Забытая премудрость Божия

    

Хорошо помню фразу, которую часто повторяла мама: “Начало премудрости – страх Господень” (Пс.110, 10). Я, тогда пятилетний мальчишка, пытаясь перевести эти слова на свой детский язык, решил, что для того, чтобы стать умным, нужно бояться Бога. Потом, в начальной школе, читая жития святых, прочитал, что святые подвижники духовно возрастали и спасались постом, молитвой и страхом Божиим. И я подумал, что страх Божий это, наверное, боязнь наказания за совершенные грехи. А затем   из маленького рабочего поселка, где жили родители, переехал в центральную усадьбу к бабушке. Там была музыкальная школа, а средняя школа имела самый высокий в районе уровень преподавания.

Очень скоро для меня бабушка совсем по-другому раскрыла смысл слов “страх Господень”. Она была любящим, но очень строгим воспитателем. Помню ее реакцию на первую свою тройку по устному предмету, что она считала проявлением крайней лени и изощренного хамства по отношению к учителю. Ее фразы просто резали душу: «За что ты меня наказал? Что я тебе плохого сделала? Как я буду смотреть в глаза учителям на родительском собрании? Что будем говорить твоим родителям? Что бабушка замоталась по хозяйственным делам и забыла проверить уроки? Неужели я заслужила подобное обращение?». И тогда до меня быстро дошло, что самая главная боль – это когда причиняешь боль другому человеку. И как-то сразу стала четко понятна великая фраза: «Начало премудрости – страх Господень».

Страх Божий - это не боязнь наказания, а боязнь жить без воли Божией. Делать что-либо неугодное Богу, Который есть Любовь. Сколько раз потом перед исповедью я сознавал, что грешил потому, что не жил во мне страх Божий. Не боялся я нарушить Его волю, да и знать ее, порой, не хотелось. С собой договориться оказалось очень даже не сложно. Мой изощренный ум подсказывал разные «благие» варианты, почему можно грешить. А страха Божия не было, а посему желания, хоть чуть-чуть задуматься о воле Божией на ум как-то не приходило.

Оглядываясь на нашу историю можно посмотреть, к каким страшным трагедиям приводило человечество отсутствие страха Божия, желание жить без воли Божьей. Если перечислять коротко только самые страшные трагедии, то можно вспомнить, изгнание из райского сада наших прародителей, Всемирный потоп (когда волю Божию старались соблюдать всего восемь человек из всех живущих на земле людей, которые и остались живыми после трагедии), смешение языков при постройке Вавилонской башни, распятие Мессии. Если обратиться к нашей истории, то нужно вспомнить междоусобную резню русских князей, приведшую к монголо-татарскому игу, кровавую революцию 1917 года, когда люди нашей страны решили построить рай на земле без Бога. И чем все закончилось?! Когда читаешь учебники по истории, где тщательно анализируются причины происшедших трагических событий, то практически нигде не написано, что главной причиной нашей кровавой революции было нежелание жить по воле Божий, так как страха Божия у народа не стало. Тварь тогда бесстрашно восстала против воли Творца, оправдывая свои действия благими намерениями, презрев Библейскую истину: «Начало премудрости – страх Господень, и доброе разумение у всех водящихся им».

В этом году мы отмечаем столетие нашей национальной трагедии. Просматривая многочисленные статьи, слушая различные дискуссии, хорошо осознаешь, как далеко ушли мы в своем высокоумии, пытаясь найти истину и опять (в который раз!) без Бога. Воля Божия по-прежнему практически никого не интересует.   Самое странное, что очень многие участники подобных исторических споров искренне считают себя верующими людьми. Казалось бы классическая духовная аксиома:  «Смысл бытия любого творения состоит в служении Творцу в рамках Его воли». О чем же, по крайней мере, верующим людям можно спорить? Ответ заключается, видимо, в том, что воли Божией никто не знает или не хочет знать. Иссякают наши духовные источники, нет прозорливых старцев, опытных духовников. И, не зная воли Божией, мы пытаемся найти выход из все более и более сложных духовных проблем, которые ставит перед нами современная жизнь, своим лишь умом и упованием на себя и свои силы. Самое печальное во всем происходящем, что никто Божию волю понять и не пытается. Человеческие ум, сила и воля опять поставлены во главу угла при поиске решения сложных, порой, судьбоносных проблем. Премудрость Божия нам не интересна.

Но есть особые случаи в происходящих событиях, когда воля Божия явно выражена и не требуется каких-то особых прозрений для её восприятия и выполнения. То, что происходит сегодня вокруг возвращения Русской Православной Церкви Исаакиевского собора в Петербурге, вызывает просто оторопь! Храм – дом Божий. И строили его для того, чтобы люди могли в нем молиться, приобщаться к церковным Таинствам, славить Творца. Неужели хоть для кого-то не ясна в данном случае воля Божия? Неужели хоть кто-то дерзнёт сказать, что для Творца безразлично, как проходит духовная жизнь в Его доме, в храме, Ему посвящённом?

