Как нам постоянно напоминает Писание, мы все вовлечены в духовную битву за души людей — в том числе, за собственные души. Церковь отвоевывает людей у диавола, диавол пытается отторгнуть людей от Церкви. Иногда он воздвигает против Церкви кровавые гонения — как это было относительно недавно в истории нашей страны и происходит сейчас на Ближнем Востоке. Но чаще он прибегает к своему основному оружию — обману.
Поэтому Писание полно призывов к бодрствованию. Как говорит, например, святой Апостол Петр, «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет.5:8).
Церкви, как говорит ее Писание и Предание, противостоит не просто человеческая греховность и нерассудительность, но личностная, разумная злая сила, имеющая свои цели и замыслы. Мы знаем, что Христос победит — и уже победил — но войдут ли конкретные люди в Его победу, зависит от их личного выбора.
Христос, спасая и приводя к познанию истины, действует через Церковь, диавол, обманывая и соблазняя, действует через обманутых и соблазненных им людей. И один из обычных приемов противников Церкви — это операции под фальшивым флагом. Этот прием вообще очень распространен в миру — когда людей созывают побороться за одни цели, а на самом деле используют их для других. Причем фальшивые флаги могут использоваться самые разные — для привлечения разных групп людей. Цель, однако, в нашем случае остается неизменной — отторгнуть человека от Церкви, и использовать его для того, чтобы отторгнуть — или помешать войти — другим.
Поэтому очень важно воспринимать происходящее в контексте этой битвы — и ясно видеть линию фронта.
Например, когда некий сайт «о жизни РПЦ» предлагает «задавать непочтительные вопросы и искать на них ответы», его целевая аудитория понятна — фрондирующая церковная и околоцерковная интеллигенция, которая всегда лучше знает, как надо жить по Евангелию, и сильно обличает всех, кто не входит в ее узкий круг, священноначалие же особенно.
Однако, что не устраивает диавола, многие из этих людей искренне верят во Христа. И их улавливают на то, что будет привлекательно для них — фрондерство в отношении Церкви — а потом начинают предлагать им уже чисто антихристианские тексты на тему «почему мы порвали с религией». Сначала они не обнаружат, что виртуальная тусовка, в которой они затусовались, не критическая по отношению к Церкви, а именно антихристианская, потом обнаружат, но приищут этому оправдания, потом их можно будет (мягко и осторожно, чтобы не сорвались) побудить поддержать уже не ругань в адрес священноначалия, а хулу на Бога и Христа.
Как говорит Баламут в известной книге К.С.Льюиса, «Он поддержит (сначала молча, а затем и на словах) циничные и скептические мнения, которых он в действительности не разделяет. Но если обращаться с ним умело, то они в конце концов могут стать и его собственными. Все смертные склонны становиться теми, кого они из себя строят. Это элементарно».
Когда вам продвигают антихристианский ресурс делая вид, что тут как бы некие новые Аввакумы и Савонаролы обличают священноначалие оттого, что ревнуют о славе Божией — с этим нельзя иметь дела. Там не надо печататься, не надо как либо поддерживать и солидаризироваться. Потому что это явная операция под фальшивым флагом. И тут полезно задаться вопросом «а что мне, в конечном итоге, хотят продать? Куда ведут эти люди? Где я, в итоге, окажусь, если последую за ними?»
Но есть люди, которых именно на этот крючок ловить бесполезно — они, по своему душевному складу, не фрондирующие интеллигенты, но люди совсем другого устроения. Ревнители Предания, склонные относиться к чистоте веры с глубокой серьезностью, видеть повсюду грозные знамения всеобщего отступления и наступающего конца света. Для них противник готовит другую ловушку — он выступает под знаменем борьбы за строгое правоверие. Ему это совершенно не в новинку — множество расколов он организовал именно так.
На священноначалие возводятся обвинения в ереси — причем их не нужно доказывать, их нужно просто повторять, пока они они не затвердятся — и человеку предлагают перебежать в стан «чистых», «непоминающих Патриарха». Но Патриарх Московский и всея Руси — это один из православных Патриархов, с которыми он находится в общении, и разорвать общение с ним — значит разорвать общение со всей Православной Церковью. Чего противник и добивается.
Причем слабость, на которую он ловит ревнителей, точно та же, на которую он ловит фрондеров — гордыня, вера в свое превосходство над Церковью. Вся Церковь неправа, Патриарх неправ, Епископы неправы, другие Православные Патриархи с их Епископами неправы, и только я с узким кругом моих друзей стою в истине.
И там и там имеет место то, против чего Апостол предостерегал: «не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе» (Рим.12:16).
Не нужно мечтать о себе. Не нужно верить в свое исключительное место в истории спасения, в свое призвание смело реформировать Церковь или, напротив, явиться последним бастионом на пути всеобщего отступления. Нужно смиренно служить Церкви — там, куда Бог призовет и поставит.
И надо понимать, что когда конечная цель каких-то людей начинает просматриваться, и эта цель — отторгнуть вас от Церкви, не нужно долго колебаться. Чем дольше вы колеблетесь, тем слабее вы оказываетесь. Но просто сказать «нет» и отойти.