После сошествия Святого Духа апостольская община обосновалась в Иерусалиме. Апостолы ежедневно проповедовали в Иерусалимском храме и на улицах города. Они рассказывали, что Иисус, Которого приказал распять Понтий Пилат по настоянию иудеев, воскрес и после Своего воскресения являлся им. Апостолы толковали ветхозаветные пророчества, свидетельствующие, что Помазаннику Божиему — Христу надлежит умереть и воскреснуть, и объясняли, что все эти пророчества сбылись на Иисусе. Кроме имени Господа Иисуса Христа нет другого имени под небом, которым надлежало бы нам спастись, — учили они. В скором времени число крестившихся в Иерусалиме насчитывало несколько тысяч человек. Кроме благовестия на улицах и в храме, апостолы учили новообращенных. Члены молодой христианской общины продолжали ходить в Иерусалимский храм, но они также собирались и по домам, совершая там преломление хлеба — Божественную литургию, которую Иисус Христос заповедал совершать в Свое воспоминание. Через апостолов Господь совершал тогда немало чудес. Люди сходились в Иерусалим из окрестных городов, неся больных и одержимых нечистыми духами. Когда апостолы проходили по улицам города, больных выносили и клали у дороги, чтобы хоть тень Петра пала на них, и больные получали исцеление.
Преследование апостолов иудейскими начальниками
(см.: Деян, гл. 4–5)
Успех проповеди апостолов и их чудеса вызвали зависть и негодование у первосвященников и иудейских начальников. Особенно непримиримо выступали против апостолов саддукеи, которые тогда занимали высокие должности в храмовой иерархии и в синедрионе. Они не верили в возможность воскресения и были совершенно не способны принять свидетельство апостолов о том, что Иисус Христос воскрес.
Апостолов несколько раз арестовывали и запрещали им проповедовать об Иисусе Христе, но апостолы отказывались этому подчиниться: Должно повиноваться больше Богу, нежели людям, — говорили они. Один раз из тюрьмы апостолов чудесным образом вывел Ангел Божий, другой раз за апостолов вступился известный иудейский раввин и фарисей Гамалиил, и их отпустили. Когда синедрион приговорил учеников Христовых к тяжелым побоям, они радовались, что удостоились пострадать за имя Господа Иисуса Христа.
Об обобществлении имущества и избрании семи диаконов
(см.: Деян 6, 1–7)
В иерусалимской общине поначалу царило полное единомыслие и единодушие. Приходя в Церковь Христову, люди продавали свои имения и приносили вырученное к ногам апостолов. Никто не считал, что его имущество принадлежит лично ему, но все у них было общее. Апостолы распределяли это общее имущество и каждому выдавали ежедневно все необходимое в зависимости от его нужды.
Однако, когда христианская община значительно выросла, стали возникать и первые конфликты в Церкви. В иерусалимскую христианскую общину входили разные люди — как жители Иерусалима, так и эллинисты, то есть иудеи, проживавшие ранее в других странах. Эти эллинисты стали роптать, что их вдовами пренебрегают, когда раздают ежедневное пропитание. Тогда апостолы решили возложить обязанность печься о нуждах общины на специально избранных на это служение людей, а самим всецело посвятить себя проповеди и молитве. Семерых, которых апостолы выбрали на это служение, в Церкви называют диаконами, что по-гречески значит служитель. Эти люди пользовались в Церкви доверием и были исполнены благодати Святого Духа.
Смерть первомученика Стефана. Начало гонений на Иерусалимскую Церковь
(см.: Деян 6, 7–8, 25)
Один из диаконов, по имени Стефан, совершал в народе великие чудеса и знамения. Это вызвало зависть у старейшин и учителей закона. Они попытались спорить со Стефаном, но не смогли ничего противопоставить его мудрости и силе духа. Тогда, обвинив Стефана в том, что он якобы говорит кощунства против Иерусалимского храма и закона Моисеева, отдали его на суд синедриона. Но и на суде Стефан своей речью посрамил обвинителей. Сам Господь укрепил его: когда Стефан поднял глаза к небу, он увидел Иисуса Христа во славе.
