Благочестивый страдалец Иов жил задолго до пророка Моисея. Родиной его была земля Уц, находившаяся на краю сирийско-аравийской пустыни. Уклад жизни, который запечатлелся в его книге, — патриархальный. Нет упоминаний ни о храме, ни о священстве. Иов сам совершает жертвоприношения (см.: Иов 1, 5). Таков был порядок в патриархальный период библейской истории: поскольку еще не было специально поставленных священников, жертвы приносил глава семьи. Иов был известен на всем Востоке. Древняя монета кесита, о которой говорится в последней главе книги, упоминается только в книге Бытия (см.: 33, 19). Характеру патриархального времени соответствует и описанная в книге Иова простота общественных отношений.
Иов был необыкновенно богат и знаменит более всех сынов Востока (см.: Иов 1, 3). Он был счастлив в семье, имея семь сыновей и трех дочерей. Нравственная жизнь его была безупречна. Сам Господь говорит, что он непорочен, справедлив и богобоязнен, чужд всякого порока (Иов 1, 8). Завидуя его счастью, сатана стал утверждать пред лицом Господа, что Иов богобоязнен и праведен не искренне, а только благодаря своему жизненному благополучию. Сатана этим утверждением не только клевещет на Иова, но и пытается поставить под сомнение Божественную справедливость. Чтобы открыть людям великие добродетели Иова и показать ложь сатаны, Бог позволил ему навести на праведника великие бедствия. Сначала он лишился своих многочисленных стад. Потом большой ветер пришел из пустыни и разрушил дом, в котором находились его дети. Все они погибли. Только один спасся. Праведник в знак скорби разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову, пал на землю и поклонился Господу.
После этого сатана поразил все тело Иова жестокой проказой от ступней ног его до темени. Но Иов остался верен Богу. Пришли к нему друзья. Семь дней они молчали, а потом стали утешать его. Они говорили Иову, что Бог всегда праведен и наказывает грешников. Трое друзей призывали Иова покаяться в тайном грехе, из-за которого страдает. Они руководствовались общепринятым ветхозаветным представлением, что страдания посылаются за грехи. Их речи усиливали душевную боль Иова. Четвертый собеседник, Елиуй, хранивший молчание, говорит о наказании за грех с большей тонкостью. В его речах можно увидеть новые грани богословских суждений о Божественной справедливости. Он утверждает, что человек может быть неправ перед Богом не отдельным каким-нибудь поступком, но в силу общей испорченности человеческой природы (см.: Иов 36, 7–10). Елиуй говорит также о воспитательном значении страданий. Однако и его речи содержали лишь человеческую мудрость. Иов, хотя и не знал причины своих страданий, отвечая друзьям, настойчиво говорит о своей невиновности. Он вопрошает Бога о причинах постигших его бедствий и просит суда (см.: Иов 13, 22–24).
Елиуй умолк. Поднялась буря, и раздался голос Бога. Господь являет впечатляющие свидетельства Своего величия, всемогущества и премудрости. Иов признает себя неправым, но раскаивается не в нарушении заповедей — он их не нарушал, — а в том, что заблуждался в отношении к нему Бога. Для постижения Его всеблагости и премудрости недостаточно одного лишь разума. Необходим опыт богообщения. Реальное явление Бога приносит страдальцу мир и просветление: Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле (Иов 42, 5–6).
Сатана был посрамлен. Господь Бог не только исцелил страдальца от жестокой болезни — Он дал ему вдвое больше того, что тот имел. Иов родил семь сыновей и трех дочерей, прожил еще сто сорок лет и умер, имея многочисленное потомство.
Книга Иова — шедевр библейской поэзии. Однако ее главное величие заключается в богословском содержании. Тайна страданий праведника открыта в Новом Завете. Страдания Иова — прообраз величайшего праведника Иисуса Христа, добровольно принявшего муки и смерть, чтобы спасти человечество от вечной смерти. Поэтому книга Иова читается на богослужениях Страстной седмицы.