Православный календарьПравославный календарь
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.

Поприще добродетелей открыто

Книга «Великая Четыредесятница: путь, цель, награда» – сборник бесед митрополита Месогейского и Лавреотикийского Николая, которые проходили на протяжении Великих постов 1997, 2005 и 2007 гг. за вечерними богослужениями. Книга помогает нам соприкоснуться со всей полнотой смыслов, наполняющих этот период церковной жизни, и ведет нас к стяжанию добродетелей.

Мы, безусловно, не погрешили бы против истины, если бы сказали, что общее внутреннее состояние, сконцентрированное в эту минуту, господствует в наших душах, — это чаяние Великой Четыредесятницы. Перед нами целый период, наполненный духовными вызовами и возможностями, реализация которых необходима для нашей души. Все мы понимаем, насколько нам необходимо приподняться, чтобы жизнь изменилась, преобразилась и привилась благодатью Божией ощутимым, существенным и результативным образом. В душе каждого из нас есть врожденное желание, Божественное и священное ожидание чего-то высшего, чего-то иного, чего-то более духовного и существенного в нашей жизни.

Итак, мы находимся в преддверии этого благословенного периода, самого прекрасного периода года, самого трогательного, богатого духовными переживаниями. Даже литургическая атмосфера внешне становится более умилительной: освящение в храмах приглушается, темнеют краски, каждый из нас внутренне становится более собранным. Характер служб изменяется: знакомая ежедневная Божественная литургия уступает место редким литургиям Преждеосвященных Даров по средам и пятницам. Добавьте к этому особые вечерни, пение акафиста[1], великие повечерия, великий канон, особый характер каждого предстоящего нам праздника и многое другое. А все вместе связывается строгим постом — подлинной печатью этого периода.

Так как же в это время мы можем помочь нашей душе — жесткой и закрытой — немного открыться, стать более податливой, более подвижной на духовные дела, чтобы достигнуть своей мечты, своего желания и чаяния — облегчить вход благодати и благословения Божия и проявления какого-нибудь положительного результата в нашей жизни? Об этом можно много говорить. Но сегодня мы остановимся на четырех главных моментах, происходящих из содержания службы Недели Сыропустной[2] — сегодняшнего утреннего богослужения и нынешней вечерней службы.   

Подвиг

Первое — это подвиг. Душа наша нуждается в решительности, чтобы начать подвиг, выйти из расслабленности и покоя и подвигнуться к напряженному духовному деланию. Пусть каждый делает что может или немного больше того. Пусть напряжет свои силы дальше знакомых ему пределов. Пусть поставит своей целью именно то, в чем нуждается его душа. Утром в одной из стихир на хвалитех говорилось: «Поприще добродетелей отверзеся». Говорится о поприще добродетелей и подвигов, которое уже открыто и приглашает всех желающих войти не откладывая: «хотящии страдальчествовати внидите». А ниже используется слово «сопротивимся», выражающее воинственный настрой, с которым мы должны отражать вражеские нападения, чтобы оружием добродетелей победить в этом сражении. Вооружение наших дней состоит в следующем: щит — это молитва, шлем — милостыня, меч — пост. Гимнограф использует воинскую лексику не для филологической складности или фразеологической выразительности, а для того, чтобы описать воинственный настрой, с которым каждый верующий призывается на поприще Великой Четыредесятницы.

    

Очень важно, чтобы каждый из нас каждый день, каждую секунду поставлял себя пред Богом и исповедовался

Очень важно, чтобы каждый из нас каждый день, каждую секунду поставлял себя пред Богом и исповедовался, рассматривая в глубине своей души недостатки, немощи и страсти, с которыми и надлежит вести борьбу. Тропарь говорит, что хорош пост «яств», то есть пост в пище, но «истинный пост есть злых отчуждение»; это значит, что вместе с подвигом поста мы должны вести более существенную борьбу — со своими страстями. А страсти есть у каждого! Страсти сокровенные, страсти, в которых мы не хотим признаваться даже самим себе, страсти и немощи, которые мучают нашу душу и держат ее связанной, не разрешая ей освободиться и воспарить немного выше того мира, в котором она находится.

