Чтобы спасти погибших
Иисуса Христа очень часто обвиняли в том, что Он общается с грешниками и делит с ними трапезу. Но Господь говорил, что не здоровые нуждаются во враче, а больные. «Сын Человеческий пришел, чтобы спасти погибших», — нередко повторял Он. Он говорил о радости, которая бывает на небе об одном раскаявшемся грешнике, и сравнивал ее с радостью человека, нашедшего свою пропавшую овцу, или радостью женщины, отыскавшей потерянную монетку.
О блудном сыне
Ярче всего эта мысль выразилась в следующей притче:
«У одного человека было два сына. Младший сказал отцу: “Отец, дай мне причитающуюся мне часть наследства”. И отец разделил имущество между сыновьями. Через несколько дней младший брат собрал все, что у него было, и отправился в далекую страну.
Там, живя распутно, он растратил все свое имение. В той стране начался сильный голод, и он оказался в нужде. Тогда он нанялся к одному из жителей той страны пасти свиней. Он так голодал, что был бы рад наесться хотя бы рожками, которые ели свиньи, но и тех ему не давали. Придя в себя, он сказал: “Сколько наемников у моего отца, и у них достаточно хлеба, а я здесь умираю от голода! Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отец! Согрешил я против неба и против тебя. Я больше не достоин называться твоим сыном, прими меня в число наемников твоих”. И он встал и пошел к своему отцу. Когда он был еще далеко, отец увидел его, побежал к нему навстречу, обнял его и целовал. Сын только начал говорить: “Отец! Согрешил я против неба и против тебя. Я больше не достоин называться твоим сыном”, а отец уже говорил своим слугам: “Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень, как знак прежней власти, на руку его и обувь на ноги. Приведите откормленного теленка и зарежьте его, устроим пир и будем веселиться. Ведь мой сын был мертв и ожил, пропадал и нашелся!” И началось веселье. А между тем с поля вернулся старший брат и, подойдя к дому, он услышал пение и ликование. Когда он от слуги узнал о причине веселья, он рассердился и не захотел зайти в дом. Тогда отец вышел и стал звать его. Но старший брат ответил: “Я столько лет служу тебе и во всем тебе был послушен, но ты не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. Но когда этот сын твой, расточивший имение, пришел, ты заколол для него откормленного теленка!” “Сын мой, — сказал тогда отец, — ты ведь всегда со мной, и все мое твое. Но радоваться и веселиться нужно, что брат твой был мертв и ожил, пропадал и нашелся!”» (Лк 15, 11–32).
Эта притча не только рассказывала о милосердии Божием к кающимся грешникам, но и обличала фарисеев, которые, старательно исполняя все заповеди и повеления Божии, не научились от Бога главному — Его любви.
Притча о бесплодной смоковнице
Долготерпение Божие хорошо показывает и другая притча Спасителя:
«У одного человека в винограднике росла смоковница (инжирное дерево). Однажды он искал, нет ли на ней плодов, но ничего не нашел. Тогда он сказал виноградарю: “Вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу. Сруби ее: на что она землю занимает?” Но виноградарь сказал ему в ответ: “Господин, оставь ее еще на один год. Я окопаю ее и обложу навозом, — не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее”» (см.: Лк 13, 6–9).
Бог не просто ждет покаяния грешников, но делает все, чтобы человек раскаялся и обратился к Нему.