Афон, 5 мая 2017 г.
В афонской обители Кутлумуш прокомментировали исключение из монастырской братии монахов, прекративших поминовение Константинопольского Патриарха Варфоломея, сообщает АгионОрос со ссылкой на Vimaorthodoxias.gr.
«С древних времен до сегодняшнего дня является очевидным фактом, что понятие монашеская братия невозможно вне духовного и литургического общения. Поэтому нерушимым правилом в монашеской традиции является совместное участие в богослужении, которое также выражает духовное и душевное единство. Не может инок общежительного монастыря принять решение о прекращении духовного общения с братией и по-прежнему желать остаться в монастыре. Он сам поставил себя вне братии. Это произошло с бывшими братиями. Они поставили себя вне общежительного братства и монастырь их исключил.
Стоит отметить, что эти монахи не довольствовались только прекращением общения с другими иноками. Пользуясь снисхождением игумена и братии они предприняли и другие антиканоничные действия, которые способствовали смущению и тревоге (отказ присутствовать на соборном богослужении и на общей трапезе, постоянные попытки распропагандировать монахов и паломников, публикации на личных веб-страницах, отказ явиться на собрание старцев монастыря, поездки без разрешения и информирования игумена, закрытие на засовы своих келий и другие немыслимые для монашеской жизни поступки).
Решение об исключении касается только трех монахов нашего общежительного братства, а не старцев, проживающих в келиях Кутлумуша (Келии имеют статус относительной автономии и их монахи не считаются членами общежития).
Мы абсолютно согласны с тем, что священные каноны не налагают послушания в вопросах веры. Это означает, что если кто-то убежден, что братство (к которому он принадлежит) отклоняется от правой веры, он волен (согласно святоотеческой традиции) разорвать связь с братством и уйти. Но он не имеет права превращать братство в проходной двор. Упорное противодействие, хвастливое геройство и популистские жалобы – поведение, противоречащее православной вере и нравственности. Чрезвычайно легкомысленно и опасно называть подобного рода поведение "исповеданием веры" и героизировать этих иноков, противопоставляя другим братиям, которые не на показ подвизаются в добром подвиге.
И, наконец, наш самоуправляемый монастырь, как учреждение Святой Горы, не выполняет ничьих приказов и никогда не испытывал внешнего давления ни по какому вопросу. Наш выбор – говорить и делать правду, без ненависти к тем, кто клевещет».