Итак, первое, к чему нас призывает Церковь, — локализовать нашу немощь при помощи и содействии своих духовников, в минуты покоя рассмотреть и увидеть свою страсть. Не страсть ближнего, от которой он и сам желает освободиться, а свою собственную немощь, свое собственное рабство, свой собственный грех, даже тот, который не можем исповедовать самим себе.

Для этого очень удобен пост. Через него Церковь вводит нас в подвиг борьбы со своей природой: все мы склонны к чревоугодию, все подвержены внутренним плотским стремлениям. Страсти глубоко укоренены, они уловляют нашу волю, парализуют устремления и душат свободу. Именно по этой причине пост глубоко укоренен в нашей жизни, Предании и опыте Церкви. Вот и прекрасная возможность начать свой подвиг этого периода с поста, с чего-то, казалось бы, внешнего, но очень значительного.

Примирение с ближними

Второй момент, на котором нужно остановиться, можем позаимствовать из слова, определяющего только что завершенную вечернюю службу, — вечерня примирения. Церковь требует от нас обоюдного примирения: с ближними и с Богом.

Что такое прощение, что есть примирение? Прощение означает: открыть дверь своей души, чтобы принять в нее своего соседа, своего родственника, мужа или жену, своих детей, братьев и сестер, своих ближних — всех, кто нас окружает и с кем, возможно, у нас есть затруднения в общении. Часто бывает так трудно попросить прощения! Или иметь мужество простить того, кто просит у нас прощения, изгладить то, что нас разделяет с ним, что нас огорчает, что подталкивает нас не только к тому, чтобы не чувствовать его своим братом, но даже и своим ближним.

Этот подвиг мы должны совершать в атмосфере взаимного примирения

Прощение означает совместное действие[3]. Этот подвиг, как говорит наша Церковь, мы должны совершать в атмосфере взаимного примирения, и здесь тоже присутствует совместность. Прощение ведет к примирению, примирение — к солидарности, солидарность — к сотрудничеству, соратничеству и, наконец, к тому, что описывает апостол Павел — к благословенному состоянию, когда мы становимся единодушными, единомысленными (см.: Флп. 2, 2), подвизаясь единодушно (Флп. 1, 27); чтобы мы были едиными как одна душа, с единым общим помышлением, соединены в лике Божием и Его любви, которой Он научил и которую вдохнул в нас.

Какие прекрасные слова — прощение, примирение, солидарность, сотрудничество, соратничество, состояние единомыслия, даже единодушия, когда мы становимся единой душой во имя Христово!

Прощение от Бога

Существует еще одна шкала освящения и спасения, происходящая от другого прощения — прощения нас Богом, покаяния, о котором говорилось в богослужении. Чего мы только не делали, чтобы отдалиться от Него! Чего только не предпринимали, чтобы Его присутствие в нашей жизни было затруднительным! Мы виноваты в том, что напустили мглу страстей, виноваты в этом облаке наших немощей. Нам не хватает благородства и свободы, чтобы признать свой грех.

Евангельские чтения трех последних воскресных дней — Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о блудном сыне, Неделя о Страшном Суде — имеют одно общее звено: они представляют грех именно как грех в очах Божиих. Мы видим мытаря, который идет в храм, чтобы попросить прощения, и обращается к Богу: Боже! будь милостив ко мне, грешнику! (Лк. 18, 13). Несмотря на то что мытарь согрешил пред людьми, он просит прощение у Бога в храме.

Но и блудный сын: Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим (Лк. 15, 21), — говорит он своему отцу. Первый, пред которым я согрешил, не ты, отец мой, имение которого я растратил, а Бог, образ Которого я помрачил. Я испачкал и запятнал святой образ, которым Он украсил мое бытие, мою ипостась.

И в третьей притче, о Суде, мы видим, как Сам Бог говорит: …Алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня (Мф. 25, 42), — то, что вы не сделали своему ближнему, вы не сделали для Меня; в лице ближнего — Я; значит, и ваш грех восходит ко Мне.

