Между двумя Заветами: ожидание Мессии

Рождество Христово Рождество Христово
    

Со смертью Малахии смолкли на время голоса пророков. Не было богодухновенных мужей, возвещавших, как раньше, слово Божие. Однако период, продолжавшийся с середины V века до Р.Х., не был историческим безвременьем. Все эти четыре с половиной столетия Божественный Промысл готовил не только Палестину, но и весь Ближний Восток к важнейшим новозаветным событиям.

Смысл исторических событий, которые произошли между двумя Заветами, раскрывает книга Пророка Даниила.

Вавилонскому царю Навуходоносору приснился огромный истукан. Голова его была из золота, грудь и руки из серебра, живот и бедра медные, голени железные, а ноги частью железные, частью глиняные (см.: Дан 2, 32–33).

Сон Навуходоносора Сон Навуходоносора
    

От горы оторвался камень. Он ударил в истукана и разбил его: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю (Дан 2, 35). Различные части истукана символически изображают преемственную смену четырех монархий. Вавилонское царство (золотая голова) сменит Мидо-персидская империя. Две серебряные руки указывают на двусоставность этого царства. После восстанет медное царство, которое, уступая по внешнему блеску двум первым, будет владычествовать над всею землею (Дан 2, 39). Греческое царство, образовавшееся в результате стремительных завоеваний Александра Македонского (356-323 до Р.Х.), отличалось могуществом и размерами. Под четвертым царством следует разуметь Римскую империю. Крепкое, как железо, в первый период, оно стало хрупким, как глина, после того как в него вошло множество завоеванных народов.

Каждый из этих периодов был важным в деле постепенного формирования исторических условий, которые были необходимы для величайших новозаветных событий: вавилонский плен привел к духовному и нравственному возрождению избранного народа (при персидских царях евреи вернулись из плена); создан второй храм; деятельность последних пророков Ездры и Неемии; возрождение религиозной жизни, восстановление жизни народа по закону Моисееву.

После греческого завоевания Ближнего Востока начинается эпоха эллинизма, главная особенность которой — синтез греческой и местных восточных культур. Это вело к постепенному преодолению национальной замкнутости народов Средиземноморья. Была подготовлена культурно-историческая почва для апостольской проповеди. Именно в этот период произошло событие, которое имело особое значение для жизни будущей Церкви. По желанию египетского царя Птоломея II Филадельфа в Александрии (ок. 285–246 до Р.Х.) семьдесят два толковника (книжника), посланных первосвященником Елеазаром, перевели библейские книги с еврейского языка на греческий. Именно греческий перевод Ветхого Завета (Септуагинта) принят был Христовой Церковью с апостольских времен. В новозаветных священных текстах несколько сотен цитат из ветхозаветных книг. Большая часть взята из греческого текста.

В 200 году до Р.Х. селевкидский царь Антиох III победил Птоломея V Эпифана. Палестина была порабощена Сирийским царством. Новые правители стали насаждать языческие обряды и греческую культуру. Особенно жестоко действовал Антиох IV (175–162 до Р. X.). Он запретил под угрозой смертной казни исполнение законов Моисея (обрезание, соблюдение субботы и др.). По его приказу вводился языческий культ. Иерусалимский храм был осквернен и превращен в капище Зевса. Евреи, сохранявшие верность истинному Богу, жертвенно отстаивали свою веру. Девяностолетний священник Елеазар отказался нарушить предписания закона и мужественно принял смерть. За ним последовали его ученики — семь братьев (Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим и Маркелл). Укрепляемые примером учителя, молитвами и наставлениями матери своей Соломонии, они выдержали жестокие пытки и стали святыми мучениками. После этого Соломония воздела вверх руки. С молитвой и радостными слезами она предала дух свой в руки Божии. Подвиг святых мучеников Маккавейских высоко оценили святые отцы — святители Киприан Карфагенский, Амвросий Медиоланский, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.

В 167 году до Р.Х. под предводительством священника Маттафии и пяти его сыновей иудеи подняли восстание. Войска под водительством третьего сына Маттафии Иуды освободили страну от власти селевкидов. За победы над врагами он был назван Маккавеем (молотом). По имени Хасмона (родоначальника семьи, из которой вышел Маттафия) этот период называется хасмонейским, или маккавейским.

В 63 году до Р.Х. римские войска под командованием Помпея штурмом взяли Иерусалим. Еврейский народ в последний раз за долгую библейскую историю потерял независимость и был на этот раз отдан Богом за грехи в руки римлян; они присоединили Палестину к своей восточной провинции Сирии. Идумеянин Ирод (потомок Исава, брата патриарха Иакова) в 37 году до Р.Х. получил от Римского Сената царскую власть над соседней с Идумеей Иудеей.

Римская империя, простиравшаяся от Британии до Евфрата, подчинила себе множество народов, уничтожив национальные границы. Это создало особо благоприятную возможность для распространения христианства как всемирной религии.

Во время существования четвертой империи появляется еще одно царство, которое победило Римскую империю. Камень, разбивший истукана, — Христос, а гора, от которой он отделился, — Божия Матерь.

* * *

Вход Господень в Иерусалим Вход Господень в Иерусалим
    

В Писании были пророчески указаны все главнейшие события в жизни Мессии, по которым можно узнать о Его пришествии.

Пророк Михей указал место рождения: И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных (Мих 5, 2; выделено нами. — Авт.). Место это вошло в паремию, которая читается на великой вечерне в праздник Рождества Христова.

Есть пророчество о том, что Спаситель будет проповедовать и проходить служение в Галилее: Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет (Ис 9, 1–2).

Слово Божие указывало на великие дарования будущего Помазанника Божия: И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится (Ис 11, 1–3).

В пророчестве Исаии указан особый отличительный признак Мессии — необычайная сила чудотворений: Он придет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь (Ис 35, 4–6).

В пророческих книгах Святой Дух говорит и о духовных чертах обетованного Мессии: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной (3ах 9, 9); Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине (Ис 42, 1–3).

Семь мучеников Маккавеев Семь мучеников Маккавеев
    

Ожидание Спасителя было настолько реальным, что иудеи и священники в 153 году до Р.Х. избрали Симона Маккавея правителем и первосвященником до того времени, когда восстанет Пророк верный (1 Мак 14, 41).

Умирающий патриарх Иаков, благословляя своих сыновей, точно предсказал время пришествия Мессии — прекращение царской власти: Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель (Быт 49, 10). В 37 году до Р.Х. идумеянин Ирод получил от Римского Сената царскую власть над соседней с Идумеей Иудеей. Скипетр отошел от Иуды. В его правление родился Спаситель мира. Исполнились сроки.

8 июня 2017 г.

×