвенного Архипастыря к месту погребения – усыпальнице Св. – Троицкого соборного храма.
Много лет прошло со дня смерти архиеп. Филарета, но память о нем, как о мудром и добром пастыре, живет и до сих пор.
Духовно-нравственный образ Владыки
Блаженни алчущие и жаждущие
правды…
(Мф. 5.6.)
Что бы в полной мере оценить высоту святительского подвига преос. Филарета, необходимо хотя бы в самых общих чертах охарактеризовать его духовно-нравственный облик, вырисовывающийся из его писем и воспоминаний современников. Прежде всего скажем несколько слов о его внешности. “Росту он был не высокого, – вспоминает профессор Казанской Духовной Академии Г. Еливеев, – красивый собой и вообще имел наружность очень приятную, невольно располагающую к нему всех, приветлив и ласков ко всем”. 2 И как пишет о нём отец Иоанн Шероцкий: “По выходе из церкви, в зале архиерейского дома мы все увидели своего нового архипастыря, который всем одинаково показался смиренным рабом Христовым, лицем красив, хотя и бледным, худеньким, небольшого росту, с волосами на голове и бороде черноватыми”. 3
Не смотря на занимаемое высокое положение, арх. Филарет в частной жизни был прост и нетребователен. “…Спал 5 часов в сутки. В определённую пору хотя и давали обед, но он удовлетворялся этой потребностью мимоходом”.4 Преос. Филарет был истинным любителем добродетели (с греч. “φηλαρετης” – любитель добродетели), основной из которых было “беспримерное его трудолюбие”. 5 Вся жизнь преос. Филарета была посвящена чтению и труду. Науколюбивый дух его не позволял ни минуты бездействия. Ночью пробирался, он часто, брал свечу, шёл в библиотеку, доставал книгу или рукопись и садился работать, не отлагая таких занятий на утро. Под старость, когда физические силы его слабели, он ложился спать на полу; по обе стороны его горели свечи, лежали книги и бумаги, когда уставал у него один бок он переворачивался на другой и продолжал работать. Впрочем так работал он и в молодости. Когда уставала спина, он ложился на пол и занимался лёжа. Занятия в таком положении часто оканчивались головной болью, а иногда и кровоизлияниями из гортани. 6 Но по другому нельзя было бы объяснить тех результатов, которых достиг Святитель на административном и научном поприще.
Молитва была насущной потребностью его души. “Молитва – необходимейшая потребность души нашей […]. Она тоже для души, – учит он, – что дыхание для телесного организма”. 7 И далее – “Дорожите молитвою. Молитесь усердно, искренно; не упускайте ни одного времени молитвы, что бы не лишить души высоких благ, какие доставляет молитва”.8
Сам Святитель дорожил молитвой, в особенности церковной. “Не проходил почти ни один воскресный или праздничный день в который преос. Филарет не совершал бы Божественного служения. Ни слабость его здоровья, ни труженическая учёная жизнь никогда не отвращали его от чтения великопостного канона. Богослужение совершал он чрезвычайно умилительно”. 9 Как пишет И. Листовский: “Его служение было торжественно, и просто”. 10 Но более всех священнодействий Владыку умиляло служение Евхаристии. Так, что даже “при освящении Святых Даров, и, в особенности, перед причащением – Честного Тела и Святыя Крови Христовых, […] сильно плакал, даже всхлипывал, и тем задерживал более скорое окончание литургии”, – вспоминает прот. Иоанн Шероцкий в Харьковский период его служения. 11 Такие же свидетельства мы встречаем и в Риге 12, и в Чернигове. 13
Неотъемлемой чертой его характера была беззаветная любовь к правде.14 В письме к А. В. Горскому он пишет: “Друг мой! […] с такою же докучливою любовью прошу не скрывать никогда правды. Правда дорога, ей не отдавать должного низко и опасно”.15 Эта же любовь побуждала его отворачиваться от лести, клеветы и доносительства. “Искренно скажу тебе и о том, – пишет Владыка, – что, право, не имею желания и не позволяю принимать слухи со стороны […] не только не люблю, ненавижу людей и тех, которые по видам своим домогаются низкими поступками (каковы сплетни), что либо выиграть для себя. Зачем хитрить в священной жизни христианского детства”. 16
