Схождение Благодатного огня

    

Схождение святого Благодатного огня происходит каждый год в Великую Субботу, накануне православной Пасхи. Раннее свидетельство о схождении огня в Иерусалиме относится к IV веку и принадлежит паломнице Этерии. Огонь сходит только накануне Пасхи, празднуемой по старому, юлианскому календарю, а мы знаем, что празднование Воскресения Христова приходится каждый год на разные дни. Благодатный огонь сходит только по молитвам православного патриарха.

Иерусалимский храм Воскресения Христова покрывает своей кровлей гору Голгофу, и пещеру Гроба Господня, и сад, где произошло первое явление воскресшего Христа Спасителя Марии Магдалине. Храм этот воздвигнут в IV веке святым императором Константином и его матерью святой Еленой.

В наши дни чудо схождения небесного огня происходит так. Около полудня Иерусалимский патриарх с духовенством и молящимися крестным ходом идет из Патриархии в храм Воскресения. Процессия входит в храм и, три раза обойдя часовню Гроба Господня, расположенную внутри храма, останавливается около входа в нее. В храме собираются паломники со всего мира, все свечи и огни в храме погашены.

Каждый год несколько тысяч присутствующих в храме Гроба Господня видят: в Кувуклию, которая была проверена и запечатана, входит патриарх, одежды которого были специально осмотрены. В осмотре Кувуклии, в запечатывании ее и досмотре патриарха каждый год участвуют представители иных христианских конфессий и полицейские. Досмотр проводится, чтобы доказать, что патриарх никак не может принести в Кувуклию источник огня. Обычай этот установили турки, овладевшие в 1517 году Палестиной. После обыска в Кувуклии они запечатывали ее и ставили стражу до входа патриарха.

Патриарх в одном полотняном подряснике, с тридцатью тремя незажженными свечами в руке входит в часовню. Преклонив колена, он молится перед гробом Господним о ниспослании Благодатного огня.

Схождению огня предшествуют сполохи в виде молний голубоватого цвета, пронзающие все воздушное пространство храма. Потом на мраморной плите гроба Господня появляются огненные шарики голубого пламени как бы в виде капель дождя или росы. Иногда Благодатный огонь сам возжигает лампады у гроба. Патриарх зажигает от них вату и затем поджигает этим огнем свечи. Выйдя из часовни, он передает огонь Армянскому патриарху и народу. Весь храм охватывает ликование, огонь передают друг другу, зажигая его от уже горящих свечей. Люди держат в руках пучки из тридцати трех свечей — по числу лет земной жизни Спасителя. Благодатный огонь первое время имеет чудесное свойство — не обжигать. Стоящие в храме проводят пламенем по лицу и волосам, «умываются»: первые несколько минут огонь не обжигает кожу и не опаляет волосы.

    

Чудо схождения Благодатного огня именно на православную Пасху после молитвы Иерусалимского православного патриарха — доказательство истинности нашей веры. В 1579 году армянская община добилась у турецких властей, чтобы в часовню был допущен их предстоятель, а не православный патриарх. (Нужно сказать, что армяне, хотя и являются христианами, исказили веру православную еще в IV веке и придерживаются монофизитской ереси, то есть признают во Христе только одну — Божественную — природу.) Православные смиренно молились у закрытых дверей храма, армяне ждали схождения Благодатного огня в Кувуклии. И Господь сотворил чудо: Благодатный огонь сошел, но не на гроб Господень. Молния ударила в колонну, рядом с которой молились православные, и из нее вышел огонь. Опаленная мраморная колонна и сейчас свидетельствует об этом чуде.

Рассказ очевидца

Известный путешественник Авраам Сергеевич Норов присутствовал при схождении святого огня. Норов совершил путешествие в Иерусалим в 1835 году, был в часовне. Из придела Ангела видел принимавшего огонь митрополита Мисаила: «Таким образом, мы достигли часовни Гроба Господня среди чýдного зрелища народа, волнуемого или нависшего со всех аркад и карнизов.

    

В часовню Гроба Господня вошли за митрополитом только один из греческих епископов, архиерей Армянский (недавно получивший на это право), русский консул из Яффы и мы, трое путешественников. За нами затворились двери. Никогда не угасающие лампады над гробом Господним были уже потушены, одно слабое освещение проходило к нам из храма сквозь боковые отверстия часовни. Эта минута торжественна: волнение в храме утихло; все исполнилось ожидания. Мы стояли в приделе Ангела, пред отваленным от вертепа камнем; один только митрополит вошел в вертеп Гроба Господня. Я уже сказал, что вход туда не имеет дверей. Я видел, как престарелый митрополит, склонясь пред низким входом, вошел в вертеп и повергся на колени пред святым гробом, пред которым ничего не стояло и который совершенно обнажен. Не прошло минуты, как мрак озарился светом, и митрополит вышел к нам с пылающим пуком свечей.

7 августа 2017 г.

×