Жизнь Православной Церкви размерена календарем. События Священной и церковной истории, памяти святых вспоминаются Церковью каждый день. Можно сказать, что у православных христиан праздник каждый день. По значимости церковный Устав различает праздники великие, средние и малые. Великие праздники, в свою очередь, по важности подразделяются на три разряда:
1) святая Пасха;
2) двунадесятые (дванадесять по-славянски значит двенадцать); этих праздников ровно двенадцать:
— Рождество Пресвятой Богородицы;
— Воздвижение Креста Господня;
— Введение во храм Пресвятой Богородицы;
— Рождество Христово;
— Крещение Господне;
— Сретение Господне;
— Благовещение Пресвятой Богородицы;
— Вход Господень в Иерусалим;
— Вознесение Господне;
— День Святой Троицы;
— Преображение;
— Успение Богородицы.
3) Великие недвунадесятые:
— Покров Пресвятой Богородицы — 1/14 октября; в этот день вспоминается чудесное явление Божией Матери во Влахернском храме в Константинополе в 910 году (константинопольский святой блаженный Андрей видел Пречистую Деву со множеством святых и Ангелов, простирающую Свой покров над городом и всем миром);
— Обрéзание Господне и память святителя Василия Великого — 1/14 января; служба памяти Василия Великого[1] в богослужении тесно связана со службой, вспоминающей евангельское событие Обрéзания Господня (в этот день служится литургия Василия Великого);
— Рождество Иоанна Предтечи — 24 июня / 7 июля; событие это описано в Евангелии[2];
— Память святых первоверховных апостолов Петра и Павла — 29 июня / 12 июля[3];
— Усекновение главы Иоанна Предтечи — 29 августа / 11 сентября; об этом рассказывается в Евангелии[4].
Все великие праздники отмечаются всенощным бдением — особым торжественным богослужением, совершаемым обычно накануне[5]. В праздник православные христиане не просто вспоминают бывшие некогда события, а переживают их как совершающиеся здесь и сейчас. В церковных праздничных песнопениях постоянно звучит слово днесь, что значит ныне, сейчас, сегодня. «Дева днесь Пресущественнаго раждает», — звучит в песнопении Рождества Христова. «Днесь спасения нашего главизна», то есть «Ныне начало нашего спасения», — поем мы на праздник Благовещения.
Когда мы на праздник Покрова поем «Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны (нас) молится Богу», мы осознаем, что покров Богородицы над миром был не только когда-то, в X веке, а хранит нас и теперь.
В таком переживании праздника Церковь дает нам возможность почувствовать себя соучастником отмечаемых событий. Вспоминая на праздник Преображения, как Господь просиял чудным светом пред Своими учениками, мы молимся: «Да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный». Вспоминая детей, которые во время входа Господа в Иерусалим прославляли Христа, поем: «И мы, яко отроцы (как отроки) победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием “Осанна в вышних!”»
Особенно отчетливо и подлинно эта сопричастность евангельским событиям выражается в участии в литургии и причастии Святых Христовых Таин. В этом Таинстве мы вживую соприкасаемся с Тем, Кого прославляют праздники, — со Христом. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Может быть, кто-нибудь из вас захочет по примеру достохвальных жен-мироносиц обнять ноги Иисусовы? Можете и ныне, если хотите, не только руки и ноги обнять, но и священную главу Его, если будете приобщаться с чистою совестью страшных Таин».
Самый великий праздник Церкви — праздник Воскресения Христова, Пасха. Воскресение Христово мы празднуем пятьдесят два раза в году — каждую неделю в воскресный день, поэтому воскресенье называют еще малой Пасхой.
В богослужении Православной Церкви каждый день недели имеет свою особую тему:
— понедельник посвящен Небесным Силам, святым Ангелам;
— вторник — Иоанну Предтече и святым пророкам;
— среда — Кресту Господню (мы вспоминаем страдания Спасителя, так как в этот день Иуда предал Христа);
— четверг — святым апостолам и святителю Николаю (вспоминаем также всех святителей)[6];
— пятница — Кресту (в этот день вспоминаются крестные страдания Спасителя);
— суббота — Матери Божией, всем святым и усопшим.
Кроме того, церковный календарь определяет и годовой круг церковных служб. Он подразделяется на неподвижный (состоит из праздников, закрепленных за определенными датами) и подвижный (связанных с праздником Пасхи).