Иисус Навин ввел народ в землю обетованную

Святой Праведный Иисус Навин. Фреска XI века в монастыре Осиос Лукас (Преподобного Луки), Греция Святой Праведный Иисус Навин. Фреска XI века в монастыре Осиос Лукас (Преподобного Луки), Греция
    

После того как Моисей возложил на Иисуса Навина свои руки, он исполнился духа премудрости... и делали так, как повелел Господь Моисею (Втор 34, 9). Как и Моисею, Иисусу Навину перед началом его деятельности вождя избранного народа было откровение от Господа. Бог поручает ему ввести народ в землю обетованную. Он троекратно призывает его быть твердым и мужественным. Божественный Промысл избирает для Своих планов людей, обещает им Свою помощь и поддержку, но от них самих требуются разум, воля и решимость. Иисус к этому времени был хорошо известен людям Израиля своими высокими личными качествами, поэтому народ с полным доверием отнесся к новому вождю.

Последний стан Израиля перед началом завоевания Ханаана был в Ситтиме (местность на восточном берегу Иордана, напротив Иерихона). Отсюда Иисус Навин тайно послал двух юношей в Иерихон. Они вошли в дом Раав. К ней привел их Господь, ибо она своей верой возвышалась над соплеменниками. Раав знала о великом чуде в Чермном море, о победах над царями Аморрейскими Сигоном и Огом и верила в силу Бога Израиля: Господь Бог ваш есть Бог на небе вверху и на земле внизу (Нав 2, 11). Раав отвела юношей на кровлю дома и скрыла их в разложенных там снопах льна. Когда для них опасность миновала, она взяла с соглядатаев клятву сделать милость дому отца ее и спустила их по веревке чрез окно, так как дом ее был в городской стене.

После взятия Иерихона израильтяне выполнили обещание и сохранили жизнь Раав и ее родственникам. Она впоследствии вышла за иудейского князя Салмона. От этого брака родился Вооз, взявший в жены моавитянку Руфь, ставшую прабабушкой царя Давида. Таким образом Раав вошла в родословие Спасителя нашего Иисуса Христа (у евангелиста Матфея — Рахав — см.: Мф 1, 45).

 Иисус Навин встречает архистратига Михаила. Византия, XIII в., Октатевх или Восьмикнижие Иисус Навин встречает архистратига Михаила. Византия, XIII в., Октатевх или Восьмикнижие
    

Как к богоявлению на горе Синай по повелению Господа в течение двух дней народ освящался омовением одежд и предохранением от телесной нечистоты (см.: Исх 19, 10), так и Иисус Навин накануне того дня, в который должен был совершиться чудесный переход через Иордан, приказал омыть тело и переменить одежды. Господь сказал Иисусу: ты дай повеление священникам, несущим ковчег завета, и скажи: как только войдете в воды Иордана, остановитесь в Иордане (Нав 3, 8). Это было необходимо, чтобы народ со всей очевидностью увидел помощь Божию, поданную через главную святыню Израиля — ковчег завета. Чтобы дело Божественного всемогущества произвело на народ особое действие, Иисус заранее всенародно объявил о нем. Люди перед началом завоевания обетованной земли должны были укрепиться в вере.

Когда народ двинулся от своих шатров, чтобы перейти реку, священники понесли ковчег завета впереди. Как только несущие ковчег вошли в Иордан, течение реки остановилось. Вода стала стеною на большом расстоянии до Адама (город на Иорданской равнине). Народ перешел реку. Священники, несшие ковчег завета Господня, стояли все это время в середине сухого русла Иордана.

Когда переход через Иордан закончился, Господь повелел Иисусу положить двенадцать камней на месте, где стояли священники с ковчегом завета. Еще двенадцать камней представители колен должны были взять с собой, чтобы они были у них памятным знаком о чуде разделения воды Иордана.

Первый стан после перехода через Иордан был устроен в Галгале, находившемся на западном берегу реки. Здесь поставили двенадцать камней, которые взяли из Иордана, дабы все народы земли познали, что рука Господня сильна, и дабы вы боялись Господа Бога вашего во все дни (Нав 4, 24).

В Галгале Господь повелел Иисусу сделать острые ножи и совершить обрезание над сынами Израиля. Все вышедшие из Египта израильтяне мужского пола были обрезаны, но они умерли в пустыне. Остальные все (родившиеся в пустыне) не были обрезаны.

Здесь же, в Галгале, на равнинах Иерихонских, сыны Израиля совершили Пасху в четырнадцатый день месяца нисан. На другой день Пасхи они ели опресноки и сушеные зерна. Манна перестала падать на землю. Люди стали питаться тем, что производила Ханаанская земля.

