В православном календаре немало дней, посвященных праздникам в честь того или иного святого образа. Это может быть воспоминание чудесного явления образа и особых чудес, подаваемых Богом верующим через этот образ.
Икона (в переводе с греческого — образ) и настенная храмовая роспись (фреска) художественным языком изображают Господа Иисуса Христа, Богоматерь, Ангелов и святых, а также события Священной истории. Они символически выражают догматическое и духовно-нравственное учение Церкви. Икона является святыней, поскольку возводит мысли и чувства молящихся к изображаемому.
Святой евангелист Иоанн пишет: Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины (Ин 1, 14). Преподобный Иоанн Дамаскин, давая богословское обоснование иконописи, указывает на великое новозаветное событие Боговоплощения: «Бестелесный и не имеющий формы Бог некогда не был изображаем никак. Теперь же, когда Бог явился во плоти и с человеки поживе, я изображаю видимую сторону Бога. Не поклоняюсь веществу, но поклоняюсь Творцу вещества».
Церковное Предание говорит нам, что едесский царь Авгарь V болел проказой. Он слышал о дивных чудесах, которые совершал Иисус Христос, ибо прошел о Нем слух по всей Сирии (Мф 4, 24). Авгарь написал Христу письмо и послал своего живописца Ананию сделать Его портрет. Но у того никак не получалось изображение. Спаситель подозвал его по имени и попросил принести воду и полотенце (по-славянски — убрус).
Иисус, умыв лицо, отер его полотенцем, и на нем чудесным образом запечатлелся лик Спасителя.
Царь Авгарь с верой и благоговением принял святыню и исцелился. Так в Церкви появилась первая икона, которая называется Нерукотворным (Нерукотворенным) Образом. Позднее образ этот был перенесен из Едессы в Константинополь[1].
Первые иконы, по преданию, были написаны евангелистом Лукой. На них святой апостол изобразил Божию Матерь. У славян первым иконописцем был равноапостольный Мефодий, епископ Моравский, просветитель славянских народов. На Руси начало иконописи связано с именем преподобного Алипия, подвижника Киево-Печерской обители. Его ученик Григорий (также преподобный) написал много икон.
Будучи святыней, иконописное изображение несет молящимся незримую благодать Божию.
В истории Церкви есть иконы, которые прославились многими чудесами. Среди них: иконы Спасителя, Божией Матери (Владимирская, Казанская, Смоленская, Иверская, Иерусалимская, «Споручница грешных», «Утоли моя печали», «Троеручица», «Взыскание погибших» и другие). Немало прославленных икон святых угодников: Николая Чудотворца, целителя Пантелеимона, Георгия Победоносца, Трифона Чудотворца и других.
Существуют определенные канонические требования при создании икон. На иконах Господа нашего Спасителя должно быть:
— надписание имени: IC XC; над каждой парой букв ставится титло (в церковнославянском языке — знак над сокращением слова);
— крещатый нимб, указывающий на голгофский Крест, на котором Спаситель мира принес искупительную жертву;
— на нимбе справа, слева и сверху три греческие буквы — O (омикрон), Ώ (омега) и N (ню), образующие слово «Сущий». Это надписание имеет принципиальный характер, поскольку указывает на Божество Иисуса Христа. Сущий — одно из имен Божиих (см.: Исх 3, 14).
Божия Матерь на иконах всегда изображается в темно-красном мафории. Это — большой четырехугольный плат, укрывающий не только голову, но и всю фигуру. Мафорий символизирует материнство Пресвятой Богородицы, а покрываемая мафорием голубая (цвет небесной чистоты) туника — Девство.
Три золотые звезды на мафории (на челе и плечах) являются символическими знаками Ее непорочности: до рождества, в рождестве и по рождестве. Во-вторых, звезды — символ Пресвятой Троицы.
Поручи (необходимая принадлежность облачения священнослужителей) указывают на Ее сослужение в Церкви Небесному Архиерею — Иисусу Христу.
Нимб (что в переводе с латыни значит облако) без вписанного в него креста.
Сокращенная надпись: слева MR (греч. Matir — Матерь), справа — ФU (Феоu — Бога).
Монахиня Иулиания (Соколова; 1899-1981), оставившая богатое наследие, писала о теснейшей связи иконы с молитвой. Не только создатель иконы, но и воспринимающий ее должен быть человеком молитвы: «Икона есть образно выраженная молитва, и понимается она главным образом через молитву. Она рассчитана только на молитвенно предстоящего перед ней верующего. Ее назначение — содействовать молитве, поэтому трудящемуся в этом деле необходимо во время работы не забывать о молитве. Молитва многое в иконе объяснит без слов, сделает понятным, близким, покажет как духовно верное, как неопровержимо истинное».