«Полюбите читать Святое Евангелие...»

На днях говорили мы о разных вещах с одним моим хорошим знакомым — мусульманином. Сотрудник силовой структуры, достаточно молодой еще человек, — он начал ходить в мечеть сначала «по этническому принципу», потом уже совершенно осознанно. Он всерьез изучает свою веру, совершает, как положено, намаз, читает Коран, думает, анализирует и старается жить по той вере, которая у него есть.

Конечно, когда я встречаюсь с ним и у нас завязывается беседа, я всегда в глубине души очень переживаю о том, что пришел он в свое время именно в мечеть, а не в православный храм, и что главной книгой в его жизни стал Коран, а не Новый Завет. Однако что поделаешь: переубеждать, спорить с ним вряд ли было бы правильно по отношению к нему, вряд ли принесло бы пользу. Я только стараюсь сказать то, что может тронуть его сердце, «прорасти» в нем впоследствии, остальное же — всецело в руках Божиих. Он однозначно относится к христианству с уважением, с его точки зрения наличие веры, даже если она «не его», но учит хорошему, почитанию Бога, свидетельствует о человеке с лучшей стороны. Как-то раз, когда он еще был курсантом военного училища, к ним на курс пришел для беседы православный священник. Слушатели оказались усталыми, беседа долгой, и уже к середине ее все уснули. Все, кроме моего знакомого. Он внимательно слушал батюшку, доброжелательно глядя прямо ему в глаза.

И, конечно, батюшка был ему благодарен и не мог сдержать своих чувств:

— Спасибо вам большое, — сказал он, оглядываясь на спящих, — вы ведь наверняка верующий человек?

— Да, батюшка, — ответил тот, — я мусульманин…

…Так вот. Говорили мы с ним, как я уже сказал, на днях, о разных вещах. И вот, в частности, высказывал он свое недоумение в отношении того, как часто, вступив в «религиозный диспут» с кем-то из своих православных коллег, он понимает, что они о своей вере практически ничего не знают и даже не читали Евангелие.

Я не уверен, что абсолютное большинство живущих на территории Российской Федерации мусульман читало и регулярно перечитывает Коран. Но не думаю при этом, что мой собеседник лукавит, просто у него главным образом две среды общения: профессиональная, в которой большинство его товарищей русские, крещеные люди, и собственно мечеть, куда ходят те, кто с исламом знаком не понаслышке.

Суть не в том, насколько религиозно образованны в России мусульмане. Это, что называется, не совсем наш вопрос. Суть в другом: незнание своей веры крещеными и даже живущими так или иначе церковной жизнью людьми — вот та беда и то зло, с которым мы должны всеми силами бороться. И боремся, только трудно эта борьба дается.

С одной стороны, тут, безусловно, необходимы усердие и ревность пастырей. Но, с другой, — и без живого интереса, без желания узнать, понять никак не обойтись. На самом деле — что за христианин, который никогда не читал Евангелие и даже не знает, что это такое? Что ему известно о христианстве?

Я очень хорошо запомнил один эпизод из собственной священнической жизни. Мы беседовали с человеком, пришедшим в храм с желанием креститься. Он не мог ответить на вопрос, почему решил принять Крещение, насколько этот выбор серьезный, осознанный. О том, чем Православие отличается от других христианских конфесcий, понятия не имел. Как, впрочем, и о том, что есть хрис­тианство как таковое. Поэтому я, естественно, постарался ему объяснить, что прежде Крещения обязательно нужно прочесть главную для каждого христианина книгу — Евангелие. И даже немного рассказал ему о том, каково ее содержание. Именно, что немного. Потому что когда речь зашла о нравственной стороне жизни по Евангелию, он вскочил, как будто его подбросила какая-то невидимая пружина, и выпалил:

— Ну, спасибо! Спасибо, что все это мне сказали! Мне это все не нужно, и креститься я не приду. А если и приду, то не к вам, а к тому, кто со мной об этом говорить не будет.

И убежал, словно за ним кто-то гнался.

А что, если бы мы с ним не поговорили? Слава Богу, сегодня проведение огласительных бесед перед Крещением из частной практики превратилось в обще­обязательное требование. И прочтение Евангелия, хотя бы одного из евангелистов, также является непременным условием. Вот только неправильно при этом ограничиваться лишь именованием данного условия: потрудился ли человек прочесть Евангелие на самом деле, понял ли его, правильно ли понял — вот вопросы, на которые прежде Крещения обязательно нужно дать ответ. А для этого единственный способ — еще раз, уже после «стандартных» огласительных бесед, поговорить с ищущим Крещения, выяснить, принимает ли евангельскую правду его сердце, растревожено ли, тронуто ли оно этой правдой. Разъяснить возникшие недоумения (а они возникают при первом, да и не только, чтении Писания нередко), растолковать значение не до конца уясненных заповеданий Спасителя и уже после этого крестить. А если всего этого не сделать, то получается то же, что в обычной жизни при заключении договора, с условиями которого одна из сторон прежде не ознакомилась, а после, разумеется, выполнять их не собирается: как выполнять то, чего не знаешь? Несуразица какая-то…

Но если с крещаемыми дело обстоит все же проще, поскольку в значительной степени именно от священника и его внимательности зависит степень подготовленности оглашенного, то с теми, кто был крещен когда-то и время от времени «заходит» в храм, ситуация гораздо сложнее. Тут уже трудно ставить «условия» и «требовать», можно лишь увещевать.

Привычный диалог во время «исповеди» по большим праздникам или в большой беде появляющегося в храме человека:

— Постойте, да вы о грехах-то своих скажите. Вы сейчас больше о проблемах, о людях других. Об этом поговорить, наверное, и можно, и нужно, но сейчас исповедь, а на ней в грехах надо каяться…

— Ну… Какие у меня грехи. Не краду, не убиваю, стараюсь по совести жить, заповеди все соблюдаю.

