На Моавитских равнинах

Моисей сотворяет медного змея. Византийская миниатюра Моисей сотворяет медного змея. Византийская миниатюра
    

У евреев был выбор: идти в Ханаанскую землю с северо-западной стороны или с северо-восточной. В первом случае они опасались филистимлян. Моисей выбрал путь через Идумею. Но царь Едомский не позволил пройти через свою страну. Тогда пришли из пустыни Син к горе Ор, находившейся на границе Идумеи и Палестины, к югу от Мертвого моря. По повелению Господа Аарона возвели на гору Ор, сняли одежды его и облекли в них сына его Елеазара. Здесь, на вершине горы, умер Аарон. Было ему сто двадцать три года. Оплакивал народ его тридцать дней. Произошло это в пятый месяц сорокового года по исходе из Египта. Гору Ор арабы сейчас называют в честь первосвященника Аарона — Джебель Гарун (гора Аарона).

Он был первым возведен в первосвященническую степень. У пророка Давида Аарон назван святой Господень (Пс 105, 16). Словами дом Ааронов священные писатели нередко называют ветхозаветное священство.

Сорокалетнее скитание по пустыне подошло к концу. В истории Израиля начинался новый период — завоевание Ханаанской земли. От горы Ор евреи двинулись в путь и обошли Идумею с западной стороны. Народ вновь стал малодушествовать и роптать. Тогда Господь послал ядовитых змей, которые жалили евреев. Многие умерли. Народ пришел к Моисею, стал каяться и просил помолиться Господу, чтобы избавил людей от змей. Тогда Господь повелел Моисею сделать медного змея и поднять его на шесте: если змей ужалит кого-нибудь, ужаленный, взглянув на него, оставался жив. Медный змей был прообразом Иисуса Христа. Господь Спаситель Сам указывает на это: И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин 3, 14–15).

Прорицатель Валаам Прорицатель Валаам
    

На восточной стороне Иордана на пути евреев было царство Аморрейское. Израильтяне просили их царя Сигона позволить пройти через его владения. Но он выступил с войском против них. Израильтяне победили и завоевали его земли. Точно так же они поступили с царем Васанским Огом. Его владения простирались от притока Иордана — Иавока до горы Ермон. Эти победы воспеты в 135-м псалме, который называется полиелейным (многомилостивым): Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его (Пс 135, 1). В нем сначала Господь воспевается как Творец мира, затем как Покровитель богоизбранного народа.

После одержанных побед Израиль раскинул стан на моавитских равнинах в долине Иордана, против Иерихона. Моавитяне и мадианитяне, боясь многочисленности Израиля, заключили против него коалицию. Валак, царь Моавитский, направляет послов в Пефор (на реке Евфрат) к Валааму. Валаам не был обычным кудесником, он имел некоторые понятия об Истинном Боге. В богослужении предпразднства Рождества Христова волхвы, пришедшие за звездой поклониться родившемуся Спасителю, называются учениками Валаама (тропарь по 5-й песне канона на утрени 22 декабря / 4 января). Валак хотел, чтобы Валаам пришел и проклял народ еврейский: кого ты проклянешь, тот проклят (Чис 22, 6). Послы прибыли с подарками, но Бог сказал Валааму: не ходи с ними, не проклинай народа сего, ибо он благословен (Чис 22, 12). Валаам отказался идти с послами, но ночью Бог явился к нему и сказал: пойди с ними, но только делай то, что Я буду говорить тебе. Господь открыл глаза Валааму. Он увидел Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке. Валаам преклонился и пал ниц. Ангел Господень повелел Валааму идти с этими людьми и говорить только то, что он будет подсказывать. Валаам поднялся на возвышенное место. Господь вложил в его уста слова. Он вознес похвалу Израилю. Валак был недоволен и послал Валаама в другое место, чтобы оттуда он проклял евреев. Господь вновь вложил слова в уста Валаама, и он сделал пророчество о могуществе Израиля. Валаам говорил не только об историческом Израиле. Его взору открылись времена мессианские: Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля (Чис 24, 17). Это пророчество читается как паремия на великой вечерне на праздник Рождества Христова.

22 мая 2017 г.

×