«Вот, я отхожу в путь всей земли»

Давид и Соломон пророки. Сербия Давид и Соломон пророки. Сербия
    

Давиду было семьдесят лет. Жизнь подошла к концу. Болезнь была последствием чрезвычайных трудов и испытаний, понесенных им, начиная с юности и на протяжении всего зрелого возраста. Немощь проявилась, прежде всего, в недостатке тепла и жизненной силы: покрывали его одеждами, но не мог он согреться (3 Цар 1, 1). Этим воспользовался сын его Адония, характером похожий на Авессалома. Он решил завладеть престолом. Завел множество колесниц и коней, а также пятьдесят скороходов. Он успел склонить на свою сторону военачальника Иоава, а противодействие ему оказывали пророк Нафан, первосвященник Садок, начальник стражи телохранителей Ванея и некоторые другие близкие царю люди. Пророк Нафан был близок к Соломону. По преданию, он был его воспитателем. Некоторое указание на это имеется во 2-й книге Царств (2 Цар 12, 25).

В то время в Израиле не было закона, чтобы престол наследовал старший сын. Выбор преемника считался правом царствующего государя. Давид хотел, чтобы ему наследовал Соломон. Благодаря совету пророка Нафана Вирсавия проявила решительность. По совету пророка Нафана она вошла к Давиду и напомнила, что он клялся поставить царем Соломона. Нафан поддержал ее. Давид приказал посадить Соломона на царского мула, вострубить и возгласить: да живет царь Соломон! Так воцарился Соломон. Быстрота и твердость решения Давида о немедленном воцарении Соломона обнаруживают в нем при всей телесной немощи крепость духа, ясность сознания и твердость воли.

Вскоре после этого наступили последние дни царя Давида. Он дает наставление молодому царю: будь тверд и будь мужествен (3 Цар 2, 2). Такими же словами наставлял Господь Иисуса Навина в начале его служения. Далее умирающий царь завещал: храни завет Господа Бога твоего, ходя путями Его и соблюдая уставы Его и заповеди Его, и определения Его и постановления Его, как написано в законе Моисеевом, чтобы быть тебе благоразумным во всем, что ни будешь делать, и везде, куда ни обратишься; чтобы Господь исполнил слово Свое, которое Он сказал обо мне (3 Цар 2, 3–4).

О царе Давиде Иосиф Флавий пишет так: «Это был человек в высшей степени достойный, обладавший всеми качествами, необходимыми царю, в руках которого лежит благополучие стольких народностей. Будучи храбр, как никто другой, Давид в сражениях за независимость своих подданных всегда первый шел навстречу всяким опасностям и личным примером в строю побуждал солдат своих к перенесению всех тягостей боя, а не одними только приказаниями, как обыкновенно делают государи. При этом он обладал большою проницательностью и дальновидностью относительно будущего и отлично умел распоряжаться в каждый отдельный момент. Он отличался скромностью, мягкостью, отзывчивостью на нужды несчастных, справедливостью и человеколюбием, то есть такими качествами, которыми именно и надлежит отличаться царям. При этом он никогда не злоупотреблял своею столь обширною властью, исключая случай с женою Урии. Вместе с тем он оставил после себя такие богатства, каких не оставлял ни один царь не только еврейский, но и никакого другого народа».

Царь Давид привел вверенное ему царство в цветущее состояние. Его границы простирались от Египта до Ливана, от Евфрата до Средиземного моря.

В планах и истории домостроительства спасения человечества царь Давид занимает исключительное место. В Священном Писании он упоминается девятьсот восемьдесят раз. Даже вождь Израиля Моисей, через которого Господь Бог дал законодательство, которое определило весь строй жизни народа в течение пятнадцати веков, назван в Библии только семьсот девяносто семь раз, Авраам — двести девяносто один раз. При этом надо помнить, что Моисей жил на несколько веков раньше Давида. Рассказ о нем начинается уже со второй книги Библии — Исход, а о Давиде впервые упоминается только в восьмой библейской книге (Руфь).

Вход Господень в Иерусалим. Синай, вторая половина XII в. Вход Господень в Иерусалим. Синай, вторая половина XII в.
    

Моисей чаще всего назван рабом Божиим, человеком Божиим. О Давиде же чаще всего говорится в выражениях, которые имеют явный мессианский смысл. Господь наш Иисус Христос многократно назван в Новом Завете Сыном Давидовым. Когда Спаситель торжественно входил в Иерусалим, то народ восклицал: осанна Сыну Давидову! (Мф 21, 9).

25 мая 2017 г.

×