Будучи непримиримым противником клеветы Преосвященный сам часто становился её жертвой, но здесь очень показательно отношение к ней самого Святителя. Он с терпением и великим смирением сносил эти удары злобы, находя поддержку в Боге, ведавшем неподкупную чистоту его поистине младенчески целомудренной души. “Бог милостив к грехам моим – терплю, что бы терпением закрыть в душе язвы греховные”, – писал он по поводу этих нападок со стороны не понимавших его или враждебно настроенных к нему людей. 17 Или другой пример: монахиня Эмилия, близко знавшая арх. Филарета, наслушавшись в одном харьковском доме различных сплетен по отношению к нему, вся в слезах пришла и рассказала ему всё, но была поражена его реакцией. “Он выслушав, кротко улыбнувшись сказал: “Слава Богу, что клевещут на меня напрасно. Этим снимают с меня мои грехи и уменьшают мне за них ответ пред Богом. Жаль только бедных клеветников, что, облегчая мне душу, свои души они обременяли грехом клеветы”. 18
Говоря о духовно-нравственном облике преос. Филарета мы хотели бы привести слова о нём известного русского философа – Ю. Самарина: “Он, кажется, вполне монах и только монах…” 19 Писатель верно подметил то, что, по видимому, было главным в Святителе: он всегда оставался прежде всего монахом, в исконном смысле этого слова (греч. μοναχός от μόνος – “один”, “одиночка”), иноком (слав. “инок” означает “иной”). Но кроме “ангельского образа”, он ещё принял на себя и “помазание науки”, относясь к учёному иночеству. Здесь интересно будет привести собственные слова Владыки в которых выражен его взгляд по этому вопросу. “Ты указываешь, друг мой, – пишет он А. В. Горскому, – на мой собственный опыт тому, как трудно жить учёному монаху. Если дело касается моего опыта, то, призвав Господа в помощь, искренно скажу тебе, что доселе, при содействии неизреченной милости Господа Иисуса, мне не приходило и на мысль жалеть о моём монашеском положении. Грехов моих бездна, а монашество едва ли не в одном имени; тем не менее благодарю Господа моего, что он, не взирая на не чистоты души моей и прошедшее и настоящее, не отвергнул принять меня под кров иночества. О скорбях же жизни – иноческо – учёной ни слова: они могут быть тяжки: но Он направляет их на славу Свою”. 20 Из этих слов видно, что такой важный шаг, как принятие пострига, он сделал не по карьерным соображениям, а по внутреннему распоряжению, желая всю свою жизнь отдать на служение Богу.
Так же и на свои учёные труды он смотрел как на подвиги в высшем иноческом смысле. Подобно древним подвижникам, он всё, сделанное своими руками и выручаемое за это делание, отдавал на пользу других или на созидание и благоукрашение обителей и храмов. Ещё при жизни за свою щедрость, он приобрёл себе прозвище “Филарета – милостивого”.21
Важнейшим качеством его щедро одарённой личности являлось смирение, выражавшееся в полном и абсолютном доверии непостижимому Божественному Промыслу. Так после перевода его с “университетского” Харькова в “тёмный” Чернигов (как он сам отзывался об этих городах), он пишет к Н. Романовскому: “Вы спрашиваете зачем удалили меня от вас? Ответ простой: затем, что не годен для вас. Всё нужное нам Господь подаёт нам. Это несомненная правда. Спасайтесь во Господе”. 22 Это смиренное доверие к Промыслу Божию давало Архипастырю возможность великодушно переносить суровые удары судьбы и не приходить в отчаяние от разного рода неудач и жизненных невзгод. “Всякому своя доля, – писал он. – Мне доля – горечь, и горечь. Да будет благословенно имя Господа Спасителя грешников, из которых я самый последний”. 23 Так же со смирением относился Владыка и к своим трудам: “Что делать, – писал он другу, – если иногда и встречают нас не ласково. Быть может, что в последствии признают, что-нибудь и доброе в труде немощи, в труде грешника. Но в труде искреннем. А если не увидят люди, Он сердцеведец, узрит. А если и того не будет, что ж удивительного, что у грешника всё худо”. 24
Эту сущностную черту личности преос. Филарета, вероятно прозрел ещё в Шацком училище еп. Иона, когда дал ему фамилию “Гумилевский”, которую можно воспроизвести не только от лат. humilis означающего “малый рост”, но и от лат. humilitatis – “смирение”.
Но что самое существенное в духовно-нравственном образе архиеп. Филарета, так это – его горячая любовь к своей пастве, которая подвигала его на все те непосильные труды, которые он нес и на святительском и научном поприще. И на конец, эта же любовь, подвигла его разделить беду свою чад и отдать жизнь свою за них. А, как известно, «Нет больше той любви, как если положит кто душу свою за друзей своих» (Ин. 15. 13.).
