Письмо Христа и апостолов

    

Христианин – это письмо Иисуса Христа миру. Такую мысль предлагает апостол Павел во Втором послании к Коринфянам. Вы - письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца (2Кор.3,3) – говорит святой апостол. Получается, на сердце всякого христианина должно быть начертано слово Божие и христианские добродетели. «Апостолы - писцы; чернила - Дух Святой, пергамент – сердца»[1] - комментирует это начертание святитель Феофан Затворник.

Рассуждения апостола имеют ветхозаветные корни. Еще пророк Иеремия проповедовал о будущем начертании закона Божьего на человеческом сердце. Вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом (Иер.31,33). Итак, новозаветный человек есть тот, у которого на сердце написаны письмена Божии.

Как же происходит такое написание Духа, и что оно значит? Святитель Феофан Затворник дает пример осмысления этого таинственного процесса, разделяя его на три этапа. Первый начинается тогда, когда благодать Божия касается человека через слово благовестия, и уверовавший соглашается с Божественным призывом. «Когда внутри изречется согласие, то оно закрепляется в существе души благодатию, причем и все слышанное из ума… переходит в сердце и печатлеется там живосоставно». Человек получает «программу новой жизни», входящую в сознание и совесть, и дает обещание жить по ней. По мысли святителя, «первое писание завершается святым крещением».

Как осуществляется второе написание? «Дух благодати все сознанное, как условие христианской жизни, печатлеет тогда в совести и в сердце: и се живописанные скрижали закона жизни о Христе Иисусе!» Если в первом начертании человек осознает и принимает Благую Весть, то во втором божественная сила помогает укоренить это знание в уме и сердце. Второе написание Затворник связывает с таинством миропомазания.

Что же потом? А дальше следует жизнь согласно услышанному. «Третье писание продолжается непрерывно во всю жизнь». Получается, оно есть собственно духовная жизнь во Христе. Все это похоже на то, как папа выводит в тетрадке сына несколько первых букв, а дальше уже должен учиться писать сам сын, под присмотром и руководством отца. Также и мы вначале принимаем подарки Божии – слово Христово и благодать Святого Духа – а затем учимся жить согласно принятому, не без помощи Господа. Если говорить о таинствах, сопутствующих данному этапу взаимоотношений человека и Бога, то здесь на первый план выходят покаяние и причащение.

Итак, есть три этапа начертания на сердце Божественного письма, и для каждого периода – необходимые церковные таинства. Важно, что все написанное обязательно будет прочитано людьми. Как есть проповеди, произносящиеся вживую, и есть проповеди текстовые, напечатанные или написанные – так и всякий христианин должен быть проповедью либо словесной, либо свидетельствующей молчаливо. Мы – письмо Христово миру.

Получается, что наша христианская жизнь в некотором смысле не только наша, она как-то свидетельствует о Христе всем окружающим. Что написано в этом письме, вот вопрос. Там слова Божии сияют золотым блеском - или перечеркнуты самой нашей жизнью, затемнены грехом? Там буквы, написанные Господом, продолжаются в стройном ряде наших собственных букв, отражающих красоту Божьих слов – или же сменяются на безобразную мазню?

Оказывается, мои личные отношения со Христом оказываются уже не только моими. Каждый мой грех станет кляксой в послании Христовом миру, перечеркиванием заповеди Божией. Соответственно, всякая христианская добродетель будет словом проповеди, явным или скрытым. Все эти наши записи будут прочитаны ангелами в день Страшного Суда, и уже сейчас читаются людьми, живущими рядом с нами. Живешь – значит, продолжаешь писать письмо, начатое Христом. Под диктовку ли Господа, или врага рода человеческого, или же своих страстей – текст получится соответственным. И как страшно вместо гимна Творцу написать что-то греховное, пустое и бессмысленное.

Бывает, само лицо человека становится письмом. Вообще наш образ жизни, наш внутренний мир накладывает отпечаток на всю нашу внешность, особенно же на лицо. Не зря говорят: на лице написано. Подобно пишет о грешниках пророк Исаия: Выражение лиц их свидетельствует против них (Ис.3,9). Недаром такие разные у людей лица - не в плане разности черт, но из-за духовной печати, у каждого своей. Потому-то святых достаточно только видеть – это даже важнее разговора с ними. Да и лицо обыкновенного церковного человека, как правило, имеет какой-то свет, какую-то печать умиротворенности, вечности. Также, многие чуткие люди замечали, как изменяется лицо только что причастившегося христианина - оно просвещается особым светом. А самое красивое лицо в мире есть лицо молящегося. В нем нет страсти и житейской суеты, нет тех масок, которые мы меняем много раз в день. Бывает, увидишь такого, углубившегося в молитву человека - и сердце радуется, ибо у него печать Христова на лице! Когда кто-то молится, он становится письмом Христовым для мира.

Но, увы, запечатлевает человека не только Бог, но и диавол, и грех. И сколько таких лиц, с печатью греха и растления? Как больно бывает на подобные лица смотреть, зная, что не такое человеческое лицо создал Господь, и не для такой печати оно предназначено.

Христианин – письмо Христово; его сердце – скрижали с заповедями Божьими; его жизнь – продолжение написания письма. Страшный Суд станет публичным прочтением написанного за все годы, от крещальной купели до гроба. А еще это письмо есть как бы визитная карточка апостолов, через которых последующие поколения христиан, вплоть до нас, научены вере. Вы – письмо Христово; вы – наше письмо (2Кор.3,3; 3,2) – говорит нам апостол Павел, и мы должны осуществить в жизни его слова.

Сергей Комаров

Источник: Радонеж

8 мая 2017 г.

[1] Здесь и далее: святитель Феофан Затворник, толкование на Второе послание апостола Павла к Коринфянам, глава 3, стихи 2 и 3. Эл. ресурс: https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/tolkovanie-na-vtoroe-poslanie-k-korinfjanam/3_2_1

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Татьяна23 сентября 2019, 08:35
Прости меня Господи, Иисусе Христе, умоляю тебя, прости меня когда-нибудь.Родителей моих прими в свое царство Божье и даруй им жизнь вечную с тобою рядом. Благослови мой род, Клавушку,Льва, Тамару, Нину, Фаню, Инну, Игоря, Израиля и всех, всех, всех, а также собачку мою Керри. Пусть у них все будет хорошо.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×