8 июля 2017 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на телеканале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой.
Е. Грачева: Здравствуйте, с вами Екатерина Грачева. Это программа «Церковь и мир», в которой мы беседуем с митрополитом Волоколамским Иларионом, председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Владыка, здравствуйте!
Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры!
Е. Грачева: В эти выходные наша страна отмечает День семьи, любви и верности — относительно новый праздник, праздник в честь благоверных Петра и Февронии Муромских. В этом году даже прошла премьера мультфильма «Сказание о Петре и Февронии», причем не где-то, а в самом Храме Христа Спасителя. Видели ли Вы этот мультфильм? И как вообще Церковь призывает, например, тех, у кого еще нет семьи, отмечать этот праздник?
Митрополит Иларион: Мультфильма этого я, к сожалению, не видел. Что же касается Дня семьи, любви и верности, он появился сравнительно недавно, но уже становится очень популярным. Церковь стояла у истоков этого праздника. Она поддерживает любые инициативы — государственные, общественные и иные, направленные на укрепление семьи, потому что семья — это сейчас самое главное.
Вы сказали, что у кого-то, может быть, нет семьи, но таких у нас, слава Богу, очень мало — в основном это дети-сироты. Если даже человек не состоит в браке, у него все равно есть семья — его близкие или дальние родственники. У нас в православной традиции существует представление о семье как «малой Церкви». Как Церковь — это община христиан, так христианская семья — это «малая Церковь», когда супруги любят друг друга, когда они дают рождение детям, воспитывают их в христианской вере. И мы прилагаем большие усилия для того, чтобы был возрожден этот традиционный христианский идеал полноценной семьи.
Е. Грачева: В продолжение темы молодого поколения. Президент Владимир Путин за последнее время провел три встречи, так или иначе относящиеся к этой тематике: общался со школьниками в День России, с педагогами наших школьников, с классными руководителями в Кремле, а 31 мая была беседа с отечественными мультипликаторами. Мы, кстати, в сфере мультипликации по-прежнему занимаем лидирующие позиции в мире. Очевидно, что вопросы, касающиеся подрастающего поколения, волнуют сейчас власть на самом высоком уровне. А из Вашего опыта, какими чаяниями сейчас живут молодые люди в нашей стране, какие у них насущные проблемы?
Митрополит Иларион: Говоря о мультфильмах, я, прежде всего, хотел бы поделиться своей давней мечтой о том, чтобы когда-нибудь было продолжено создание мультфильмов о Винни-Пухе. Раньше, в советское время, вся страна смотрела эти три мультфильма, но в книге «Винни-Пух» гораздо больше сюжетов. Если бы наши мультипликаторы обратились к этой книге и создали следующие серии, я думаю, что они имели бы огромный успех.
А если говорить вообще о том, как власть работает с детьми, то здесь можно увидеть много отрадных явлений. Не так давно Президент объявил о начале «Десятилетия детства». Мне как человеку Церкви хотелось бы выразить надежду на то, чтобы помимо просто качественного современного образования наши дети будут получать и соответствующее духовное воспитание. И здесь, конечно, очень большую роль могут сыграть и Русская Православная Церковь, и другие традиционные конфессии Российской Федерации.
Я вижу, насколько не хватает нашим детям самых элементарных знаний о религии. Мне, честно говоря, до сих пор непонятно, почему в наших школах религиозные предметы не могут преподавать священники или представители, уполномоченные другими конфессиями. Почему культурологическую дисциплину «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры» и др. должен преподавать светский человек, который зачастую имеет сам самые поверхностные знания об этом предмете?
Я шесть лет служил в Австрии, и там религия преподается в школе на протяжении всех 11 лет обучения, причем если в учебном заведении есть хотя бы два православных ученика, то к ним приходит православный священник и рассказывает о Православии. Почему-то в католической Австрии православный священник может прийти в светскую школу и рассказывать православным детям о Православии, а в нашей православной стране православный священник не может этого сделать. Церковь никогда никому не повредила, а знания о религиозных традициях сегодня важны как никогда. И мне бы очень хотелось выразить надежду на то, что в рамках программы «Десятилетие детства» или в рамках каких-либо иных программ этот вопрос все-таки будет решен.
