Пришло время исполниться Божественному плану. Давид стал царем всего избранного народа. Он был помазан трижды: первый раз — в доме своего отца пророком Самуилом (см.: 1 Цар 16, 12–13), потом — в Хевроне как царь одного колена, а в третий раз — царем всего Израиля.
Давид оставил столицей единого государства Хеврон. Этот город, находившийся на южной окраине царства, был средоточием колена Иудина. Поэтому у Давида родился план устроить новую столицу. Нужно было, чтобы она занимала центральное положение и находилась в середине земли евреев. Для этих целей был выбран город иевусеев — Иевус (название идет от сына Ханаана Иевуса). Завоеванный город был переименован и стал называться Иерусалимом.
Царь выбрал для своего постоянного пребывания Сион (евр. — солнечный), один из четырех холмов, расположенный в южной части. Здесь царь воздвиг крепость, а позже дворец. Дом был построен из кедра. Сион становится символом постоянного Божественного присутствия. Слово Сион иносказательно стало прилагаться к Церкви (земной и небесной). Через пророка Исаию Господь возвещает о Сионе: И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима (Ис 2, 3; выделено нами. — Авт.).
Сделав Иерусалим столицей, Давид перенес туда ковчег Господень. Он создал из этого города центр богослужения Истинному Богу. С этой целью он разделил детей Аароновых на двадцать четыре чреды соответственно двадцати четырем священническим родам: шестнадцать потомков Елеазара и восемь — Ифамара. Каждая из них должна была поочередно исполнять в течение седмицы священнические обязанности. Мы встречаем этот порядок во времена Спасителя. Об этом повествует Святое Евангелие. Отец святого Пророка и Предтечи Иоанна пророк Захария был священником из Авиевой чреды (см.: Лк 1, 5).
Исчисление левитов показало, что их было тридцать восемь тысяч. Давид разделил их на четыре класса:
— двадцать четыре тысячи — для различных служб, которые надлежало отправлять при храме Господнем;
— шесть тысяч — для производства суда;
— четыре тысячи — в качестве привратников;
— четыре тысячи — в качестве певцов.
Эти последние были разделены на двадцать четыре ежедневных хора. Певцы имели начальниками Асафа, Емана и Идифума, имена которых мы встречаем в надписании многих псалмов.
Начиная с Давида союз Бога с Его народом осуществляется уже через царя. Иисус, сын Сирахов, пишет о нем: После каждого дела своего он приносил благодарение Святому Всевышнему словом хвалы; от всего сердца он воспевал и любил Создателя своего. И поставил пред жертвенником песнопевцев, чтобы голосом их услаждать песнопение. Он дал праздникам благолепие и с точностью определил времена, чтобы они хвалили святое имя Его и с раннего утра оглашали святилище (Сир 47, 9–12).
Кроме должности царя Давид нес и пророческое служение. Как пророк Давид был ведом Духом Божиим, славословил Господа в псалмах своих, поучал народ благочестию и пророчествовал о будущем. Отцы Церкви (преподобный Ефрем Сирин, блаженный Августин) в лице Давида, страждущего, а затем прославленного, видят образ Церкви Христовой, претерпевающей искушения и различные гонения, но после бедствий получающей венец победы и торжествующей.
После успешных побед над врагами избранного народа царя Давида постигло тяжелое искушение. Священный писатель так рассказывает об этом: Однажды под вечер Давид, встав с постели, прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива (2 Цар 11, 2). Красавица Вирсавия была замужем, но царь впал с Вирсавией в тяжкий грех. Содеянный грех, если он не уничтожен тут же покаянием, влечет другие греховные поступки. Узнав, что Вирсавия беременна, Давид послал на смерь ее мужа Урию, когда войска Израиля осаждали столицу аммонитян Равву.
Господь за содеянные тяжелые грехи обличил Давида через пророка Нафана и определил наказание: не отступит меч от дома твоего во веки, за то, что ты пренебрег Меня (2 Цар 12, 10). Давид раскаялся. Памятником этого глубокого сокрушения о своих грехах явился 50-й псалом. Вышедший из глубины смиренной и покаянной души, он вошел неотъемлемо в молитвенно-богослужебный строй христианской Церкви.
Всматриваясь в себя, кающийся Давид видит в себе грех на грехе.