Хорошо помню свое первое посещение Исаакиевского собора в далёком 1959 году. Вместе с бабушкой мы шли в группе экскурсантов, которую вела молодая женщина, интересно рассказывая о соборе. Помню, как мы подошли к центральному приделу, и экскурсовод сказала: «А теперь войдемте в главный алтарь». Помню окаменевшее лицо бабушки и ее резкий жест:  «Стоять на месте! Не входить ни в коем случае». Вспоминаю этот случай, как характерный эпизод отношения работников культуры к нашим святыням. И странно звучат сегодня требования не возвращать Церкви дом Божий, ибо есть, дескать, другие, более достойные, хозяева. Это всё равно, как хозяину дома предлагают в его же собственном доме небольшую комнатку, а остальное простите - не ваше, потому что не ваше...

Начало премудрости - страх Господень. Неужели слова Святого Писания не вразумляют нынешних, часто считающих себя верующими людей от культуры. Опять с благими намерениями наперевес бесстрашно попираем волю Божию. Так и хочется сказать им, жителям города трёх революций: «Право, может, хватит идти против рожна? Ну, нет у вас страха Божия, но у нас он есть, хоть какие-то остатки сохранились. И страшно нам против воли Творца выступать, страшно делать неугодное Богу»   Мы же на ваши дворцы, картины и прочие культурные ценности не претендуем. Кесарю - кесарево, но Богу-то - Божье отдайте. Хватило нам вашего богохульства за прошедшие сто лет, никто же в вину вам ничего не ставит. Или нужно ждать, по поговорке «пока гром не грянет…», некоего Петербуржского потопа, чтобы опять в себя прийти?

В очередной раз творение отказывается познавать, признавать и слушать волю Творца. В очередной раз ясные и понятные слова Священного Писания попираются разными заумными философскими рассуждениями, а то и просто обычным хамством по отношению к Богу и к Его Церкви. Что же, мы помним, что «Мир на волю дан», но при этом хорошо бы еще и вам не забывать о том, что «Бог поругаем не бывает».

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Варвара 6 сентября 2018, 07:13
Обязательно нужно вернуть собор Церкви, не понимать этого просто дикость, можно уже осознать и понять это, как не стыдно перед иностранными гостями например, ведь они то знают и понимают, что это Храм, а не музей.
Алексей 8 апреля 2017, 18:44
Не желая восстановить порванную связь с Афоном, этим нашим Домом Богородицы.
Оторвавшись от него, от этого благоуханного древа не превратилась ли наша РПЦ в схоластиков, сектантов, возлияниями словесными нагружающими разум и без того утружденного, замученного, и в очередной раз сбиваемого с толку Русского народа, у которого под шумок всегда все отбирали, отбирают и собираются в очередной раз отобрать. Сейчас хотят отобрать немного всего-то просто символ города Ленинграда, символ его стойкости и мужества, великого терпения и героизма. Исаакиевский собор
От всей истории этой дурно пахнет. Кому- то хочется, очень хочется разделить и поссорить между собой в очередной раз русский народ
Петр Постников 6 апреля 2017, 03:03
Все правильно
Сергей 6 апреля 2017, 01:00
Я не сторонник возвращения собора Церкви, и у меня на этот счет есть свои доводы. Но статью и автора приветствую, так как статья интересна, она аргументирована и наполнена положительным содержанием. И он уважает тех, кто по другую сторону. Умно.
Степанова Елена 5 апреля 2017, 21:35
Спокойно,С ЛЮБОВЬЮ и по существу!ЗАМЕЧАТЕЛЬНО! Спасибо!!!
ВЕКШИНА Людмила 5 апреля 2017, 17:42
Здравая, уравновешенная и убедительная статья.
Прости нас, Господи, и Вразуми...
Вера 5 апреля 2017, 17:07
Лет в 12 , будучи тимуровцем , решила помочь служителю церкви помочь
Помыть пол в алтаре. Ступила только на его порожек, так этот служитель гнал меня мокрой помойной тряпкой от алтаря и из церкви.
Много лет обиженно не понимала я его.
А того не знала , что лезу с тимуровский закваской в СВЯТАЯ СВЯТЫХ.
Елена 5 апреля 2017, 16:53
Согласна с автором! Спасибо, батюшка! Дай Бог, чтобы услышали.
Елена 5 апреля 2017, 15:03
Страшно и справедливо! СОБОР должен быть в ЦЕРКВИ! И НИКАКИХ дискуссий!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×