Когда предатель Иуда покинул горницу, где находились Христос и апостолы, Господь обратился к Своим ученикам с трогательным и доверительным словом. Он говорил с ними о предстоящей разлуке, о единстве, о любви и о Духе Святом, который должен был снизойти на них.
На следующий день Господу предстояло взойти на крест, и Он обратился к Своим апостолам: «Дети! Недолго уже быть Мне с вами. Туда, куда Я иду, вы не можете прийти». Симон Петр спросил Его: «Господи! куда Ты идешь?» «Куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною», — ответил ему Господь. Мученическая крестная смерть апостолу Петру предстоит еще не скоро. Но апостол Петр начал возражать Учителю: «Господи! почему я не могу идти за Тобою теперь? я душу мою положу за Тебя». И с грустью Господь сказал ему: «Душу твою за Меня положишь? истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды».
Но тут же Господь ободрил учеников: «Пусть не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много (Ин 14, 2). А Я иду приготовить для вас место, и когда приготовлю, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я». Смерть будет побеждена воскресением, и воскресший Господь вознесется на небо к Своему Небесному Отцу. Возносясь в небесные обители, Господь открывает туда доступ для каждого, кто верит в Него и ожидает Его возвращения во славе.
Это единство со Христом, которое Он обещает в будущем веке верующим в Него, начинается уже сейчас. Я есмь истинная виноградная лоза, — продолжал беседу Господь, — а Отец Мой — виноградарь. <...> Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, тот приносит много плода, а без Меня не можете делать ничего (Ин 15, 1–5). Виноград на лозе растет гроздьями, в которой ягода собрана к ягоде. От лозы гроздья получают живительные соки и заботами виноградаря растут, зреют и приносят виноградарю свой плод. Так же и мы, пребывая со Христом и получая от Него все необходимое для жизни и нашего духовного роста, возрастаем в Церкви бок о бок с другими членами Церкви Христовой.
Господь объясняет ученикам, что пребывать в Нем — значит исполнять Его заповедь, новую заповедь о любви: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я вас возлюбил, так и вы любите друг друга. Заповедь о любви дана человеку в древности, еще пророком Моисеем: Люби ближнего твоего, как самого себя. Новая заповедь Христова указывает совершенно иную степень любви — любить друг друга, подражая жертвенной любви Самого Христа, Который ради любви к нам пошел на крестную смерть. Больше той любви нет ничего, как если кто положит душу свою за друзей своих. Именно готовность любить другого до самоотдачи и делает нас христианами. По этому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.
«Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, и Он пребудет с вами вовек... Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне, а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною». Это в точности исполнилось вскоре. Дух Святой, Который сошел на учеников, наставил и научил их свидетельствовать о Христе и Его любви ко всему миру.
Беседуя со Своими учениками, Господь вышел с ними из дома, где они вкушали пасхальную трапезу. Неспешно идя по ночным улицам города и беседуя, они наконец вышли за ворота и, перейдя ручей Кедрон, вошли в Гефсиманский сад, расположенный у подножья Елеонской горы. Именно там Господь имел обыкновение молиться.