Когда Иисус Навин находился близ Иерихона, он имел видение: перед ним стоял человек с мечом. Иисус подошел к нему и спросил: наш ли ты или из неприятелей наших? Он сказал, что является вождем воинства Господня. Иисус Навин пал лицом своим на землю и поклонился. Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято (Нав 5, 15).

Во время взятия Иерихона Господь вновь совершил великое чудо. Все способные к войне сыны Израилевы обходили город шесть дней. Впереди пред ковчегом завета шли семь священников с семью юбилейными трубами. В седьмой день Господь повелел обойти вокруг города семь раз: священники пусть трубят трубами; когда затрубит юбилейный рог, когда услышите звук трубы, тогда весь народ пусть воскликнет громким голосом, и стена города обрушится до своего основания (Нав 6, 3–4). Это чудо Господь совершил в назидание людям. Событие имело священный, а не военный характер. На это указывает и нарочито использованная символика семи: семь священников, семь юбилейных труб, семь дней обхождений с ковчегом вокруг города, семь раз в седьмой день. Стены Иерихона пали силою Божией, но для того чтобы это чудо совершилось, нужна была вера сынов Израилевых. Святой апостол Павел говорит: Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении (Евр 11, 30).

Иисус Навин предал город заклятию. Оно означало запрет что-либо брать из него. Только серебро, золото и медные и железные сосуды были отданы в сокровищницу дома Господня. Человек по имени Ахан взял из заклятого, и это навлекло на израильтян гнев Господень. Израильтяне потерпели поражение. Иисус из Иерихона послал около трех тысяч человек овладеть городом Гай, но жители его обратили их в бегство. Иисус, разодрав одежды, пал на землю пред ковчегом Господним и лежал до вечера. Он вместе со старейшинами посыпал прахом голову. Господь сказал Иисусу, что Израиль согрешил, взяв из заклятого. Когда зло было истреблено, Господь вновь явил Израилю помощь в войне за Ханаан.

Третье великое чудо сотворил Господь во время сражения при Гаваоне, где были разбиты объединенные войска жителей Гаваона и южноханаанских царей. Когда противники Израиля побежали, Иисус воззвал к Господу и сказал: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! (Нав 10, 12). Солнце остановилось, и луна стояла, пока израильтяне побеждали врагов. И не было такого дня ни прежде ни после того, в который Господь [так] слушал бы гласа человеческого. Ибо Господь сражался за Израиля (Нав 10, 14). Прибавление свидетельствует о том, что событие это поражало воображение даже священного писателя, который прежде описал два других впечатляющих чуда.

После победы при Гаваоне южная часть Ханаана была покорена. Для присоединения северной области понадобилась решающая битва при Меромских водах над войсками царя Асора, который объединился с другими хананейскими царями. Господь подал помощь. Израильтяне поразили всех и преследовали их. Земля была завоевана, но некоторые области оставались в руках хананеев еще долгое время.

Господь повелел Иисусу Навину разделить всю землю обетованную на двенадцать уделов по числу колен Израилевых. Разделение совершалось с помощью жребия. Только колену Левия не был дан удел, так как Сам Господь был уделом для этого колена, предназначенного для служения Богу.

Чтобы число уделов не было меньше двенадцати, колено Иосифа было разделено на два полуколена: Манассии и Ефрема. Это было вполне законно, потому что патриарх Иаков более чем за четыре с половиной века до этого по внушению Божественного Промысла усыновил детей Иосифа.

По повелению Господа были выделены города-убежища, чтобы туда мог бежать всякий, убивший человека ненамеренно. Города эти защищали от кровной мести родственников убитого. Таких городов было шесть: Кедес в Галилее, Сихем на горе Ефремовой и Хеврон на горе Иудиной, Бецер в пустыне за Иорданом, Рамоф в Галааде и Голан в Васане.

Иисус Навин наставляет израилитян. Византийская миниатюра Иисус Навин наставляет израилитян. Византийская миниатюра
    

Перед смертью Иисус Навин собрал все колена Израилевы в Сихем (старейшин Израиля, начальников, судей) и дал им от лица Господа завет хранить Ему верность: бойтесь Господа и служите Ему в чистоте и искренности (Нав 24, 14).

После этого Иисус, сын Навин, раб Господень, умер, прожив сто десять лет. Образ этого великого вождя на века сохранился в народной памяти. Многие святые отцы писали об Иисусе Навине как прообразе Спасителя. «Воеводство Иисуса Навина, — пишет святитель Кирилл Александрийский, — означало, что руководителем нашим после Моисея и закона стал Христос».

22 мая 2017 г.

×