Поэтому он многократно повторяет: беззаконие мое, грех мой. Глубину своей греховности он выражает тем, что пользуется тремя различными выражениями, которые в еврейском языке означают грех: пэша (преступление, отдаляющее человека от Бога), хата (заблуждение, осквернение) и авон (отклонение от правды, кривда, вина). Приложенные к одному человеку и соединенные вместе, они дают возможность кающемуся Давиду сделать сугубую самооценку своего греховного состояния. При таких бедствиях, которые поразили самую внутренность псалмопевца, для него остается лишь одно средство — надежда на бесконечную благость Божию. Поэтому Давид неотступно взывает к ней: по милости Твоей, по множеству щедрот Твоих. Глубокий и разнообразный грех, поразивший человека, требует многократного употребления очистительных средств. Вот почему Давид взывает: очисти (в еврейском тексте глагол маха — тщательно стирать, истреблять), наипаче (опять и опять) омый мя (по-еврейски кабас — мыть по способу валяльщиков, растирая и ударяя с силой, чтобы вывести пятна, которые глубоко проникли в ткань), очисти (в еврейском тексте тахер — слово, употребленное в книге Левит для обозначения очищения прокаженных). Давид не просто просит простить его, но молит духовно воссоздать его заново: Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня (Пс 50, 12). Употреблено слово бара (творить) — глагол, который в Библии применяется к творческой деятельности Бога (см.: Быт 1, 1).
Вирсавия стала женой Давида и родила ему четырех детей, в том числе Соломона, наследника престола. Она упоминается в родословии Иисуса Христа.
Предсказанные пророком Нафаном бедствия стали сбываться, когда восстал против отца его сын Авессалом. После смерти Амнона он остался старшим из сыновей царя. Удалившись в Хеврон, он поднял возмущение. Все эти годы Авессалом хитростью и лестью располагал к себе сердца израильтян. Поэтому они стали стекаться к нему. Когда вестник рассказал царю об этом, Давид бежал через поток Кедрон из Иерусалима. Первосвященник Садок с левитами несли ковчег завета Божия. Давид приказал Садоку возвратить ковчег завета в город. При этом царь проявил великую покорность воле Божией: Если я обрету милость пред очами Господа, то Он возвратит меня и даст мне видеть Его и жилище Его. А если Он скажет так: «нет Моего благоволения к тебе», то вот я; пусть творит со мною, что Ему благоугодно (2 Цар 15, 25–26). Давид шел босой и плакал, голова была покрыта. Это было выражением печали.
Постепенно Давид укрепился. Организовал войско, поставил военачальников. У города Маханаим (в Галааде, на восточной стороне Иордана) произошло решающее сражение. Царь Давид победил. Авессалом бежал на муле. Когда животное пробегало под дубом, длинные волосы Авессалома запутались в ветвях, и он повис. Полководец Иоав тремя стрелами поразил его, хотя был приказ Давида сохранить ему жизнь. Узнав о смерти сына, царь удалился в горницу и плакал. Когда шел, говорил так: сын мой Авессалом! сын мой, сын мой Авессалом! о, кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой, сын мой! (2 Цар 18, 33).
Возмущение Авессалома против Давида предызображает в ясных чертах восстание иудеев против Христа и предательство Иуды. Давид составил псалом, в котором не только рассказал о грозившей ему опасности, но и выразил несокрушимое упование на Бога: Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня; многие говорят душе моей: «нет ему спасения в Боге». Но Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою (Пс 3, 2–4).
Святые отцы, объясняя этот псaлом, видят в нем мессианское пророчество. Давид, узнав о возмущении Авессалома, вышел из Иерусалима, перешел поток Кедронский и удалился на гору Елеонскую. Так Спаситель наш, Господь Иисус Христос, говорит преподобный Ефрем Сирин, изшел из Иерусалима пред страданием, перешел тот же поток и взошел на гору Елеонскую.
Несчастия и беды, постигшие дом Давида, были теми искупительными скорбями, которыми Давид, принесший глубочайшее покаяние, снискал у Господа прощение своих грехов.
После побед над окружающими Израиль врагами пророк Давид сложил благодарственную песнь Богу: Бог мой — скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего, ограждение мое и убежище мое; Спаситель мой, от бед Ты избавил меня! (2 Цар 22, 3).