Е. Грачева: Владыка, Вы упомянули православных священников за рубежом. В эти даты Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви митрополитом Иларионом совершается паломническая поездка по святым местам России. Хотелось бы спросить, какая обстановка складывается вокруг Русской Зарубежной Церкви в свете текущей политической мировой конъюнктуры? В каких странах нас стали, возможно, больше притеснять, а где, напротив, открывается больше новых храмов?
Митрополит Иларион: В целом можно говорить о том, что политическая конъюнктура никак не сказывается на жизни Русской Зарубежной Церкви, которая существует во многих странах, создает новые приходы. Ее жизнь развивается особенно активно после того, как десять лет назад произошло историческое событие — воссоединение ее с Московским Патриархатом. Это, как мне кажется, придало Русской Православной Церкви Заграницей второе дыхание.
Сегодня очень активно развиваются связи между Московским Патриархатом и Зарубежной Церковью, происходит постоянный обмен паломническими группами. Сейчас митрополит Иларион находится в России, и очень часто наши паломники приезжают в зарубежные страны, молятся и причащаются в храмах Зарубежной Церкви. Конечно, это для нас очень радостное событие, потому что преодоление схизмы — всегда чудо Божие. Схизмы, расколы происходят из-за различных человеческих несовершенств или же по каким-то политическим причинам, а преодоление раскола — дело Бога; оно совершается руками человеческими, но в этом всегда есть элемент чуда. И вот мы уже десять лет радуемся тому, что это чудо произошло.
За рубежом открывается очень много храмов: это и храмы Русской Зарубежной Церкви, и храмы Московского Патриархата. Может быть, не все наши телезрители понимают, в чем разница. Сейчас в результате воссоединения создалась такая ситуация, когда во многих зарубежных странах параллельно сосуществуют структуры Русской Зарубежной Церкви и Московского Патриархата, при этом они находятся в полном евхаристическом единстве.
Так вот, создаются новые приходы как Зарубежной Церкви, так и Московского Патриархата. Например, несколько месяцев назад начал функционировать Духовно-культурный центр Русской Православной Церкви в Париже, его освящал в конце прошлого года Святейший Патриарх Кирилл; недавно центр посетил Президент России Владимир Путин. Этот объект становится очень значимым средоточием духовной жизни русских православных верующих столицы Франции: это и кафедральный собор Корсунской епархии Русской Православной Церкви, и место, где православные верующие встречаются, общаются. Там проводятся различные культурные мероприятия, изучается русский язык. И этот центр, действительно, занял свое место на духовной карте французской столицы.
Е. Грачева: Владыка, еще одна важная тема. Проводится повторная экспертиза останков убитой Царской семьи, и Русская Православная Церковь настаивает на том, чтобы новые факты, которые выявила экспертиза, были обнародованы. Что это за факты, и почему Церковь считает важным, чтобы о них знали все в стране?
Митрополит Иларион: Мы не настаиваем, а предлагаем. Есть так называемая тайна следствия, потому что идентификацию этих останков проводит Следственный комитет, и в интересах следствия могут быть до определенного момента засекречены результаты тех или иных экспертиз. Но в какой-то момент эти результаты должны стать достоянием гласности.
Ситуация вокруг так называемых екатеринбургских останков очень непростая. Может быть, не все наши телезрители знают, в чем суть вопроса. Он состоит в следующем: когда Царская семья была расстреляна, то их останки были, по одним сведениям, сожжены, то есть уничтожены, а по другим сведениям — закопаны в землю. Место предполагаемого сожжения царских останков — это так называемая Ганина яма, а место, где обнаружили некие останки, которые в 90-х годах были идентифицированы как останки членов царской семьи, — это так называемый Поросенков лог. Существуют две версии, а возможно, появится и некая третья версия, которая объединит эти два места и поможет объяснить, каким образом в одном месте что-то сжигали, а в другом нашли какие-то останки. Самое же главное — понять, чьи они.