Надо ещё заметить, что преос. Филарет, при его смиренном и добром сердце, был в высшей степени благовоспитанным, был можно сказать изящный человек во многих отношениях. Его манера и беседа, говорит биограф Преосвещеннейшего, давали вам понять это. Всё эстетическое, всё возвышенное пленяло его. Никогда нельзя было заметить на нём безвкусное сочетание цветов в одежде. Он был очень чуток к красоте храма и благолепию церковного пения. 25
Образ арх. Филарета, одновременно трагический и светлый, обладает большой притягательной силой. Прежде всего он привлекает своей цельностью в сочетании ума и сердца, образованности и духовности. Эта цельность способствовала тому, что он был не только “преосвященным”, но и “просвещенным” архиереем нашей Церкви. Просвещающим не только примером благочестия, но и подобно древним славным святителям – “каппадокийцам”, просвещающим и “светом разума”, который в то бурное и сложное время, каким являлся 19 век, был крайне необходим русскому обществу.
Примечания
2. Елисеев Г. Из далёкого прошлого двух академий // Вестник Европы. – 1891. – Т. 1. – С. 292.
3. См.: Шероцкий И., прот. Филарет арх. Харьковский и Ахтырский // Духовный Вестник – 1866. – № 12. – С. 416.
4. Письмо одного помещика к арх. Могилевскому Анатолию Мартыновскому // Киевская Старина. – 1886. – Т. 14. – № 4. – С. 833.
5. Как отмечают современники – “оно изумляло нас, […]: ни в себе, ни около себя мы ничего никогда не видели подобного”. См.: ЧЕИ. – 1866. – № 17. – часть не официальная. – С.
6. См.: Некролог // Вести. – 1866. – № 68.
7. Филарет (Гумилевский), арх. Слова, беседы и речи. – СПб., 1883. – С. 120.
8. Филарет (Гумилевский), арх. Слова, беседы и речи. – СПб., 1883. – С. 169.
9. Отъезд из Харькова преос. Филарета Гумилевского для присутствия в Св. Синоде // ХГВ. – 1858. – № 29. – С. 347.
10. Листовский И. Филарет, арх. Черниговский. – Чернигов. 1895. – С. 203.
11. Шероцкий И., прот. Филарет арх. Харьковский и Ахтырский // Духовный Вестник – 1866. – № 12. – С. 400.
12. См.: Последняя рижская проповедь прот. Владимира Назаревского // Русский Вестник. – 1883.– № 2. – Т. 163. – С.
13. Листовский И. Филарет, арх. Черниговский. – Чернигов. 1895. – С. 353.
14. По замечанию прот. Георгия Флоровского: “У Филарета было почти болезненное чувство правдивости”. Флоровский Г. прот. Пути русского богословия. Париж. 1983 г. С. 365.
15. Письма Филарета арх. Черниговского к А. В. Горскому // Приб. к изд. твор. Св. отцов в Рус. пер. – М., 1885. – Ч. 36. – С. 477. (139)
16. Письма Филарета арх. Черниговского к А. В. Горскому // Приб. к изд. твор. Св. отцов в Рус. пер. – М., 1885. – Ч. 36. – С. 476. (138). О непримиримом отношении его к клевете, так же свидетельствуют его проповеди, в которых он, со свойственным ему темпераментом, восставал против этой страсти. См.: например, Слово против вражды, пристрастной к доносам. – М., 1856.
17. Цитата по соч.: Вениамин (Яковенко), игум. Преос. Филарет, арх. Черниговский. //ЖМП. – 1966. – № 10. – С. 54.
18. Ковальский А. Игуменья Эмилия, основательница Верхо – Харьковского Николаевского девичьего монастыря. // Душеполезное чтение. – 1885. – № 3. С. 403
19. Самарин Ю. Ф. Статьи. Воспоминания. Письма. М., 1997 г. С. 175.
20. Письма Филарета арх. Черниговского к А. В. Горскому // Приб. к изд. твор. Св. отцов в Рус. пер. – М., 1884. – Ч. 33. – С. 552. (п. 31).
21. Пономарёв С. Преос. Филарет, арх. Черниговский и Неженский. // Полтавские Епархиальные Ведомости. – 1866. – № 18. – Часть не оф. – С. 247.