В ярости иудеи прервали суд, вывели Стефана за пределы города и там забили до смерти камнями. Перед смертью Стефан молился о своих убийцах, как некогда Сам Господь. И как Господь на Кресте предал дух Своему Небесному Отцу, так и Стефан молился Христу: Господи Иисусе! Приими дух мой. Первый христианин, пострадавший за Христа, мученичеством подражал своему Учителю и Господу.
После этого началось большое гонение на всю Иерусалимскую Церковь. Множество христиан были вынуждены покинуть Иерусалим. Они рассеялись по Иудее, Самарии и прочим соседним областям.
Переселившись в другие города и селения, повсюду они несли благовестие о Христе. Таким образом, несчастье, постигшее Церковь, послужило лишь к ее усилению и росту. Так, другой диакон, по имени Филипп, пошел в Самарию и, проповедуя и совершая чудеса, обратил ко Христу и крестил множество народа.
Обращение Савла
(см.: Деян 9, 1–25)
Среди гонителей христиан особую ревность проявлял юноша по имени Савл. Он носил имя первого израильского царя Саула (Савл и Саул — варианты одного и того же имени) и так же, как и древний царь, происходил из рода Вениамина. Его отец был фарисей, и сам он получил фарисейское образование в Иерусалиме, у раввина Гамалиила (того самого, который однажды заступился за апостолов). Савл происходил из города Тарса, расположенного в области Киликия, но от своих родителей наследовал римское гражданство — почетное положение в Римской империи, которое давало тому, кто его имел, определенные права и привилегии. Этого Савла Бог милостью Своей избрал в Свои первоверховные апостолы. В истории Церкви он прославился как Павел. Вероятно, он с рождения носил два имени: еврейское Савл и латинское Павел (что значит «маленький»), но после чудесного обращения, когда он начал проповедь язычникам, его стали называть исключительно вторым именем.
Его обращение произошло так. Узнав, что христианская община появилась и в Дамаске, Савл заручился письмом от первосвященника к синагогам Дамаска. В Дамаске Савл собирался искать иудеев, поверивших в Христа, мужчин и женщин, и, арестовав, вести их на суд в Иерусалим. Внезапно, когда он приближался со своими спутниками к Дамаску, его осиял свет с неба. Он упал на землю и услышал голос <...>: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Савл спросил: кто Ты, Господи? и получил ответ: Я Иисус, Которого ты преследуешь. Пораженный Савл спросил: Господи! что повелишь мне делать? Господь повелел Савлу продолжить путь и обещал, что там ему скажут, что делать дальше. Савл поднялся с земли, но когда открыл глаза, понял, что ослеп. Спутники Савла помогли ему продолжить путь в Дамаск.
В Дамаске Савла нашел ученик Христов по имени Анания. Сам Господь Иисус Христос, явившись Анании, сказал, где найти Савла, и повелел исцелить его. Брат Савл, Господь Иисус, Который явился тебе на твоем пути сюда, послал меня к тебе, чтобы ты прозрел и исполнился Святым Духом, — приветствовал Анания бывшего гонителя христиан. Телесная слепота — знак духовного ослепления неумеренного ревнителя иудейства — тут же спала, и Савл принял святое крещение.
Несколько дней провел Савл в Дамаске, проповедуя, что Иисус — Сын Божий. Местные иудеи, услышав это, решили убить его. Заручившись поддержкой правителя Дамаска, они хотели подстеречь Савла у ворот города, но христиане спустили будущего апостола Христова по стене в корзине и спасли его от преследователей.