Но и наши собственные грехи, возлюбленные мои братья и сестры, своим основанием имеют эгоизм и себялюбие, сладострастие, веществолюбие, сребролюбие, материализм, нашу духовную близорукость. Это внутренние грехи, которые живут внутри нас и съедают нас изнутри. Это грехи, приводящие к катастрофе наших отношений с ближними, с нашими братьями. Все они — сплошной грех пред Богом, Который положил на нас печать Своего образа и дал нам возможность по Его благодати достигнуть Его подобия. Мы помрачили Его образ и подобие. Мы проводим жизнь в звероподобном состоянии. Наш внутренний человек не преображается, не возрождается, не живет более духовной жизнью, не действует как существо, родственное истинному Богу.

Итак, мы встаем пред Богом и просим у Него второе прощение. Когда мы примиримся со своими братьями, со своими ближними и почувствуем, как начнут рушиться разделяющие нас стены, — тогда приступим к другому примирению — с нашим Богом и Отцом. Это примирение, это прощение помещает Бога в нашу душу. В нашем сердце начинают проявляться отпечатки открытой Им истины, появляться внутренние, духовные «воздыхания неизреченные» Его присутствия. Тогда входит Его благодать, становится приобщимой Его Божественное естество и зримым Его Лик.

Есть еще нечто совместное в деле прощения. В книге Второзакония (это подробно описывает святой Никодим) говорится, что в своем подвиге мы просим и нуждаемся в помощи Божией. Наша просьба о прощении делает Его сражающимся с нами (см.: Втор. 1, 30), позволяет Ему сражаться за нас и доводить эту борьбу до победного конца.

И даже более: мы нуждаемся в том, чтобы сражаться вместе с Ним. Не так, чтобы Бог помогал нам в нашем подвиге, как мы говорили ранее, но чтобы мы следовали за Ним по Его пути. На вечерне Недели Цветоносной мы будем петь: «Приидите убо и мы, очищенными смыслы, сшествуим Ему, и сраспнемся, и умертвимся Его ради житейским сластем»[4]. Прощение, которое мы просим у Бога, даст нам ощущение, что нашему подвигу и шествию сопутствует Он Сам. В то же время это прощение приведет нас к тому, что мы сможем идти вместе с Ним по Его пути: распяться с Ним, пережить Его страдания, чтобы вместе с Ним пережить и Его воскресение.

Как же благословенно прощение! Но как тяжело оно иногда выходит из наших душ. Я уверен, что тоже огорчил некоторых из вас. Надеюсь, они пришли, чтобы простить меня, чтобы понять, зачем я сделал то, что сделал.

Вероятно, кто-то огорчил кого-то другого, или меня, или вас. Как прекрасно, если, выходя сегодня из храма, мы сможем жить так, как будто между нами нет стен! Люди не злы, они — наши братья. Они не враги и не препятствия на нашем пути, а благословенный повод для нашего подвига.

Радость

Ни подвиг, ни прощение не будут эффективны, если в сердце не будет царствовать великая внутренняя радость

Кроме подвига и прощения есть еще нечто, что характеризует этот благословенный период Великой Четыредесятницы, о котором мы подробно беседуем сегодня. Это радость. Мы с настроем на подвиг начинаем готовиться к Пасхе. Мы начинаем с желанием примирения с ближними и получения прощения от Бога. Но ни подвиг, ни прощение не будут эффективны, если наше сердце сохранит убожество и нищету, если в сердце не будет царствовать великая внутренняя радость.

«Постное время светло начнем, к подвигом духовным себе подложивше»[5], — говорит одна их стихир, то есть начнем подвиг с радостью. В другом месте говорится: «Возсия благодать Твоя, Господи, возсия просвещение душ наших»[6], то есть пришло Его сияние и просвещение в нашу душу. Поэтому мы побуждаемся быть «духовно радующеся»[7], то есть быть исполненными духовной и внутренней радости и так начинать пост. И богослужение следующей недели подчеркивает необходимость в этом подвиге, чтобы пройти поприще Великой Четыредесятницы с радостью, славословием Бога и надеждой.

