Кто хочет, чтобы раскаяние его было принято как благоприятная Богу жертва, тот должен не только простить согрешения ближнему своему от всего сердца, так, чтобы и не вспоминать их, но должен еще постараться расположить и ближнего сего к такому же прощению, сделать его из врага своим братом, единодушным и единомысленным с собою. Без этого сколько бы на исповеди ни разрешал нас духовник, связанный враждою дух наш не разрешится и Отец Небесный не отпустит нам нашего согрешения.
Греховные язвы, худые наклонности и желания, нарушающие покой и мир души, преобладают и в нас, и мы не освободились от них. Господь принес нам искупление – дал нам лекарство от застарелой болезни, но оно действует при условии нашей собственной деятельности.
Грех затмевает очи души нашей: ум, совесть, сердце – и ослепляет их до такой степени, что люди видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют (Мф. 13:13).
Как сплетена нить нашей жизни, к чему она приведет нас, небрежно нами распутываемая? Там сказано нами же бранное слово оскорбительное, там вознесена клевета на ближнего. Ныне – ссора, завтра – гнев, мщение и зложелательство; ныне – бессердечный смех над немощным человеком, завтра – презрительный отказ нищему, просившему у нас кусок хлеба. Все эти произвольные наши грехи распинают вторично Господа, побуждают нас плакать и сожалеть о самих себе.
Как сосуд, который часто открывают, не сохраняет крепости и благовония самого благовонного вещества, так и душа того человека, который любит многословить, не сохраняет надолго добрых мыслей и добрых чувствований, а изрыгает из себя слова осуждения, злоречия, клеветы, лести и так далее.
Дух превозношения присущ каждому из нас, и борьба с этим недугом должна больше всего занимать наше внимание. От христиан прежде всего требуются смирение, кротость, самоотвержение и любовь к другим. Гордость же, напротив, есть мерзость пред Господом. Гордыня есть источник и корень всех грехов и беззаконий. Гордостью пал диавол, из ангела светлого и чистого сделался начальником всякой нечистоты и злобы.
Страсть любоначалия присуща нашей греховной горделивой человеческой природе, и она проявляется во всех областях человеческой жизни. … С этим пороком связывается скрытая, тайная гордость, и поэтому когда у нас есть страсть учить других, наставлять, обличать, то это признак одержимости нашей души пороком властолюбия, любоначалия; и поэтому- то мы и молимся.
Источники:
Архимандрит Кирилл Павлов. Проповеди. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003
Архимандрит Кирилл Павлов. Время покаяния. Подворье Троице-Сергиевой Лавры, 2014