Начинается открытое гонение. Давид скрывается бегством. Он находит прибежище в филистимском городе Гефе, где правил царь Анхус. Опасаясь мести за убийство Голиафа, Давид притворяется безумцем. После избавления от грозившей ему опасности Давид написал 33-й псалом, исполненный теплых и благодарных чувств к Богу.
Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих. Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся. Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе. Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех опасностей моих избавил меня (Пс 33, 2–5).
Преследуемый Саулом Давид мог убить его, но проявил великодушие. Пораженный этим, Саул заплакал и сказал, обращаясь к Давиду: ты правее меня, ибо ты воздал мне добром, а я воздавал тебе злом (1 Цар 24, 18).
Вскоре Давид снова проявил великодушие. Он скрывался от Саула в пустыне Зиф. Местные жители донесли Саулу об этом. Он пришел с войском в пустыню и расположился на холме. Давид ночью вошел в стан спящих преследователей. Его сопровождал военачальник Авесса. Увидев спящего в шатре Саула, сопровождающий просил Давида разрешить убить его, но Давид произнес предостережение, которое можно отнести ко всем цареубийцам: кто, подняв руку на помазанника Господня, останется ненаказанным? (1 Цар 26, 9).
По мнению исследователей, Саул преследовал Давида около пятнадцати лет. В это время умер пророк Самуил, который с самого раннего возраста был посвящен на служение Богу. Все, что он делал, было проникнуто святостью и праведностью. Священное Писание ставит этого великого пророка рядом с Моисеем и Аароном (см.: Пс 98, 6; Иер 125, 1).
Саулу предстояло сражение с филистимлянами. Перед сражением царь пожелал узнать, каков будет исход. Он попросил найти ему волшебницу. Эта просьба была греховной, так как грубо нарушала закон Моисеев. Волшебница жила в Аэндоре. Саул снял царские одежды и, надев обычные, пошел к ней. Царь просил вызвать душу умершего пророка Самуила. Через некоторое время явился в грозном виде Самуил.
Как понимать это явление? Блаженный Феодорит Кирский так толкует это место Священного Писания: «Сам Бог всяческих, как Ему было угодно, представив образ Самуилов, произнес определение, так как не могла сделать сего волшебница, а Бог и чрез противников произнес приговор <...> при сем не дух нечистый говорил, но действовал Божий и Всесвятый Дух».
Саул слышал приговор Божий как бы из уст Самуила. Он пал в битве, как и было ему предсказано. Царь и его сыновья погибли от филистимлян. Смерть Ионафана, сына Саула, который был очень дружен с Давидом, пронзила сердце Давида болью. Давид оплакал Ионафана и Саула. Святитель Иоанн Златоуст, составивший «Три беседы о Давиде и Сауле», воздает хвалу высоким достоинствам Давида, описывая его кротость и незлобие. Он подчеркивает, что личные заслуги его особенно велики, если принять во внимание, что он воспитывался еще в Ветхом Завете. Святитель говорит: «Но если кто в Ветхом Завете, когда закон позволял вырывать око за око и зуб за зуб и за обиду платить равною обидою, возвысился над требованиями закона и достиг апостольского совершенства, то кого из слышащих не изумит это?.. Пощадить человека, которому оказаны многие и великие благодеяния и который за эти благодеяния и раз, и два, и многократно покушался убить благодетеля, — [такого человека] захватить... и иметь возможность убить, не только пощадить, но еще и спасти от умысла других, зная притом, что он снова примется за прежнее, — такому поступку чего еще недостает до высшей степени совершенства?» Давид оплакал Саула в плачевной песне (см.: 2 Цар 1, 19).
Господь повелел Давиду идти в Хеврон. Это был один из древнейших городов в Иудее, расположенный к югу от Иерусалима. В нем были дорогие сердцу израильтян могилы: Авраама, Исаака и Иакова, а также жен их: Сарры, Ревекки и Лии. Они были погребены в пещере на поле в Махпеле близ Мамре. При разделе обетованной земли Хеврон был отдан Халеву как часть его удела, хотя впоследствии он считался городом-убежищем и находился во владении священников (см.: Нав 20, 7; 21, 11, 13). Город стал местом пребывания Давида до завоевания Иерусалима, который принадлежал в то время хананейскому племени иевусеев.
В Хевроне Давид был помазан на царство. Он стал царем, но только одного колена — Иуды. Авенир, начальник войска Саула, поставил сына погибшего царя Саула Иевосфея царем над остальными коленами. Через два года Иевосфей был убит двумя своими военачальниками. Они умертвили в полдень спящего царя и принесли в Хеврон к Давиду его голову, видимо, надеясь на награду, но благородный Давид вновь обнаружил в себе высокие добродетели: он возмутился коварным убийством царя и приказал казнить убийц своего соперника.
Со смертью Иевосфея исчезли препятствия к воцарению Давида над всем Израилем. К нему в Хеврон пришли все старейшины народа, и Давид заключил с ними союз. Тогда Давид был помазан царем над всем Израилем. Ему было около тридцати лет. Почти пятнадцать долгих лет прошло от победы над великаном Голиафом до полной победы над всеми противниками царя, занимающего особое место в Божественных планах домостроительства нашего спасения. Кто только не восставал на него! История гонений Саула на Давида предызображает бедствия, которые претерпел Спаситель от иудеев. Во многих псалмах (см.: Пс 51–56, 58) Давид описывает скорби души своей, когда его преследовал неправедный царь. В них праведник пророчествует также о страждущем Мессии.