Цель — воскресение

В заключение поговорим о четвертом моменте Четыредесятницы. Ее цель — воскресение. Одна из стихир говорит так: «Да сподобимся видети и Святую Пасху»[8]. Уже с сегодняшнего, первого дня богослужение говорит об окончании периода — о Пасхе. В другой стихире говорится: «достигнути» Воскресения Христова, то есть успешно прийти к концу, к нашей цели, которой является празднование Воскресения Христова. Достигнуть, конечно, не внешним образом, а духовным, дать место в себе, чтобы в нас жила радость и слава Воскресшего Христа.

Перед нами удивительная возможность, прекрасный повод к тому, чтобы каждый начал воздержание от «яств», от пищи, а самое главное — от страстей; чтобы мы попросили прощения друг у друга и примирились, чтобы мы не считали, что другого человека диавол использует против нас, но чтобы увидели: он с его недостатками — тот, кого Бог приводит в течение нашей жизни. И таким образом, лобызая друг друга, объединенные и единодушные, испросив прощение у Бога, мы в радости достигнем нашей цели — переживания благословенного Воскресения.

Желаю вам, возлюбленные мои братья и сестры, чтобы Бог в эти дни пребывал в нашей жизни, в жизни всех, чтобы Он противоборствовал вместе с нами и довел наш подвиг до конца. По мере прохождения недель и приближения ближе... нежели когда мы уверовали (Рим. 13, 11) или когда начали свой подвиг движения к Царству Божию, мы ощутим присутствие в нашей жизни воскресшего Христа.

Доброй и благословенной Четыредесятницы!

Рейтинг: 10 Голосов: 485 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

[1] В Греческой Церкви есть обычай первые четыре воскресных вечера Великого поста посвящать пению акафиста Божией Матери «Взбранной Воеводе». Акафист разбивается на четыре части, и каждый воскресный вечер поется по одной части. В пятую же субботу Великого поста акафист поется полностью. Последний обычай сохраняют и наши богослужебные книги (здесь и далее — Примеч. пер.).

[2] Прощеного воскресенья.

[3] В греческом «прощение» — συγχώρεση. В состав слова входит приставка συν, означающая «совместно», «вместе», что и объясняет автор.

[4] Утреня Великого Понедельника, стихира на хвалитех.

[5] Неделя сыропустная, вечер, стихира на Господи воззвах.

[6] Там же, стихира на стиховнех.

[7] Неделя сыропустная, вечер, стихира на Господи воззвах.

[8] Там же.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Архиеп. Марк Берлинский о радости поста (+ВИДЕО) Архиеп. Марк Берлинский о радости поста (+ВИДЕО) Архиеп. Марк Берлинский о радости поста (+ВИДЕО) «Люди не постятся, потому что не знают смысла поста» (+ВИДЕО)
Архиепископ Берлинский и Германский Марк о радости поста
О том, почему так важны великопостные богослужения, как связаны пост и радость воскресения, о благочестивой гречанке, печалившейся о том, что «выпила воды в среду», и «прыжке через реку».
Духовная брань Великого поста Духовная брань Великого поста
Митр. Лимасольский Афанасий
Духовная брань Великого поста Духовная брань Великого поста
Митрополит Лимасольский Афанасий
Именно в покаянии заключается духовный труд великой Четыредесятницы.
Какой пост приятен и какой благоугоден Какой пост приятен и какой благоугоден
Игум. Нектарий (Морозов)
Какой пост приятен и какой благоугоден Какой пост приятен и какой благоугоден
О духовном смысле поста
Игумен Нектарий (Морозов)
Пост — замечательный скальпель, с помощью которого мы можем постараться отделить от себя то, что с нами срослось, но не является нашим.
Комментарии
Лариса Ром25 февраля 2017, 22:11
Как все точно, тонко и легко сказано .Спасибо . Обязательно прочитаю книги отца Николая. Спаси и помоги ,Господи,нам всем преодлеть наши слабости.
Елена25 февраля 2017, 19:19
Прощение - это прекращение причинения себе боли мысленным воспроизведением содеянного в отношении тебя зла со стороны другого человека ( почти юридическая
Лидия25 февраля 2017, 11:50
Помоги , Господи! Спасибо.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×