Что не происходит в Лондоне и как это коснется России

    

Недавно я в очередной раз собеседовал абитуриентов, поступавших на факультет журналистики. Ну а потом делился в социальных сетях какими-то своими наблюдениями и, естественно, абитуриентскими перлами. Эти записи всегда вызывают реакцию. Многие отклики показали в этот раз, что далеко не все поняли, для чего, собственно, я все это публикую.

Я опубликовал две записи. Первую, что далеко не все абитуриенты смогли ответить на вопрос: «кто написал "Архипелаг ГУЛАГ"?». И вторую — о том, как несколько человек уверенно отвечали, что действие шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта» происходит в Лондоне.

Среди различных ахов и охов, которые начались потом в социальных сетях по поводу того, «куда катится этот мир» и т.д. были и упреки в мой адрес. К чему, мол, такие вопросы? Есть ли это в школьной программе? Ну не знают — и не знают! Вы спросите у взрослых! И т.д. Кто-то даже замечал, что это хорошо, что абитуриенты не знают Солженицына. Ну, вообще, все это, мол, не делает их автоматически неграмотными или, тем более, дураками. Конечно, не делает.

Скажу больше. Человек может не знать даже таблицу умножения, но при этом быть интеллектуально состоятельным. Здесь дело в другом: математика, например, есть особый язык, на котором надо уметь разговаривать. Точно так же существует и язык культуры — символы, знаки, имена писателей, название книг, песен и т.д. То есть те самые фоновые знания, которые помогают нам понимать друг друга.

Вот именно это и беспокоит: мы все больше начинаем говорить на разных культурных языках, хотя вроде бы говорим на одном русском. Конечно, у этой медали есть и другая сторона: существует язык молодежи, который мы, взрослые, не знаем или знаем плохо. И в этом незнании тоже нет ничего хорошего, оно тоже увеличивает разрыв.

И еще одно. Недавно по этому поводу один журналист меня спросил: «А зачем вообще студентам в принципе это знать?» И я вспомнил замечательный эпизод из одного из моих любимых фильмов — «Общество мертвых поэтов». Там учитель литературы на уроке говорит ученикам что-то про Шекспира и потом добавляет: «Я вижу по вашим глазам, дорогие мои студенты, что вы считаете, что литература не имеет ничего общего с бизнесом и медициной, которыми вы собираетесь заниматься. Вы сидите и думаете, зачем нам это все нужно, ведь нам нужно отдаваться главному — нашей будущей карьере».

Учитель в фильме не пытается доказать что-то обратное, а предлагает ученикам посмотреть на проблему иначе. Он говорит: «Люди читают и пишут стихи не ради забавы. Мы читаем и пишем стихи, потому что принадлежим к роду человеческому, а человечеством движут чувства. Медицина, юриспруденция, бизнес, прикладные науки — все это благородные занятия, они необходимы для поддержания жизни. Но поэзия, красота, романтика, любовь — вот ради чего стоит жить».

…Могу ли я представить мир, даже жизнеспособный, в котором нет «Ромео и Джульетты», «Войны и мира», «Архипелага ГУЛАГ»? Могу. Я даже могу себе представить мир без таблицы умножения. Просто мне в этом мире жить не хочется. А вам?

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Арина17 июля 2017, 19:37
Вопрос скорее к современным режиссёрам, что не происходит в Лондоне. Трудно абитуриенту не ошибиться в авторских прочтения "Ромео и Джульетты". Это ж трагедия для театральных постановок.
ЕН17 июля 2017, 12:57
На днях услышала, как девушка, резко ответившая что-то касательно очереди в почтовом отделении, спросила: "А две тысячи вместе писать или отдельно?". Услышав ответ, поставила большую разделительную косую в бланке, который заполняла. Я сначала опешила, а потом подумала: "Но ведь спросила же...".
Ну, не нужна им грамотность для той жизни, которую им предлагает сегодняшнее общество. Как в годы революции звучало:"Тебе эти статуи нужны или живая баба в руках?".
Михаил17 июля 2017, 10:41
Мне нравятся статьи Владимира Легойды. Мне нравится тот образ веры и человека, который в них между строк... Но лично мне никогда не хотелось прочесть "Ромео и Джульетту", и тем более "Архипелаг Гулаг". Мне вообще не нравятся эмигранты и диссиденты... Но читаю я немало, в том числе и русскую классику. Есть любимые писатели... Это я все к тому, что вкусы разные, и вышеописанные "пробелы" абсолютно ни о чем не говорят. Так что сокрушаться тут нечего. Главное в человеке - это сама человечность, то есть стремление к Богу. А в каких это оболочках предстает - не так уж важно.
раиса16 июля 2017, 09:38
И я православный человек не хочу жить в таком обществе неграмотных. Соглашусь с тем ,что грамотность не дает мудрости, но это избранным, а в основном безграмотные люди они как слепые, живут в узко зашоренном мире. Православие плюс знания, полученные в процессе обучения, позволяют нам реально, адекватно воспринимать этот мир. Уверенна ,что на современном этапе развитии цивилизации,когда приближается второе пришествие Спасителя, когда многократно усиливаются искушения сатаны и его слуг, и с помощью высокоразвитой техники и электроники он лукаво улавливает людей в свои сети, православному человеку нельзя быть необразованным. "Кто имеет ум,тот сочти число зверя, ибо это число человеческое..."
АлександрГ.15 июля 2017, 16:01
Да, действительно, "а зачем"? Вообще-то поэзия, проза, классическая музыка, живопись, помимо образования, изменяют внутренний мир человека. И эти изменения в том или ином виде, проявляются им вовне; в его действиях, словах, устремлениях. А для тех, кому уж совсем непонятно, как формируются и проявляются вовне внутренние установки человека, советую еще раз перечитать "Собачье сердце" М. Булгакова. Там есть колоритнейщий персонаж - Шариков, метаморфозы внутренних установок, которого испугали даже профессора Преображенского. А Владимиру Легойде, спасибо за его труд. И да поможет вам Бог!
Юлия15 июля 2017, 14:34
Многознание уму не научает. А жизнь коротка. Подростками мы читали и Толстого и Солженицына.Но понять их можно только в контексте.Контекст этот даёт Православие. Фрагментарно они скорее уведут от истины,особенно подростка с его малым опытом. И от ошибок не защитят, это точно.Если бы в детстве была доступна литература, которая сейчас есть на православных сайтах, я по себе знаю, не было бы многих ошибок и потери времени. «…искусство подлинное, если оно хочет жить, должно бороться за само условие своего существования - за праведного человека, работающего на праведное общество. И, в первую очередь, бороться за условие самой праведности – за святость имени Бога в сердцах людей». Г.М.Шиманов.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×