В прошлое воскресенье в ряде российских городов тысячи людей вышли на митинги, среди них было много молодежи — студентов и даже школьников. Что вывело их на улицы? Вряд ли в данном случае есть какое-то одно объяснение или одна причина.
Кстати, объяснений и прозвучало много разных, кто-то даже обвинил Церковь: не могут, мол, взрослые найти с детьми общий язык. Вот и Церковь не так смотрит на происходящее в стране, не так говорит с молодежью.
Ну, что правда, то правда. Взрослым, будь они в Церкви, в министерстве или даже в либеральной оппозиции, всегда полезно строго спросить с себя. Они, взрослые, в ответе за детей, а не наоборот. И все же, всегда полезно остановиться в шаге от обобщений, особенно радикальных. Остановиться и подумать, например, о том, как можно отнестись к происходящему с точки зрения христианской традиции.
В этом мире, пораженном грехом, нельзя построить идеальное общество или идеальное государство. Это не отвлеченные слова. Это, если угодно — суровая правда жизни. Насилие, злоупотребление — непременные спутники любого аппарата управления. В любом обществе есть коррупция и несправедливость. Кто-то скажет: да нет, вот есть же другие страны. Есть. И что? В этих других странах, цивилизованных и демократических, которые так часто ставят нам в пример, разве никто ничем не возмущается? Результатами выборов президента, например, или миграционной политикой. Никто не выходит на митинги? Выходят. Причем, далеко не только на мирные митинги. И витрины бьют, и машины сжигают. Отчего? Оттого, что нет его, идеального общества, и не может быть.
Нет, я не против политических митингов, если они согласованы в установленном законом порядке. В том числе и потому, что очень нелогично стремиться к построению справедливого общества, нарушая закон. Но удручает меня другое: попытка превратить происходящее чуть ли не в сакральное действо. Если ты не вышел на митинг, то нет тебе места в светлом будущем без коррупционеров и воров. Да не было этого будущего и быть не может с тех самых пор, когда человек изгнан из рая. И попасть в рай можно только через Христа, а не через какую-нибудь площадь.
Можно и нужно стремиться к справедливому обществу, только начинать надо всегда с себя. И роль Церкви не в том, чтобы участвовать напрямую в политическом процессе, а в том, чтобы так воспитать человека, чтобы он не брал взятки, не унижал других и всегда выбирал добро.
Надо всем нам оставаться людьми. Христианам — видеть друг в друге образ Божий. И в протестующих, которые заслуживают достойного обращения, даже если нарушают закон, и в тех, кто носит форму и обязан этот закон защищать. Потому что это тоже живые люди. И чем скорее мы это поймем, тем лучше для всех нас. «Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений». Пушкин, между прочим. Наше всё.
Иоанн Златоуст в своих толкованиях Евангелия постоянно обличает сребролюбие, как главный грех, который тянет за собой все остальные. Грех, который победил Иуду, победил богатого юношу, исполнившего весь Закон, но не сумевшего отказаться от имения.
Святитель обличал и конкретных людей. За это Златоуст был изгнан. Не боялся бы император народа и остатков совести, казнил бы сразу святого.