22. Письма преос. Филарета к Н. Н. Романовскому // Харьковский Сборник: Литературно – научное приложение к “Харьковскому календарю” на 1892 г. – Х., – 1892. – В. 6. – С. 182. (п. 46)
23. Богуславский П. Душевная драма Филарета, арх. Черниговского. // Вера и Жизнь. – 1916. – № 21 – 22. – С. 49.
24. Цит. по: Листовский И. Филарет, арх. Черниговский. – Чернигов, 1895. – С. 414.
25. Листовский И. Филарет, арх. Черниговский. – Чернигов,1895. – С. 203 – 204.
Праведная кончина ариеп. Филарета
Честна пред Господем смерть преподобных
его.
(Пс. 115.6.)
Внутренняя духовная жизнь архиеп. Филарета была сокрыта от людских взоров. Однако, праведная его кончина во многом приоткрывает тайну его внутренней духовной жизни. Потому, что смерть является тем последним и решающим экзаменом, который неподдельно вскрывает внутреннее содержание жизни человека. Не случайно и ап. Павел призывает поминая наставников, подражать вере их – «взирая на кончину их жизни» (Евр. 13.7). А кончина архиеп. Филарета была по истине праведной.
Летом 1866 года на окраинах черниговской губернии стала сверепствовать эпидемия холера, а преос. Филарет решил осмотреть епархию. На предостережение в виду грозящей опасности он отвечал: «Теперь то я нахожу свою поездку благовременной и благопотребной; народ упал духом его следует ободрить»1.
Объезжая епархию Святитель в городе Конотопе почувствовал крайний упадок сил. Под вечер сильные приступы холеры сложили его в постель. Чувствуя приближение кончины архиеп. Филарет исповедовался и в пятом часу утра 9/22 августа, после ночи пред смертных страданий предал дух свой Господу. Тело почившего архиерея четыре дня стояло в Конотопском соборе и, что удивительно никаких признаков тления не издавало хотя на улице был август месяц2. И что знаменательно, как пишет биограф Владыки, после смерти архиеп. Филарета, епидемия холеры остановилась3.
Таким образом архиеп. Филарет показал себя истинным пастырем Церкви Христовой который в трудную минуту не испугался опасности и не оставил своей паствы, а, по примеру Пастыряначльника Христа, душу свою положил за овец своих ( Ин. 10. 9-16). И как смерть Господа нашего Иисуса Христа остановила «епидемию вечной смерти», так и смерть Его верного слуги, остановила эпидемию холеры.
Примечание
1. Филарет арх. Черниговский. // Прибавление к церковным ведомостям. – 1888. № 51. – С. 1507.
2. Известия и заметки. //Киевская старина. – 1886г. – Т.14. – С. 835. Одна матушка вспоминала, что будучи послушницей в Св.-Троицком монастыре при преп. Лаврентии во время войны, видела нетленные мощи архиеп. Филарета. См. приложение. Также и в акафисте преп. Лаврентию поётся: «Радуйся яко мощи блаженного Филарета нетленными почитал еси» (Икос 5). Что в свою очередь свидетельствует о почитании преп. Лаврентием святителя Филарета.
3. Листовский И.С. Филарет, арх. Черниговский. – СПб.: Аксион Эстин, 2006. Электронный вариант. Репринт, 1894 – С. 356.
Народное почитание
В вечной памяти будет
праведник.
(Пс.111.6)
Горячая любовьВладыки к своей пастве встретила взаимный отклик в любви в сердцах верующих людей. Который проявился в трогательном поведении паствы при погребении архиеп. Филарета. Когда, при многочисленном стечении народа, крестные хода сопровождали гроб Святителя от села до села, не смотря на то, что была третья декада августа – время сельскохозяйственных работ1. А в трёх верстах от Чернигова по переправе через Десну, народ выпряг лошадей и на своих плечах по песчаной дороге понёс тело своего незабвенного Архипастыря к месту погребения – в усыпальнице Св.-Троицкого храма. Где, под самым престолом, была приготовлена могила. Над гробом святителя Филарета был устроен каменный надгробник в виде продолговатого престола. В ногах его, усердием игуменьи Нежинского монастыря большой крест с изображением Распятия, а голове утверждена икона (усердное приношение одного помещика) с изображением Спасителя во славе и надписью: «Идеже есмь аз ту и слуга мой будет»2.
В сороковый день после смерти в полночь два сторожа видели горящие свечи при его гробе. Также он явился одной благочестивой старушке, генеральше Свечиной во сне. «Зачем вы нас оставили, Владыка?» – спрашивает она. «Я не оставил вас, я всегда с вами и вы близ меня»3.
