Пророк Божий Елисей

Пророк Илия и пророк Елисей Пророк Илия и пророк Елисей
    

Время пророческого служения Илии приближалось к концу. Бог указал ему преемника в лице Елисея. Он был сыном Сафата (евр. Шофет — судия). Имя отца может указывать на высокое положение семьи в обществе. Родина его — Авел-Мехола, город в северной части долины Иордана. О состоятельности семьи говорит и то, что Елисей, когда его нашел Илия, пахал, имея двенадцать пар рабочих волов. Проходя мимо него, пророк Илия бросил на Елисея свою милоть (верхняя одежда из кожи). Это символическое действие означало принятие его в духовное общение. Пророк Илия призывал Елисея к совместному пророческому служению. Елисей с полной готовностью оставил своих волов и пошел за Илией. Так позже оставят апостолы Андрей и Иоанн сети и лодки и пойдут за Спасителем.

Пророк Елисей явился прямым продолжателем пророка Илии в борьбе против идолопоклонства в Израиле. По повелению Господа пророк Илия помазал Елисея. Через это Елисей принял пророческую благодать и право помазывать других.

Из 3-й книги Царств мы узнаём, что во времена Илии и Елисея существовали не только пророки, но и сыны пророческие. Кто они? Это — ученики пророков. В Израиле со времен пророка Самуила существовали пророческие школы под руководством известного пророка. Главной целью их была борьба за истинную религию против язычества, распространение среди народа истинного благочестия. При этом слово пророк надо понимать широко — как определенное религиозное служение, а не открытие будущего.

Зная о скором взятии из этой жизни, пророк Илия говорит Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя (4 Цар 2, 9). Елисей сказал: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне. На это пророк Илия ответил: Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет (4 Цар 2, 10). Чтобы правильно понять это прошение Елисея и не усомниться в смирении его, нужно знать, что он был в отношениях духовного сыновства с пророком Илией. Причем обладал духовным первородством, а по действующему закону первородный сын имеет право получить двойную часть, ибо он начаток силы (Втор 21, 17). Пророк Елисей просит святого Илию признать его первородство и из благодатного наследства своего духа пророческого и чудотворения уделить ему сугубую часть.

Взятие святого пророка Илии сопровождалось образами и символами ветхозаветных Богоявлений: вихрь, огонь, колесницы, кони. У пророка Исаии читаем: Ибо вот, придет Господь в огне, и колесницы Его — как вихрь, чтобы излить гнев Свой с яростью и прещение Свое с пылающим огнем (Ис 66, 15). В данном случае символы вихря и огня соответствовали пламенной ревности духа Илии; колесница же и кони обозначали триумфальное восшествие Илии в мир небожителей.

Огненное восхождение пророка Илии Огненное восхождение пророка Илии
    

Великий пророк вознесся в теле. Изъят ли пророк Илия из общего закона телесной смертности рода человеческого? Не составляют ли праведные Енох и Илия исключение из этого закона? Вопрос разрешает Апокалипсис святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: перед кончиной мира эти праведники будут посланы на землю: они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли (Откр 11, 3–4). Когда они кончат свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними и убьет их, но после трех с половиною дней войдет в них дух жизни от Бога, и они оживут.

В песнопениях взятие святого Илии на небо Церковь воспевает как прообраз вознесения Господня: «Чудно и изумительно твое, Жизнодавче, Божественное с горы вознесение, которое изображая, Илия возносился на четырех конях» (канон на Вознесение 2-й, песнь 5, тропарь 2).

После того как учитель скрылся в виду Елисея, тот сотворил несколько чудес: ударом милоти своего учителя разделил воды и перешел Иордан. В Иерихоне по просьбе жителей чудесно очистил и оздоровил с помощью малого количества соли воду, несшую смерть и бесплодие.

Затем пошел в Вефиль. Священный писатель 4-й книги Царств рассказывает и о других дивных чудесах Елисея: умножение елея, заполнившего все сосуды в доме, и предсказание сонамитянке рождения сына от старого мужа. Следующим великим чудом, которое сотворил Господь через Своего славного пророка, было воскрешение сына сонамитянки (см.: 4 Цар 4, 34–35).

Затем пророк чудесно насытил сто человек ячменными хлебами (см.: 4 Цар 4, 44). По мнению преподобного Нила Синайского, пророк Елисей тем, что напитал двенадцатью хлебами сто человек (и еще осталось), предызобразил чудесное насыщение Иисусом Христом пятью хлебами пяти тысяч (см.: Творения. Ч. 1. С. 128).

Чудесное насыщение Иисусом Христом пятью хлебами пяти тысяч Чудесное насыщение Иисусом Христом пятью хлебами пяти тысяч
    

Важное прообразовательное значение имело и исцеление сирийского военачальника Неемана от проказы. На это чудо указывает Спаситель: много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина (Лк 4, 27). Как Елисей предпочел оказать благодеяние Нееману и не захотел врачевать прокаженных в Израиле, хотя и много их там было, так и Христос, встретив непонимание своих соотечественников, оказывал благодеяния иноплеменникам.

По принятому исчислению призвание Елисея к пророческому служению было в 906 году. Взятие святого пророка Илии на небо было, очевидно, в 904 году, вскоре после смерти царя Охозии, в самом начале правления Иорама.

Смерть святого пророка Елисея надо отнести к 838 году. Климент Александрийский говорит, что период пророческого служения его обнимает шестьдесят четыре года. Это согласуется с хронологией иудеев, по которой пророчество Елисея продолжалось шестьдесят лет.

О смерти пророка священный писатель говорит так: Елисей заболел болезнью, от которой потом и умер. И пришел к нему Иоас, царь Израильский, и плакал над ним, и говорил: отец мой! отец мой! колесница Израиля и конница его! (4 Цар 13, 14).

Вспомним, что эти же слова произнес пророк Елисей при вознесении своего учителя пророка Илии.

Через год после смерти Елисея несли хоронить в город одного умершего. В это время на город напали моавитяне. Люди, несшие покойника, испугались и бросили его в ближайшую пещеру — там покоился пророк. От прикосновения к останкам святого пророка Елисея мертвый ожил и стал на ноги свои (см.: 4 Цар 13, 20–22). Это — впечатляющее свидетельство Библии о чудотворном действии мощей святых угодников.

Личности Елисея Иисус Сирах дает такую высокую оценку: Илия сокрыт был вихрем, — и Елисей исполнился духом его и во дни свои не трепетал пред князем, и никто не превозмог его; ничто не одолело его, и по успении его пророчествовало тело его. И при жизни своей совершал он чудеса, и по смерти дивны были дела его (Сир 48, 12–15).

5 июня 2017 г.

×