Апостольское чтение Пятидесятницы рассказывает нам, как в жизни первой христианской общины случилось событие, благодаря которому собрание учеников Христовых превратилось в Церковь Христову. Святой Лука, автор Книги Деяний, говорит об этом следующее.
«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:1–4).
Вот тот момент, когда родилась Церковь Христова! Она получила свое бытие через дыхание Святого Духа. Подобно тому, как человек, начав дышать однажды, всю жизнь дышит непрестанно, так и дыхание Духа Божьего в Церкви со дня Пятидесятницы не прекращается. Церковь дышит Святым Духом, дышит полной грудью. И нынешний праздник по праву можно назвать началом качественно новой духовной жизни на земле, началом жизни в Духе.
Говорить о Святом Духе трудно. Даже святые отцы мало проповедовали о Нем. По сравнению с тем, что мы знаем об Отце и Сыне, в отношении Святого Духа есть некая особая тайна, открывающаяся в глубинах духовной жизни. Поэтому и мы с вами не дерзнем прямо и уверенно говорить на такую сокровенную тему. Однако мы можем обсудить некоторые мысли о действии Духа на христианина, которые предлагает нам Священное Писание
Например, апостол Павел в одном из своих Посланий пишет о том, что присутствие Духа Святого в нашей жизни должно сообщать нам чувство инаковости христианства по отношению к миру. Христианин – человек не от мира сего. Павел об этом пишет так: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (1 Кор. 2:14–15).
Итак, не нужно удивляться, если мир не понимает нашего христианства. Христианин для мира всегда инородное тело. Чем лучше христианин, тем более он неприемлем миром. Как соринка в глазу рождает слезы и боль, пока она не будет удалена из глаза – так и настоящий христианин всегда будет в чем-то чужд для суетной жизни общества. Как Дух Святой не от мира сего, так и мы, принимая Духа в Таинствах Церкви, принимаем и Его неотмирность. Для церковного человека, имеющего в себе начатки Духа, дом его – на небесах.
А ведь мы так прикипели к земле, христиане. Мы стараемся расположиться в этом мире, будто пришли сюда навечно. Как бы нам, братья и сестры, даже и в неминуемой житейской суете никогда не терять некоторое чувство бездомности, естественное для верующего. Как пишется о христианах в «Послании к Диогнету»: «Живут они в своем отечестве, но как пришельцы; участвуют во всем, как граждане, но все терпят, как чужестранцы. Для них всякая чужая страна есть отечество и всякое отечество – чужая страна».
Апостол Павел уточняет, что это чувство человека, потерявшего небесный дом и Отца, буквально должно мучить христианина. «Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим. 8:22–23), – говорит апостол. Всякий человек, имеющий в себе начаток Духа, есть человек «стенающий, ожидающий Искупления».
Кстати, этим объясняется, почему души гениальных людей всегда томились какой-то несказанной мукой, чувствуя свою инородность по отношению к миру. Именно отсюда все эти трагедии жизни великих писателей, поэтов, художников, музыкантов. Дух домой просится! – вот причина этих трагедий. И чем больше даров Божиих у человека, тем сильнее у него данное чувство. О тоске по утерянному раю спел наш талантливый музыкант: «Дом стоит, свет горит, из окна видна даль... Так откуда взялась печаль? И вроде жив и здоров, и вроде жить-не тужить... Так откуда взялась печаль?»
Все эти мировые гениальные страдальцы, о которых нельзя говорить без слез: Бетховен, Шуберт, Шопен, Гоголь, Достоевский, Ван Гог и прочие – это ведь крещеные люди, пусть даже и в католицизме. Феномен страдающего гения – чисто христианское явление. Ибо здесь правит Дух, влекущий человека на небо с такой силой, что художник едва ли не разрывается пополам и тяжелой ценой платит за свои бессмертные произведения.
Если уж они, большей частью светские люди, настолько были обращены в небо – насколько более должны быть устремлены туда мы, церковные православные христиане! Как больно иногда видеть, что человек вроде и в храм ходит, и причащается – но он весь тут, весь на этой земле, полностью погружен в быт. Он добивается успеха в земном – религия для него лишь атрибут комфорта. И получается странная вещь: битник Виктор Цой, не ходящий в храм, пел про необъяснимую печаль, а православный по виду человек отлично чувствует себя в этом мире, не испытывая никакого раздвоения. Но Бог, ведущий сердца человеческие, знает все! И мне кажется, что на Суде Божием мы очень удивимся, ибо там все случится совсем не так, как мы ожидаем.
Пусть же Святой Дух, наполняющий Церковь, обновит в нас чувство тоски по нашему небесному отечеству! Дай Бог нам всегда помнить слова апостола Павла: «Не имамы бо зде пребывающего града, но грядущего взыскуем» (Евр. 3:14). Благодатно обновившись в день Святой Пятидесятницы, устремимся умом и сердцем ко «грядущему граду».
Да не лишит нас этого города Царь Небесный, Царство Которого – не от мира сего.