Осиротевшая паства сильно скорбела о смерти своего доброго пастыря и, желая постичь его светлую память, как только могла выражала свою любовь к усопшему. Так, например, духовенство Глуховского уезда учредило в построенном им училище для девиц, стипендию имени Филарета и даже с передачею его фамилии “Гумилевской”, каждой его стипендиатке – воспитаннице. А по предложению Остёрского духовенства, всё духовенство губернии немедленно собрало сумму, на которую, в признательную память о своём архипастыре, соорудило для училищной Церкви икону св. Филарета Милостивого (духовного покровителя Святителя), так же установило вечное поминовение и заупокойное служение в день его кончины – 9 августа, и в день его именин – 1 декабря.4
Редакция ЧЕИ, желая почтить память в “Бозе почившего основателя”, определила ежегодно, из доходов редакции, выделять 150 руб. на благотворительные нужды Черниговской Духовной Семинарии5.
За советские атеистические годы память о святителе Филарете не умерла, как в церковных так и в светских кругах. О нём с уважением пишут местные историки краеведы.6 Его светлый образ до сих пор вдохновляет чуткие и верующие сердца. Что подтверждает факт написания поэмы к двухсотлетию со дня его рождения7. По жизнедеятельности Черниговского архиерея было защищено 4 кандидатские работы8.
Но особенно живо, память о святителе Филарете, прибывает в сердце верующих людей. Каждый год, в день смерти (22 августа) и день Ангела (14 декабря), служатся памятные панихиды во время которых усыпальница Св.-Троицкого кафедрального собора не может вместить всех желающих помолится за упокой святителя. Также панихиды служатся и в другие дни по просьбам верующих. Святителя Филарета очень любят и почитают многие верующие люди, о чём ярко свидетельствует постоянное поминание его имени в заупокойных записках и даже составление, к ожидаемой канонизации святителя, – акафиста ему9. Все эти факты ещё раз подтверждают слова псалмопевца: «Вечной памяти будет праведник».
Примечания
1. Как пишет И.С. Листовский: «Это было такое торжественное шествие, с каким не сравняться шествия царей, вождей и победителей, потому что здесь соединялась земля с небом… От одной церкви до другой провожали гроб с хоругвями и крестным ходом при неумолкаемом пении лика. А народ, сменяя один другого, в числе 10-12 тис., сопутствовал гроб от Конотопа до Чернигова, 180 верст». Листовский И.С. Филарет, арх. Черниговский. – СПб.: Аксион Эстин, 2006. Электронный вариант. Репринт, 1894 – С. 356.
2. Там же. – С. – 357.
3. Памяти преосв. Филарета, архиепископа Черниговского. //Киевская Старина. – К., 1886. – Т. 14. – С. 835.
4. Листовский И. Филарет, арх. Черниговский. – Чернигов,1895. – С. 312.
5. Центральный Государственный Исторический Архив Украины в г. Киеве. Ф. 711. Оп. 2. Д. 6032. 2л.
6. См.: Ісаєнко О. Де вчились наші прадіди. // Чернігівські Відомості. – 1991. – 16 – 22 серпня; Руденок В. Архиепископ и историк. // Черниговский Полдень. – 1996. – 3 октября; Ковалець Я. Світильник церкви Філарет (Гумілевський). // Чернігівські Відомості. – 2000. – 6 січня.
См.: Томсен Ф. Арх. Філарет (Гумілевський) як історик духовної літератури. // 1000 років Чернігівської епархії: Тези доповідей церковно-історичної конференції. – Чернігів. 1992. – С. 101 – 103; Тарасенко О. Роль Філарета Гумілевського у розвитку освіти на Чернігівщені в середені 19 ст. // Людина, суспільство, культура, історія та сучастність. Матеріали Ювілейної наукової конференції присвяченої 80-річчю Чернігівського державного педадогічного інституту ім. Т. Г. Шевченка. – Чернігів. 1996. – С. 46 – 48; Коваленко А. Філарет Гумілевський, як публікатор і дослідник “Сказання” про князя Михайла Чернігівського. // Святий князь Михайло Чернігівський та його доба. Матеріали церковно-історичної конференції. – Чернігів. 1996. – С. 115 – 116; Коваленко А. Філарет Гумілевський і розвиток історичного краєзнавства на Україні. // Релігійна традиція в духовному відроджені України: Матеріали Всеукраїнської наукової конференції. – Полтава, 1992. – С. 117 – 118; Тарасенко О. Любецька старовина у краєзнавчих нарисахФіларета Гумілевського. // Любецкий з’їзд князів 1097 р. в історичній долі Київської Русі. Матеріали Міжнародної наукової конференції, присвяченної 900-річчю з’їзду князів Київської Русі у Любечі. – Чернігів, 1997. – С. 209 – 212; Коваленко О. До питання про авторство “ Историко-статистического описания Черниговской епархии” // Україна і Росія в панорамі століть. Збірник наукових праць на пошану проф. К. М. Ячменікіна. – Чернігів. 1998. – С. 195 – 206; Терновский Н. Обзор трудов выдающегося иерарха Харьковской епархии арх. Филарета Гумилевского. // 200 років Харківської епархії Української Православної Церкви: Матеріали науково-практичної конференції 27 травня 1999 р. – Х., 1999. С. 68 – 70.