Когда в 90-е годы проводилась экспертиза «екатеринбургских останков», Церковь к этому процессу не допустили, а учитывая то обстоятельство, что члены Царской семьи канонизированы, для Церкви признание «екатеринбургских останков» подлинными останками Царской семьи означало бы, что это святые мощи, которым могут поклоняться верующие. И для того, чтобы у Церкви была в этом полная уверенность, она должна быть допущена к экспертизе, должна ознакомиться с выводами экспертов на всем протяжении процесса.
Сейчас именно это происходит: Церковь участвует в экспертизе, она знает, как ведутся исследования. И в нужный момент, когда обнародуют результаты всех экспертиз, она должна будет заново сформулировать свою позицию в отношении подлинности «екатеринбургских останков». Я не могу исключить, что Церковь признает их подлинными, но это произойдет только в том случае, если будут обнаружены убедительные доказательства, и если экспертиза будет открытой и честной.
Е. Грачева: Владыка, в завершение программы хочется обратиться к словам Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, которые он произнес совсем недавно. Я дословно процитирую его заявление: «Мы действительно повод даем иногда глупостями своими (для критики Церкви — прим.). Вот постоянно нас обвиняют за автомобили, но ведь даже если дарят дорогой автомобиль, не нужно на нем ездить». И еще одна цитата: «Мы не должны забывать об ответственности — иерархи не имеют права вносить соблазн». Это действительно столь острая проблема, или таков общественный запрос, на который Русской Православной Церкви приходится отвечать? Что, действительно так много священников ездит на дорогих иномарках?
Митрополит Иларион: Во-первых, конечно, на дорогих автомобилях ездят немногие священники. На них, может быть, ездят архиереи, высшие руководители Церкви, а большинство священников, особенно те, которые служат в сельской местности, — это люди с очень ограниченным достатком, которые передвигаются или на недорогих автомобилях или зачастую ездят общественным транспортом.
Во-вторых, я хотел бы напомнить слова апостола Павла, которые были сказаны в контексте споров об идоложертвенной пище. В те времена пища, которая продавалась на рынке, очень часто окроплялась жертвенной кровью, и некоторые христиане считали, что из-за этого не следует вообще покупать пищу на рынке. Ну, а где же тогда ее покупать? И вот апостол Павел сказал такие слова: «Пища не приближает нас к Богу» (1 Кор. 8:8), но «если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек» (1 Кор. 8:13) — имеется в виду идоложертвенное мясо. Здесь, мне кажется, указан принцип, которым должен руководствоваться каждый священнослужитель. Если он видит, что что-либо в его поведении, в его облике вызывает соблазн, то, как сказал Святейший Патриарх, лучше от этого отказаться, лучше пожертвовать своим комфортом, чем вносить соблазн в общество.
Но есть еще один момент, который часто упускают, и Святейший Патриарх Кирилл об этом сказал: «Другой разговор, что часто просто многие из нас становятся теми (я знаю таких священников и некоторых архиереев), на кого идут нападки не потому, что он там на какой-то машине приехал и уехал. Личность не устраивает. И начинается демонизация такой личности, а тут все средства хороши: и про машину скажут, и еще про что-нибудь, но народ очень хорошо разбирается, где правда, а где ложь». Вот слова Патриарха. У нас очень часто, когда Предстоятель Русской Православной Церкви или кто-либо из иерархов выступает с теми или иными словами, берут одну часть его высказывания, но забывают о другой.
Думаю, в служении священника или архиерея не главное, на какой машине он ездит, передвигается ли он на велосипеде либо ходит пешком. Важно то, как он служит Богу и как служит людям.