— А какие заповеди?

— Заповеди?.. Все!

— Простите, а вы Евангелие читали?

— Читаю, у меня все есть — молитвослов есть.

— Нет, а Евангелие вы читали, Новый Завет?

— Нет…

Бывает и почудней разговор. Но главное — очень многие крещеные люди Евангелия не читали и даже не очень хорошо представляют, что это такое и о чем. И мало того — среди людей, более или менее регулярно исповедующихся и причащающихся, тоже можно незнакомых с Евангелием найти. А уж о тех, кто никогда ни одного толкования на Писание в руках не держал и не ведает, что такая литература есть, что говорить!

Плохо это, на самом деле. Ведь главное наше стяжание, фундамент всей жизни христианской — Евангелие, без него никуда. И доносить до умов и сердец приходящих в храм людей мы в первую очередь должны не сведения об истории христианства, о его месте и роли в общеисторическом процессе, не то, как часто надо бывать на службе, участ­вовать в таинствах, что это за таинства, собственно. Это все важно, но — второстепенно тем не менее. А первично — Слово Божие, к каждому Богом сотворенному человеку обращенное. Помочь расслышать, понять, усвоить его тем, кто нуждается в этом, — вот наш первый долг. И не только пастырей, разу­меется (иначе к чему и писать об этом, достаточно было бы просто в «своем кругу» беседовать), но и мирян, знающих и ценящих свою веру.

…Многолетний духовник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Кирилл (Павлов), отвечая на адресованные ему письма самых разных людей, всегда писал: «И еще: полюбите читать Святое Евангелие…». Такой простой совет… Но как же меняется жизнь у того, кто его исполняет!.. Это узнает только тот, кто исполняет.

Газета «Православная вера» №14 (490)

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Господь – в Священном Писании Господь – в Священном Писании
Архим. Тихон (Шевкунов)
Господь – в Священном Писании Господь – в Священном Писании
Слово на всенощном бдении накануне Недели Всех святых
Архимандрит Тихон (Шевкунов)
Господь – в слове Священного Писания. Господь глаголет эти слова к сердцу и уму каждого из нас, когда мы читаем Священное Писание. Единодушно говорят об этом святые отцы, прошедшие, испытавшие это своим собственным опытом. (MP3 файл. Продолжительность 6:56 мин. Размер 3.4 Mb)
Евангелие: правда о вечной жизни Евангелие: правда о вечной жизни
Игумен Нектарий (Морозов)
Как позже вспоминал сам архимандрит Кирилл, до этого ему бывало и страшно, и тяжело. Но в то мгновение, когда он начал читать, он вдруг понял, почему происходит все то, что происходит вокруг и что он в руках Божиих. И страх пропал! И он прошел всю войну, неся Евангелие, как преподобный Серафим, в вещмешке за плечами, и читал его при каждом удобном случае.
Комментарии
Валентина Шаршова19 декабря 2015, 13:55
Очень поучительная статья,необходимо от мирян требовать обязательного чтения Евангелия.
Александр 7 сентября 2013, 20:13
Я по благословению настоятеля несколько лет проводил огласительные беседы с крещаемыми. Многие люди слушали со вниманием, становились активными прихожанинами. Были другие: "Некогда мне, говори скорее, что принести, и сколько заплатить". И всё же из тысяч крестившихся в храм ходят одни и те же. Читают Евангелие до крещения - единицы, после крещения - десятки, но никак не все. Но все считают себя православными, на Пасху и Рождество приходят все. Получается, что прихожанин - это одно, а просто верующий и крещёный - это уже как бы на ступень-другую ниже.
Лариса23 июля 2013, 17:28
/сегодня проведение огласительных бесед перед Крещением из частной практики превратилось в обще­обязательное требование/

Эх.. где же эти замечательные огласители? Может быть меня остановили в свое время становиться крестной.
У нас в городских храмах крестят всех, без разбора. Да и как не крестить, если приходят с настроем: только посмейте отказать моему величеству! Для крестившихся подготовка к Причастию - на одном листочке!

Несколько лет назад по тщеславию своему стала восприемницей и по мере узнавания Церковной жизни все яснее слышу слова апостола: "Лучше бы вы не крестились...". Родители ребенка вроде и не против веры, но напрягаться не хотят, а заставлять в этом вопросе невозможно. Не проходило и дня, чтоб я не сожалела о том, что взвалила на себя ношу непосильную и буду за это отвечать.

Читаю много, но до сих пор не знаю, что же мне делать в сложившейся ситуации?
О.Нектарий! Может быть Вы дадите какие-то практические советы крестным?

Спаси Господи!
Марина23 июля 2013, 16:36
В 1995 году крестилась по совету бабки, гадающей на картах (никогда не верила всяким предсказателям и экстрасенсам, случайно попала к гадалке). Ничего не знала о вере. За 13 лет раза 2 или 3 причащалась, храм не посещала. Но защиту Ангела-хранителя много раз ощущала в опасных ситуациях. В 2008 году в мае, после обиды на брата, много плакала, не ела 3 дня и вдруг почувствовала сильное желание причаститься!? Пошла причащаться и с этого памятного дня, стала верующим человеком. В это же время брат(атеист) показал мне сайт "Православие.ру". Этот сайт полностью изменил меня, я окунулась в этот чудный мир, стала много читать, записалась в приходскую библиотеку. Слава Богу все любимые мои близкие покрестились, стали верующими. Я часто думаю, что было бы, если к крещению не допустили без огласительных бесед? Скорей всего не стала крестится. Моя жизнь четко разделилась на "до" и "после". У меня есть надежда на слова Спасителя "Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас"!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×