См. Его: Філарет (Гумілевський), як історик Чернігівщини. //Сіверянський Літопис. Чернігів. – 1996. – № 2 – 3. – С. 82 – 86; З народознавчого доробку Філарета Гумілевського. // Сіверянський Літопис. Чернігів. – 1997. – № 3. – С. 121 – 131; З єтнографічних нотаток Філарета Гумілевського. // Там же – 2001. – № 5. – 73 – 76; Філарет Гумілевський як дослідник монастирських бібліотек та архівів Чернігово-Сіверщини. // Література та культура Полісся. – Ніжин. 1997. Вип. 8. – С. 56 – 58.
7. См. приложение.
8. С. Доброушов (студент МДА 1881 г.): «Критический разбор взглядов арх. Филарета Черниговского на задачу и метод истории Русской Церкви».
А. Пекарский (студент КДА 1884 г.): «Церковно-исторические труды арх. Филарета Гумилевского».
О. Тарасенко арх. Філарет (Гумілевський) та його внесок у ровиток церковно-історичних студій в Україні в середині 19 ст. Автореферат дисертації, кандидата історичних наук. – К., 2002.
А. Сластен (студент КДА 2004 г.): «жизнь и деятельность арх. Черниговского и Нежинского Филарета (Гумилеского) в историко-богословском осмыслении».
9. См. приложение. Последний нуждается в переработке.
Подвижнические труды
И будет он как дерево,посаженое при потоках
вод,
которое приносит плод
свойво время свое,
и
листкоторого не вянет, и во всём;что он ни
делает, успеет.
(Пс. 1.3.)
За свою не долгую жизнь святитель Филарет, сделал очень много на пользу православной Церкви. Так, за время его пастырского служения на Рижской кафедре, к Православию присоединилось по сведениям синода, – 113910 прибалтийских крестьян, число приходов возросло с 6 до 981. Кроме этого, с целью просвещения светом веры новообращённых, он способствовал переводу на местные языки Священного Писания и Богослужения, основал эстско-латышское Духовное Училище (которое в последствии преобразовалось в семинарию), открыл множество церковно-приходских школ, для повышеняи общего уровня грамотности им были созданы на русском языке латышской и эстской грамматики, буквари2.
На Харьковской кафедре поднял образовательной и материальный уровень духовенства и духовной семинарии. Построил женское епархиальное училище, обновил весь архиерейский дом с домовою Церковью и загородный дом с церковью «Всех Святых». В Покровском монастыре устроил церковь в усыпальнице, расширил Покровскую церковь; в Харькове достроил Св.-Духовский и заложил Св.-Троицкий храмы; на городском кладбище построил Церковь3. На архиерейской даче устроил епархиальный свечной завод, явившийся крупным источником доходов для содержания духовных учебных заведений4. Украсил чудотворную Озерянскую икону Божьей Матери золотой ризой5. Благоустроил Хорошевский Вознесенский женский монастырь6.
Период же служения преос. Филарета в сане архиепископа Черниговского был, можно без преувеличения сказать, – «золотым периодом» для Черниговской епархии. За семь лет своей архипастырской деятельности святитель Филарет успел сделать столько, сколько, вероятно, не сделали все архиереи 19-го века, вмести взятые, занимавшие эту кафедру. Так в Чернигове, он поднимает материальный и образовательный уровень духовной семинарии7. На добровольные епархиальные пожертвования открывает женское епархиальное училище8. Устраивает в епархии 848 церковно-приходских школ, в которых обучалось в 1863 г. 1507 мальчиков и 2019 девочек9. Учредил епархиальную эмеритальную кассу10. Его трудами был обновлён Елецкий Свято-Успенский монастырь, в котором устроил новый настоятельский корпус; перестроил и расширил тёплую Петро-Павловскую Церковь; завёл на свой счёт типографию которую потом подарил монастырю11. В Борисоглебском соборе устроил три иконостаса. В Троице-Ильинском монастыре обновил величественный Св.-Троицкий собор и сделал новый иконостас, переделал тёплую Введенскую церковь12. Также в этом монастыре устраивает типографию13 и организовывает свечной завод14. Основывает печатный орган – «Черниговские Епархиальные Известия»15.
