Последние иудейские цари

Вавилонский плен Вавилонский плен
    

После Иосии на престол сел его двадцатитрехлетний сын Иоахаз. Он царствовал три месяца и был сведен с престола фараоном Нехао. Царь этот не наследовал благочестие своего отца, он был нечестив. Его сменил двадцатипятилетний Иоаким, который царствовал одиннадцать лет. Он также творил беззакония.

В 598 году воцарился восемнадцатилетний Иехония. Как и его предшественники, он был нечестив. Правление его было недолгим. В том же году, через три месяца, пришел в Иерусалим царь Навуходоносор и увел его в плен.

В том же году престол перешел к Седекии. Он был последним (двадцатым) царем иудейским. Имя Седекия дано было ему Навуходоносором, поставившим его у власти. Настоящее имя его — Матфания. Седекия был дядей Иехонии, уведенного в плен. В 588 году, на одиннадцатом году царствования Седекии, разразился гнев Божий на Иерусалим, потому что царь этот также делал неугодное Богу.

В это время восстали против господства вавилонян идумеи, моавитяне и другие народы. Они побуждали к союзу и Седекию. Пророк Иеремия предостерегал от этого безумного шага. Господь через пророка увещевал подчиниться халдейскому царю: И ныне Я отдаю все земли сии в руку Навуходоносора, царя Вавилонского, раба Моего, и даже зверей полевых отдаю ему на служение (Иер 27, 6).

Но Седекия отложился от вавилонского царя и поднял восстание. Навуходоносор был в затруднении. Нужно было решить, на кого направить удар, потому мятеж возник в нескольких местах. Навуходоносор бросил жребий, и жребий пал на Иерусалим. Началась затяжная осада города. Иосиф Флавий говорит, что она велась по всем правилам военного искусства. Халдеи соорудили вокруг города множество насыпей, достигавших одинаковой со стенами высоты. Они воздвигли огромные башни на валах и с помощью этих башен не давали возможности защитникам Иерусалима занимать позиции на стенах. Защитники обреченного города упорно и стойко выдерживали осаду. Их мужество долгое время не могли сломить ни военное искусство осаждавших, ни голод, ни моровая язва. Они смело выходили на бой, не смущаясь хитрыми приспособлениями и осадными орудиями врага. Сопротивление продолжалось восемнадцать месяцев, пока защитники «не пали жертвою голода и метательных снарядов, которыми враги обсыпали их с вершин своих осадных башен» (Иосиф Флавий. Иудейские древности. 10. 8, 1).

В 9-й день четвертого месяца таммуза (июль) 587 года халдеи совершили первый пролом городской стены у северных ворот. Узнав об этом, царь Седекия обратился ночью в бегство через ворота между двумя стенами, которые исследователи отождествляют с воротами Источника. Беглецы направились к Иерихону, но по дороге были схвачены халдеями. Бывший царь Седекия был отведен к Навуходоносору, который находился в Ривле (в земле Емафской). На глазах у Седекии были казнены его сыновья. Затем он был ослеплен. Высшие представители церковной и гражданской власти также были доставлены к Навуходоносору в Ривлу и казнены. Ослепленного Седекию отвели в Вавилон, где два года спустя он был также предан насильственной смерти.

Пленный царь Седекия перед царем Навуходоносором. Миниатюра из «Исторической Библии», 1372 г. Пленный царь Седекия перед царем Навуходоносором. Миниатюра из «Исторической Библии», 1372 г.
    

Сбылись предостережения Господни и на Иудейском царстве, но только позже, сто тридцать четыре года спустя. Священный писатель говорит: И Иуда также не соблюдал заповедей Господа Бога своего, и поступал по обычаям Израильтян, как поступали они. И отвратился Господь от всех потомков Израиля, и смирил их, и отдавал их в руки грабителям, и наконец отверг их от лица Своего (4 Цар 17, 19–20).

Бедствия некогда многолюдного цветущего города были оплаканы в книге пророка Иеремии. Горько плачет он ночью, и слезы его на ланитах его. Нет у него утешителя из всех, любивших его; все друзья его изменили ему, сделались врагами ему (Плач 1, 2). В память этой трагедии иудеи установили 17 таммуза однодневный пост.

Падение и разорение Иерусалима было лишь началом национальных бедствий. В следующем месяце, 9-го числа, произошло еще одно тяжелое и болезненное для памяти иудеев событие — Иерусалимский храм был сожжен военачальником Навузарданом. Этот день также отмечен однодневным постом. Разрушение римлянами Иерусалимского храма в 70 году по Р.Х. приходится на этот же день.

Пророк Иеремия. Монастырь Дионисиат, Афон Пророк Иеремия. Монастырь Дионисиат, Афон
    

Для большинства жителей Иерусалима и других иудеев начался семидесятилетний плен. Страна не осталась полностью безлюдной. Небольшая часть сохранившегося беднейшего населения не могла скрасить общей картины ужасного запустения Иудеи. По предписанию вавилонского царя пророку Иеремии была дана свобода идти в Вавилон или остаться на родине. Пророк выбрал последнее.

Над оставшеюся частью иудейского населения Навуходоносор назначил правителем Годолию. Как человек благородный и мудрый, он призывал соотечественников: не бойтесь быть подвластными Халдеям, селитесь на земле и служите царю Вавилонскому, и будет хорошо вам (4 Цар 25, 24). В этих словах была покорность воле Божией.

Своим местопребыванием Годолия избрал Массифу — город на северо-западе от Иерусалима. Здесь он составил из иудеев и халдеев стражу и при поддержке пророков Иеремии и Варуха пытался организовать бедное население Иудеи в общину. Планы эти не осуществились. Годолия был злодейски убит через два месяца Измаилом, посланным аммонитянским царем Ваалисом. В память насильственной смерти Годолии, по иудейскому преданию, был установлен пост в седьмой месяц. Иосиф Флавий называет Годолию человеком честным и человеколюбивым.

7 июня 2017 г.

×