Господь говорит Самуилу, чтобы он перестал печалиться о Сауле, которого Он отверг. Бог повелел пророку наполнить рог елеем и пойти в Вифлеем, к Иессею: между сыновьями его Я усмотрел Себе царя (1 Цар 16, 1). Самуил пришел к Иессею и стал подводить к нему поочередно семь сыновей, но ни один из них не был избранником Божьим. Самуил спросил Иессея: все ли дети здесь? Иессей ответил, что нет младшего. Он пас овец. По просьбе Самуила Иессей послал за младшим, восьмым сыном. По словам святителя Афанасия Великого, в Давиде, пасшем овец отца своего, предызображен Иисус Христос — Пастырь наших душ.
Давид был белокурым отроком с красивыми глазами и приятным лицом. Господь сказал Самуилу: помажь его, ибо это он (1 Цар 16, 12). После того как пророк помазал отрока, на нем почил Дух Господень.
Бог оставил Саула. Ему было попущено испытать на себе нападение темных и злых сил. Саулу советовали пригласить музыканта, играющего на гуслях. Один из слуг назвал Давида. Давид стал оруженосцем царя. Игра Давида приносила Саулу облегчение: злой дух отступал от него.
Побыв некоторое время в царском дворце, Давид вернулся в Вифлеем и вновь стал пасти овец отца. Вскоре он прославился победой над великаном Голиафом. Филистимляне пришли в Иудею. Оба стана были на горе, а перед ними долина. Обе воюющие стороны занимали удобные позиции. Израильтяне и филистимляне, не желая терять выгодные позиции, стояли в напряженном ожидании. На единоборство вышел филистимлянин из Гефы Голиаф. Он был ростом шесть локтей и пядь (три метра и двадцать сантиметров). Одет он был в чешуйчатую броню. Выходил он утром и вечером в течение сорока дней и звал на поединок. В единоборство решил вступить прибывший из Вифлеема Давид. Он взял пять гладких камней из ручья, пращу и вышел на поединок. К этому противоборству не применимы обычные ратные оценки. Давид был исполнителем воли Божией. Стоя лицом к филистимлянину, он сказал: ныне предаст тебя Господь в руку мою (1 Цар 17, 46). Юный Давид поразил Голиафа пращой и, подбежав к нему, отсек мечом голову. Сыны Израилевы пошли на филистимлян, а те в страхе бежали, видя, что их силач убит. Единоборство стало прообразом победы Иисуса Христа над диаволом. Святитель Амвросий Медиоланский говорит, что Давид посредством единоборства один освободил весь народ от опасности тяжкой войны. Так и Иисус Христос один спас все человечество.
После этого Саул стал бояться Давида. В нем нарастали неприязнь и подозрительность. Саул искал способа погубить Давида, видя, что народ любит его. Однажды Давид играл на струнах. Саул, испытав нападение злого духа, бросил копье, желая пригвоздить музыканта к стене, но Давид отскочил, а копье вонзилось в стену (см.: 1 Цар 19, 9).
Задумав сделать Давида зависимым от себя и тем вернее его погубить, Саул выдает за него свою младшую дочь Мелхолу. Но Саул «попал, так сказать, в сети, расставленные им самим. Сделавши Давида своим зятем, он понял, что Давид стал теперь несравненно опаснее для него, так как сделался членом царского дома» (Богородский Я. Еврейские цари. Казань, 1884. С. 90).