Иудеи задают Господу искусительные вопросы

(см.: Мф 22, 15–40; Мк 12, 13–34; Лк 20, 20–40)

Вопрос о подати кесарю

Римский денарий времен Христа. На аверсе изображен император Тиберий. На реверсе сидящая Фортуна Римский денарий времен Христа. На аверсе изображен император Тиберий. На реверсе сидящая Фортуна
    

Для того чтобы обвинить Господа перед римскими властями и расправиться с Ним руками римских судей и палачей, иудеи стали задавать Ему вопросы, стремясь поймать Его на слове. Они послали к Нему фарисеев, которые непримиримо относились к власти римлян и иродиан, сторонников Ирода Антипы, поддерживавшего римскую власть, и те льстиво обратились к Иисусу: «Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо. Скажи нам: позволительно ли давать подать кесарю или нет?» Искусительность этого вопроса была в том, что, если бы Господь ответил «нельзя», иродиане обвинили бы Его в мятеже, а если бы Он просто ответил, что подати платить можно, фарисеи убедили бы народ, что Тот, кто поддерживает языческую римскую власть, не может быть Христом. Но Господь, видя лукавство их, сказал: «Что искушаете Меня? Покажите Мне монету, которою платится подать». Когда Ему подали динарий, Он спросил: Чье это изображение и надпись? Ему ответили: кесаря. Тогда Он сказал: Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.

Вопрошающие отошли ни с чем.

Вопрос о воскресении мертвых

    

В тот же день ко Господу обратились с вопросом и саддукеи, которые учили, что нет бессмертия души и воскресения мертвых. Они спросили Господа: «Учитель! Моисей сказал: если человек умрет не оставив детей, то его брат должен жениться на вдове и восстановить род. Было у нас семь братьев. Первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему. Подобно и второй, и третий, даже до седьмого, а после всех умерла и жена. Итак, которого же из этих семи братьев будет она женою после воскресения мертвых?» Иисус сказал им в ответ: «Заблуждаетесь, не зная Священного Писания, ни силы Божией! Воскреснув, люди не будут ни жениться, ни выходить замуж, а будут пребывать как Ангелы на небе. А что мертвые воскреснут, Моисей показал при Неопалимой Купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова. Бог — не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы». Люди слушали и удивлялись Его учению. Саддукеи хотели доказать, что воскресение мертвых противоречит закону, но неверными в корне оказались их представления о жизни после воскресения. Они не могли поверить в воскресение мертвых, представляя его как возвращение к обычной земной жизни. Господь говорит, что этого и не будет — люди воскреснут в новом, преображенном состоянии. Поскольку саддукеи признавали только Пятикнижие Моисея, Господь показывает им, что и в писаниях Моисея ясно говорится о бессмертии человеческой души.

О наибольшей заповеди в законе Моисеевом

    

Фарисеи, которые сами часто спорили с саддукеями, услышав, что Иисус заставил саддукеев замолчать, собрались вокруг Него. И один из них, законник, искушая Его, спросил: «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?» Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим... вот первая заповедь; вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.

В то время фарисеи часто спорили о том, какая заповедь более, а какая менее значима. Господь не дает втянуть Себя в эти бессмысленные споры и называет две заповеди, на которых строится весь закон. Эти две заповеди не просто главные в законе — все остальные заповеди в законе из этих двух проистекают. Заповедь о любви к ближнему называется подобной заповеди о любви к Богу, потому что человек несет в себе образ и подобие Божие. Любя его, ты проявляешь свою любовь к Богу. Апостол Христов Иоанн Богослов объяснял это так: Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин 4, 20).

15 июня 2017 г.

×