Конец плена

Строительство Второго Иерусалимского Храма Строительство Второго Иерусалимского Храма
    

Возвращение евреев из плена и восстановление храма — дело Божественного Промысла. В середине VI века на Ближнем Востоке образовалась новая сильная монархия. По Промыслу Божию первый царь персидского царства призван был сыграть особую роль в истории избранного народа. Об этом пророчествовал почти за полтора века святой пророк Исаия: Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы (Ис 45, 1). Окончание плена было предсказано и пророком Иеремией (см.: Иер 25, 11–12).

В 537 году персидский завоеватель Кир взял Вавилон, казавшийся неприступным. В первый же год своего правления он издал указ о строительстве Иерусалимского храма. Он приказал вернуть все золотые и серебряные храмовые сосуды, унесенные халдеями. Царь призвал всех евреев помочь этому делу. Указ Кира предоставлял всем иудеям право возвратиться на родину, но воспользовались им не все. Многие остались в Вавилоне, не желая бросать приобретенное.

Царь Кир Великий Царь Кир Великий
Возвращавшихся было — сорок две тысячи триста шестьдесят человек. Сразу же по прибытии первосвященник Иисус, сын Иоседеков, и Зоровавель со всеми людьми соорудили жертвенник Богу на том же основании, на котором он был в храме Соломона. Возобновились утренние и вечерние жертвоприношения.

Одновременно стали собирать материал для храма. Во второй месяц второго года по возвращении (535) начали строить храм (см.: 1 Езд 3, 8). Но возникли препятствия, и самаряне предложили иудеям свое участие. Они пришли к Зоровавелю и к главам поколений и сказали им: будем и мы строить с вами, потому что мы, как и вы, прибегаем к Богу вашему (1 Езд 4, 2). Зоровавель, первосвященник Иисус и главы колен израильских решительно отклонили их участие в строительстве, так как религия самарян представляла собой смесь монотеизма и идолопоклонства. Получив отказ, самаряне стали чинить препятствия. Они воспользовались отсутствием в столице Кира, который был в походе против массагетов, и добились от персидского двора официального запрещения постройки Иерусалимского храма. Строительство не возобновлялось во все царствование сына Кира — Камбиза (529–522), а также преемника его Лжесмердиса (522–521).

Продолжение строительства было возбуждено богодухновенными речами пророков Аггея и Захарии в правление Дария, сына Гистаспа (521–485). Вскоре возникло еще одно препятствие — со стороны персидского областеначальника Фафная. Дело дошло до царя Дария, который распорядился: Не останавливайте работы при сем доме Божием (1 Езд 6, 7).

Письма иудеев к персидскому царю и ответ царя Ездра приводит на халдейском языке, стремясь к историко-документальной точности.

8 июня 2017 г.

×