Кроме того, хотел бы напомнить о том, что очень часто обвинения подобного рода бывают голословными. Вот, например, я однажды про самого себя прочитал, что, сопровождая Патриарха во время визита в Болгарию, я садился в некую машину и держал в руке телефон Vertu за 10 тысяч долларов. Но у меня никогда в жизни такого телефона не было, я много лет уже пользуюсь айфонами, которые у нас продаются, сначала пятым, теперь вот шестым. Кстати, в публикации, о которой я говорю, была картинка, где я был изображен с телефоном, его обвели кружком, но картинка, конечно, была такая, что невозможно понять, что это за аппарат. Так бывает: про человека пишут какую-то неправду, но не будешь же опровергать или подавать в суд на газету, как сделал Остап Бендер, когда на него лошадь наехала. Не будешь же говорить, что это не пострадавший отделался легким испугом, а лошадь.
В Церкви есть главное, и есть второстепенное. К сожалению, очень часто люди обращают внимание на какие-то внешние мелочи, на всякую мишуру, но забывают самое главное: то, что Церковь миллионам людей дает смысл жизни, радость, счастье, она способна восстановить разрушенные семьи. Церковь в сем мире совершает чудеса. Если бы на это обращали больше внимания, то, я думаю, всем было бы лучше: и Церкви было бы спокойнее нести свое служение в обществе, и общество не лихорадило бы от подобного рода обвинений.
Е. Грачева: Большое спасибо, владыка, за эту беседу!
Митрополит Иларион: Спасибо, Екатерина!
Вторая часть передачи по традиции была посвящена ответам на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир».
Вопрос: Священник благословил читать по отрывку Евангелия в день, но, во-первых, я не все понимаю, а во-вторых, прочитав главу, потом многое забываю. Что посоветуете?
Митрополит Иларион: Прежде всего, хотел бы сказать, что разделение Евангелия на главы появилось только в XII веке сначала в католической традиции и постепенно вошло в обиход всех христиан. Изначальное деление Евангелия, которое восходит, по крайней мере, к IV веку, а может быть, и раньше, было делением на зачала. Согласно Уставу Православной Церкви в течение года за богослужением прочитываются все четыре Евангелия, и чтобы таким образом его прочитать, оно в древнюю эпоху было разделено на зачала. Если Вы посмотрите на сайт Московской Патриархии, то там на каждый день есть указания, какое евангельское чтение положено в этот раз. Поэтому, если читать в день по главе вам кажется много, попробуйте читать по зачалу.
Относительно второй части вопроса, касающейся понимания евангельского текста, я должен сказать, что Вы, конечно, не сразу будете все понимать, потому что Евангелие — это книга, которая каждому человеку на каждом этапе его развития раскрывается заново. И если сегодня вы прочтете какой-либо отрывок евангельского текста, а на завтра будете читать его опять, он вам откроется совершенно по-другому; а через год этот же отрывок откроется по-новому. Вот почему православные христиане читают Евангелие ежедневно.
Кроме того, чтобы понимать Евангелие, важно читать толкование на евангельские тексты — это и толкования древних Святых Отцов, прежде всего, святителя Иоанна Златоуста, который сделал полный комментарий на Евангелие от Матфея и на Евангелие от Иоанна. Также это и книги современных авторов, которые повествуют о том, как появились Евангелия, и раскрывают их содержание. Потому что очень часто для того, чтобы понять смысл того или иного евангельского отрывка, нужно знать и исторический контекст, в котором появилось повествование, и различные сведения, связанные с жизнью Палестины того времени, когда там жил Иисус Христос. И самое главное — знать, как Церковь трактует этот евангельский текст, потому что очень часто ереси и лжеучения возникали именно из-за того, что текст Священного Писания неправильно толковался.
Если вам в Евангелии что-то непонятно, обращайтесь к Церкви, обращайтесь к книгам Святых Отцов или спросите священника, и он разъяснит вам, в чем смысл того или иного текста.
На этом я хотел бы завершить нашу передачу и напомнить всем слова апостола Иакова из его послания, которое входит в состав Нового Завета: «Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица» (Иак. 2:1).
Я желаю вам всего доброго, и да хранит вас всех Господь.