Крещение сотника Корнилия. Приход в Церковь первых язычников
(см.: Деян, гл. 10–11)
Важным событием в жизни Церкви стало крещение римского офицера — сотника Корнилия со всеми его домашними. До этого к Церкви Христовой присоединялись преимущественно иудеи. Они верили, что в Иисусе исполняются древние пророчества, данные Богом их предкам. Но пришло время Церкви явить свет к просвещению язычников (Лк 2, 32).
Сотник Корнилий жил в Кесарии. Он был благочестивым человеком и верил в Единого Бога. Его положение римского воина не позволяло ему принять веру иудеев и соблюдать закон Моисеев, но он часто искренне молился Богу и творил милостыню. Однажды ему явился Ангел Божий и повелел найти Симона Петра. Он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой, — сказал Ангел. Корнилий тут же отправил слуг в город Иоппию, где, как указал ему Ангел, в доме Симона Кожевника находился апостол Петр. В полдень следующего дня, когда посланные уже подходили к городу, апостол Петр молился на крыше дома. Он проголодался, но пока готовили пищу, Петру было видение: с небес опустилось большое полотно, привязанное за четыре угла. В нем находились разные животные, пресмыкающиеся и птицы. И был к нему голос: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр, видя, что всех этих зверей запрещает есть закон Моисеев, сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда голос сказал ему вновь: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Так было три раза, и потом полотно было поднято на небо.
Апостол Петр задумался об этом видении. Закон Моисеев делил животных на чистых и нечистых и запрещал употреблять в пищу нечистых животных. Это установление напоминало об отделенности избранного Богом народа от всех прочих. Даже входить в дом к язычнику иудею было запрещено. Бог сохранял народ израильский от развращающего влияния язычества, потому что из этого народа, из потомков Авраама, должен был произойти Спаситель мира — Христос. Но теперь, когда Христос явился и пролил на Кресте кровь за всех, Бог призывает в Свой народ всех людей, а не только потомков Авраама. Для крещения первых неиудеев, ищущих спасения, и был избран апостол Петр. Когда посланные от Корнилия разыскали Петра, Святой Дух прямо указал ему идти с ними и не сомневаться.
Петр отправился в путь, и на следующий день он и несколько его спутников-христиан вместе со слугами Корнилия прибыли в Кесарию. Корнилий созвал родственников и близких друзей и ожидал их в своем доме. Петр обратился к собравшимся с проповедью. Он рассказывал об Иисусе Христе, о Его жизни и чудесах, о Его распятии и воскресении, о том, что Он придет вновь судить живых и мертвых и что всякий верующий в Него получит прощение грехов. Внезапно во время апостольской проповеди на всех слушавших его сошел Святой Дух. Повторилось то, что случилось с апостолами в день Пятидесятницы — уверовавшие во Христа по проповеди апостола Петра получили дар говорить на различных языках и славить Бога. Апостол Петр велел им принять крещение и пробыть у него еще несколько дней.
Не все христиане в Иерусалиме смогли сразу принять, что к Церкви Христовой присоединились неиудеи, но апостол Петр рассказал им о том, что Бог повелел благовествовать язычникам и о чуде, свидетелем которого он стал. И некоторые из христиан, которые были вынуждены покинуть Иерусалим после убийства Стефана, обратили свою проповедь к язычникам. Многие встречали эту проповедь с радостью и вниманием и обращались ко Христу. Вскоре в городе Антиохии образовалась целая община христиан, в которую входило множество уверовавших во Христа язычников. В то время Антиохия Великая была центром всего Востока и третьим по величине городом в Римской империи (после Рима и Александрии). Узнав о Церкви в Антиохии, апостолы и иерусалимские христиане послали туда для наставления и укрепления мудрого и доброго человека по имени Варнава, а он позвал с собой Савла.