Не смотря на активную административно-общественную деятельность, преос. Филарет не оставлял и своих научных занятий. Плоды которых, благодаря дарованиям и трудолюбию автора, поражает своим обилием и многообразием. В списке научных трудов этого просвещённого архиерея числится 143 работы,16 но этот список, скорее всего является не полным. 17
Здесь и работы экзегетического характера (“Заметки о Свящ. Писании”,“Ученье ап. Павла об антихристе”, “Учение Евангелиста Иоанна” и др.), догматические и патрологические труды (например: его известные “Православное Догматическое Богословие” и “Историческое учение об отцах Церкви”), многочисленные сочинения по нравственному богословию (“Правила для монашествующих”, “Ложные пророки” и пр.) и проповеди, агиологические произведения (“Русские святые, чтимые всею Церковью или местно. Опыт описания жизни их”, “Св. князь Михаил Черниговский”, “Святые Южных Славян”, “Святые Подвижницы Восточной Церкви”), исследования по общей церковной истории (“Кирилл и Мефодий, славянские просветители”, “Святый Великомученик Дмитрий Солунский и Солунские Славяне”, “Исторический обзор песнопевцев и песнопений греческой Церкви”, “Геннадий, патриарх Константинопольский(15века)”, “Авгарь, князь Эдесский, и нерукотворный образ Спасителя” и т. д.) и по истории Русской Церкви (помимо широко известной “Истории Русской Церкви”, “Богослужение Русской Церкви до монгольского времени”, “Послания Геннадия Иосафу, Архиепископу Ростовскому и Ярославскому” и ряд других работ), изыскания в области духовной литературы (“Обзор Русской духовной литературы (с 862 – 1863 гг.)”, “Максим Грек. Историческое Исследование”, “Содержание рукописи “Златая Чепь”, принадлежащей началу 14 века.” и пр.), издание источников (“Письма Преос. Лазаря, Арх. Черниговского и Новгород-Северского”, “Акты унии 1742 – 1747 г.” и др.), описание епархий и монастырей, различные заметки о современном состоянии русского общества, педагогические работы и, наконец, критика и библиография.
Примечания
1. Гаврилин А.В. Переход прибалтийских крестьян в православии 40-х годах 19 века как форма классовой борьбы крестьянства. (Автореферат). – Рига, 1987. – С. 17. Хорошунов Ф., свящ. Филарет Гумилевский арх. Черниговский // Рус. Стар. – 1881. – Т. 30. – Кн. 4. – С. 793.
2. См.: Беляев И. Судьбы православия в Прибалтийском крае. Историко-этнографический очерк. – СПб., 1901. – С. 120. Так же: Письма к А.В. Горскому. // Приб. к изд. Твор. Св. отцов в Рус. Пер. – М., 1885. – Ч. 36. – С. 131. (письмо 84).
3. См.: Листовский И. Филарет арх. Черниговский. – Чернигов. 1895. – С. 219 -221.
4. См.: Багалей Д. И., История г. Харькова за 250 лет. Его существования (1655 – 1905). Историческая монография. – Х., 1912. -Т. 2. – С. 893.
5. Пармен, иером Арх. Филарет Гумилевский // Благовест. – 1888. – № 12. – С. 9.
6. Листовский И. Филарет арх. Черниговский. – Чернигов. 1895. – С. 235 – 240.
7. См.: Филарет (Гумилевский), арх. Историко-статистическое описание Черниговской епархии. – Чернигов. 1873. – Кн. 2. – С. 186 – 200.
8. См.: Петряков В. Высокопреос. Филарет (Гумилевский), арх. Черниговский. Короткий очерк его деятельности на черниговской кафедре (1859 – 1866) // ЧЕИ. – 1901. – № 16. – часть не официальная. – С. 493.
9. См.: Отчёт о состоянии Черниговской епархии за 1864 г. // ЧЕИ. – 1865. – № 3. – часть официальная. – С. 73 – 74.
