Представьте две новости с заголовками: «С завтрашнего дня во всех магазинах исчезнет гречка» и «С завтрашнего дня во всех магазинах появится новый сорт гречки». Совершенно очевидно, какая новость распространится шире.
«Скандалы продаются» — с помощью этой фразы принято объяснять, что негативная информация распространяется быстрее и шире, чем положительная. Так это повелось с древности, когда люди стали требовать хлеба и зрелищ. Но, как говорят эксперты, причины даже глубже: дело в том, что чаще всего «негатив» сильнее влияет на жизнь человека, чем «позитив». Сравните хотя бы те же два заголовка в начале этого текста: не менее очевидно, какая из двух новостей серьезнее отразится на жизни наших сограждан. Эта закономерность работает по отношению и к любой теме, присутствующей в медиа.
Тема Церкви не является исключением. Хотя на самом деле бóльшая часть того, что подается как скандалы или проблемы церковной жизни, имеет периферийное отношение к реальности. Я не хочу сказать, что в земной жизни Церкви нет проблем: все эти «попы на мерседесах», аварии и прочее бывают в реальности — но они не составляют всю картину церковной жизни. Во всей Русской Церкви больше 35 тысяч священников. Конечно, далеко не все из них передвигаются на дорогом транспорте и регулярно попадают в аварии. У большинства из них вообще никакого транспорта нет. Их жизнь состоит из совершенно других вещей: они ежедневно трудятся над восстановлением храмов и человеческих душ. Причем последнее — намного сложнее, чем беседа на кушетке психонаналитика. Просто представьте священника, который регулярно выслушивает десятки, сотни исповедей. И не просто выслушивает, но пропускает через себя, пытается как-то помочь…
Кроме того, существует такая штука, как «медийное искажение». Она тоже касается не только церковной тематики, но жизнь Церкви точно не обходит стороной. Прекрасно помню, как в 2010 году принимался закон о возвращении религиозным организациям имущества религиозного назначения, который сегодня все вспомнили в связи с передачей Исаакия. Дискуссии, которые тогда приходилось вести, вообще не касались передачи храмов: в медийном изводе этот закон звучал как то, что «“попы” теперь заберут еще и наши (?) иконы из музеев». Никакого отношения к закону этот тезис не имел, но я, как один из непосредственных участников медийных баталий того времени, свидетельствую, что большинство из них тогда велись вокруг икон. А сама «полемика» выглядела примерно так:
— Почему вы хотите забрать иконы из запасников?
— Вы знаете, закон этого не касается…
— Вы уходите от ответа. Отвечайте!
Сегодня меняются только темы. Подходы нередко остаются прежними. Как здесь быть? Спокойно и терпеливо объяснять, что имеет отношение к реальности, а что не имеет, заниматься подготовкой журналистов и т. д.
…Что касается подлинных проблем церковной жизни, то, повторяю, их много и они разные. Назову две основные. Христос говорит: по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин 13:35). Наша главная внутренняя проблема в том, что мы не имеем этой любви. Отсюда и главная внешняя: общество не видит в нас Его учеников. Остальное детали.
Согласна, даже стремления иметь нет...
Вот и сын-подросток недавно что-то похожее сказал, когда зашел разговор об отношении к верующим.