У евреев был выбор: идти в Ханаанскую землю с северо-западной стороны или с северо-восточной. В первом случае они опасались филистимлян. Моисей выбрал путь через Идумею. Но царь Едомский не позволил пройти через свою страну. Тогда пришли из пустыни Син к горе Ор, находившейся на границе Идумеи и Палестины, к югу от Мертвого моря. По повелению Господа Аарона возвели на гору Ор, сняли одежды его и облекли в них сына его Елеазара. Здесь, на вершине горы, умер Аарон. Было ему сто двадцать три года. Оплакивал народ его тридцать дней. Произошло это в пятый месяц сорокового года по исходе из Египта. Гору Ор арабы сейчас называют в честь первосвященника Аарона — Джебель Гарун (гора Аарона).
Он был первым возведен в первосвященническую степень. У пророка Давида Аарон назван святой Господень (Пс 105, 16). Словами дом Ааронов священные писатели нередко называют ветхозаветное священство.
Сорокалетнее скитание по пустыне подошло к концу. В истории Израиля начинался новый период — завоевание Ханаанской земли. От горы Ор евреи двинулись в путь и обошли Идумею с западной стороны. Народ вновь стал малодушествовать и роптать. Тогда Господь послал ядовитых змей, которые жалили евреев. Многие умерли. Народ пришел к Моисею, стал каяться и просил помолиться Господу, чтобы избавил людей от змей. Тогда Господь повелел Моисею сделать медного змея и поднять его на шесте: если змей ужалит кого-нибудь, ужаленный, взглянув на него, оставался жив. Медный змей был прообразом Иисуса Христа. Господь Спаситель Сам указывает на это: И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин 3, 14–15).
На восточной стороне Иордана на пути евреев было царство Аморрейское. Израильтяне просили их царя Сигона позволить пройти через его владения. Но он выступил с войском против них. Израильтяне победили и завоевали его земли. Точно так же они поступили с царем Васанским Огом. Его владения простирались от притока Иордана — Иавока до горы Ермон. Эти победы воспеты в 135-м псалме, который называется полиелейным (многомилостивым): Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его (Пс 135, 1). В нем сначала Господь воспевается как Творец мира, затем как Покровитель богоизбранного народа.
После одержанных побед Израиль раскинул стан на моавитских равнинах в долине Иордана, против Иерихона. Моавитяне и мадианитяне, боясь многочисленности Израиля, заключили против него коалицию. Валак, царь Моавитский, направляет послов в Пефор (на реке Евфрат) к Валааму. Валаам не был обычным кудесником, он имел некоторые понятия об Истинном Боге. В богослужении предпразднства Рождества Христова волхвы, пришедшие за звездой поклониться родившемуся Спасителю, называются учениками Валаама (тропарь по 5-й песне канона на утрени 22 декабря / 4 января). Валак хотел, чтобы Валаам пришел и проклял народ еврейский: кого ты проклянешь, тот проклят (Чис 22, 6). Послы прибыли с подарками, но Бог сказал Валааму: не ходи с ними, не проклинай народа сего, ибо он благословен (Чис 22, 12). Валаам отказался идти с послами, но ночью Бог явился к нему и сказал: пойди с ними, но только делай то, что Я буду говорить тебе. Господь открыл глаза Валааму. Он увидел Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке. Валаам преклонился и пал ниц. Ангел Господень повелел Валааму идти с этими людьми и говорить только то, что он будет подсказывать. Валаам поднялся на возвышенное место. Господь вложил в его уста слова. Он вознес похвалу Израилю. Валак был недоволен и послал Валаама в другое место, чтобы оттуда он проклял евреев. Господь вновь вложил слова в уста Валаама, и он сделал пророчество о могуществе Израиля. Валаам говорил не только об историческом Израиле. Его взору открылись времена мессианские: Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля (Чис 24, 17). Это пророчество читается как паремия на великой вечерне на праздник Рождества Христова.