Вопрос о подати кесарю
Для того чтобы обвинить Господа перед римскими властями и расправиться с Ним руками римских судей и палачей, иудеи стали задавать Ему вопросы, стремясь поймать Его на слове. Они послали к Нему фарисеев, которые непримиримо относились к власти римлян и иродиан, сторонников Ирода Антипы, поддерживавшего римскую власть, и те льстиво обратились к Иисусу: «Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо. Скажи нам: позволительно ли давать подать кесарю или нет?» Искусительность этого вопроса была в том, что, если бы Господь ответил «нельзя», иродиане обвинили бы Его в мятеже, а если бы Он просто ответил, что подати платить можно, фарисеи убедили бы народ, что Тот, кто поддерживает языческую римскую власть, не может быть Христом. Но Господь, видя лукавство их, сказал: «Что искушаете Меня? Покажите Мне монету, которою платится подать». Когда Ему подали динарий, Он спросил: Чье это изображение и надпись? Ему ответили: кесаря. Тогда Он сказал: Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.
Вопрошающие отошли ни с чем.
Вопрос о воскресении мертвых
В тот же день ко Господу обратились с вопросом и саддукеи, которые учили, что нет бессмертия души и воскресения мертвых. Они спросили Господа: «Учитель! Моисей сказал: если человек умрет не оставив детей, то его брат должен жениться на вдове и восстановить род. Было у нас семь братьев. Первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему. Подобно и второй, и третий, даже до седьмого, а после всех умерла и жена. Итак, которого же из этих семи братьев будет она женою после воскресения мертвых?» Иисус сказал им в ответ: «Заблуждаетесь, не зная Священного Писания, ни силы Божией! Воскреснув, люди не будут ни жениться, ни выходить замуж, а будут пребывать как Ангелы на небе. А что мертвые воскреснут, Моисей показал при Неопалимой Купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова. Бог — не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы». Люди слушали и удивлялись Его учению. Саддукеи хотели доказать, что воскресение мертвых противоречит закону, но неверными в корне оказались их представления о жизни после воскресения. Они не могли поверить в воскресение мертвых, представляя его как возвращение к обычной земной жизни. Господь говорит, что этого и не будет — люди воскреснут в новом, преображенном состоянии. Поскольку саддукеи признавали только Пятикнижие Моисея, Господь показывает им, что и в писаниях Моисея ясно говорится о бессмертии человеческой души.
О наибольшей заповеди в законе Моисеевом
Фарисеи, которые сами часто спорили с саддукеями, услышав, что Иисус заставил саддукеев замолчать, собрались вокруг Него. И один из них, законник, искушая Его, спросил: «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?» Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим... вот первая заповедь; вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
В то время фарисеи часто спорили о том, какая заповедь более, а какая менее значима. Господь не дает втянуть Себя в эти бессмысленные споры и называет две заповеди, на которых строится весь закон. Эти две заповеди не просто главные в законе — все остальные заповеди в законе из этих двух проистекают. Заповедь о любви к ближнему называется подобной заповеди о любви к Богу, потому что человек несет в себе образ и подобие Божие. Любя его, ты проявляешь свою любовь к Богу. Апостол Христов Иоанн Богослов объяснял это так: Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин 4, 20).