10. См.: Черниговские Епархиальные И – 1864. – № 13. – часть официальная. – С. 144 – 145.
11. См.: Добровольский П. М. Черниговский Елецкий Успенский первоклассный монастырь. Историческое описание. – Чернигов, 1900. – С. 92.
12. Листовский И. Филарет арх. Черниговский. – Чернигов. 1895. – С. 327 – 328.
13. См.: Восстановление в Чернигове древней епархиальной типографии. // Вера и Жизнь. – 1914. – № 8 – 9. – С. 77 – 92.
14. Картины церковной жизни Черниговской Епархии из 9-ти вековой ея истории. – К., 1911. – С. 158.
15. Журнал “Черниговские Епархиальные Известия” был основан в 1861 г. и просуществовал до 1911 г. См.: Хронологічну таблицю. // Чернігівщина. Енциклопедичний довідник. (За ред. Кудрицького). – К., 1990. – С. 982.
16. Данный список приводится по изданиям: Пономарёв С. Преос. Филарет, арх. Черниговский и Нежинский. – Полтава, – 1866. – С. 75 – 95; Листовский И. С. Филарет, арх. Черниговский. – Чернигов. – С. 416 – 426.
17. Свящ. С. Ф. Хорошунов в своей статье отмечает, что “огромная масса трудов преос. Филарета осталась не изданною”. И далее он приводит название некоторых из них, которые находились в его руках, это – “Подробное описание Спасо-Преображенского Черниговского кафедрального Собора”, “Епископы черниговские из малороссов”, “Дополнения к обзору русской духовной литературы”, “О начале Стародубских старообрядческий церквей”. См.: Хорошунов Ф., свящ., Филарет Гумилевский арх. Черниговский // Русская. Старина. – 1881. – Кн. 12. – С. 816.
Заключение
Хвалите Бога во святых Его…
(Пс.
150.1)
– архиеп. Филарет – это был истинный светильник благочестия, человек святой и чистой жизни, пламеневший любовью к Богу и людям, великий молитвенник пред Богом за свою паству;
– в своих архипастырских трудах архиеп. Филарет показал себя «пастырем добрым», всячески и неустанно ревновавшим о благе вверенных его окормлению епархии;
– это был настоящий подвижник науки служению которой отдавал все свои силы и талант, не смотря на постоянно слабое здоровье и многие болезни, мешавшие ему работать;
– святитель Филарет относится к числу самых многоплодных наших духовных писателей, по праву пользуется славой выдающегося богослова и церковного историка.
Таким образом, личность и жизнь преосв. Филарета, прозорливо открытые великим старцем земли Русской – преп. Серафимом Саровским, были и будут светочем для многих православных людей.
Одного только не смогла сделать епархиальная комиссия – это зафиксировать множество чудес от гробницы святителя Филарета. Было зафиксировано только одно чудо.1 Но, как пишет автор «Жития» св. равноап. князя Владимира – мних Иаков, – «Не дивимся, возлюблении, аще чудес не творит по смерти: мнозе бо святии праведнии не сотвориша чудес, но святи суть». Отсутствие фиксации множества чудес может быть связано с тем, что, во-первых, пол года (время существования комиссии) не такой уж большой срок, а до этого никто не вёл никаких записей, а если до революции и вёл, то за период советской власти всё могло быть утеряно. Во-вторых в Свято-Троицком соборе, глее почивает тело святителя Филарета, находятся также и мощи и Святителя Феодрсия и Преподобного Лаврентия. И когда человек получает просимое, то трудно определить, по молитвам какого именно угодника оно произошло, так как он просил служить и молебны святителю Феодосию и преподобному Лаврентию и панихиду по архиепископу Филарету. Но как известно по народной мудрости «к пустому колодцу люди не идут», а к гробнице святителя Филарета постоянно идут люди.
По этому мы с упованием на неисповедимый промысел Божий будем надеяться, что на конец настал «Тот день, когда перед священноначалием нашей церкви будет поставлен вопрос о канонизации этого смиренного инока, деятельного архипастыря и выдающегося ученого».2
___________________
1. См. приложения.
2. Сидоров А.И. Предисловие к изд.: Филарет (Гумилевский), арх. Историческое учение об отцах Церкви. – М., 1996. – С. ХХХ.
[1]«Прение неба и земли». // Многоценная жемчужина. Лит. творчество сирийцев, коптов и ромеев в первом тыс. Пер. с сир. и греч. сост., предисл. и комент. С.С. Аверенцева. – К.: Дух і Літера, 2003. – 51 с.