Миссионерское путешествие Павла и Варнавы
(см.: Деян, гл. 13, 14)
Здесь, в Антиохии Великой, Савл, он же Павел, и получил от Святого Духа повеление начать апостольскую проповедь. Во время богослужения Дух Святой открыл Церкви, что Бог избрал Варнаву и Павла на особое служение. Получив благословение антиохийской общины, помолившись и наложив на себя пост, апостолы Христовы отправились в путь. Варнава был родом с острова Кипр, именно туда они сперва и направились. На Кипре они своей проповедью и чудесами обратили ко Христу самого правителя острова. После этого они продолжили свой путь, проповедуя в Малой Азии (территория современной Турции), в областях Пергия, Писидия и Ликаония. Во всех городах апостолы основывали общины христиан. Возвращаясь в Антиохию, они еще раз посетили основанные ими церкви и в каждой поставили пресвитеров, которые должны были руководить жизнью церковной общины, а главное, предстоять во время молитвы и совершения богослужения.
Апостольский Собор
(см.: Деян 15, 1–35)
Несмотря на то что многие язычники благодаря проповеди апостолов стали веровать во Христа и крестились, не все христиане из иудеев принимали это спокойно. Обращенные ко Христу фарисеи считали, что всем христианам необходимо исполнять закон Моисеев и принимать обрезание. Обрезания и исполнения закона они требовали и от приходивших в Церковь язычников. Чтобы решить этот вопрос, в Иерусалиме собрались апостолы, пресвитеры и простые христиане.
В этом Соборе участвовали также апостол Петр и Варнава с Павлом. После того как они рассказали, какими чудесами и знамениями сопровождалась их проповедь язычникам, слово взял апостол Иаков, прозванный братом Божиим. Он был сродником по плоти Самого Господа Иисуса Христа и предстоятелем Иерусалимской Церкви. Апостол Иаков напомнил собравшимся древние пророчества о вхождении в Церковь язычников и предложил освободить тех из них, кто приходил в Церковь, от исполнения ритуальных требований закона Моисеева.
Участники Собора поддержали апостола Иакова. Было решено написать о своем решении в послании, которое должны были доставить в Антиохию и другие христианские общины. Свое решение участники Собора выразили словами: «Угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме необходимого».
Апостольские труды Павла
Вскоре после Собора апостол Павел вновь отправился в путешествие для проповеди благой вести. Сперва он хотел посетить христиан в тех городах, где ранее уже проповедовал с Варнавой и где основал церковные общины. Но Дух Святой, руководивший им, направил путь апостола и в другие страны. В новых странствиях апостола Павла сопровождали Силуан и Тимофей, ставший его учеником и постоянным спутником, а также евангелист Лука, описавший эти путешествия в книге Деяний. Всего Лука описал три апостольских путешествия Павла.
Посетив основанные им церкви в Малой Азии, апостол Павел вместе со спутниками, повинуясь видению, отправился в Грецию. Он посетил многие города в Македонии и Элладе. Обычно апостол Павел, придя в какой-нибудь город, начинал свою проповедь с еврейской синагоги, но при этом большое внимание уделял благовестию язычникам. Многие люди, как язычники, так и иудеи, жаждали услышать от апостола Павла слово о Спасителе. Однако некоторых иудеев раздражала проповедь апостола, а в первую очередь то, что он свободно проповедовал всем, не делая различия между иудеями и язычниками. Они всячески препятствовали проповеди апостола и настраивали против него язычников. Порой сами язычники преследовали апостола, обвиняя его в том, что он проповедует обычаи, неподобающие римлянам, или учит не почитать языческих богов.
Вот как описывает все эти притеснения сам апостол Павел:
Я... был... в темницах и многократно при смерти... Пять раз иудеи давали мне по сорок ударов без одного. Три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение и однажды провел всю ночь и весь день в открытом море. Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от соотечественников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между ложными братьями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах (2 Кор 11, 23–28).
Апостол Павел старался не просто обратить как можно больше людей, но научить и наставить обращенных. Поэтому он старался в каждом городе, где проповедовал, пробыть как можно дольше и покидал его, как правило, только по принуждению. Во время своего второго путешествия он полтора года прожил в Коринфе, где сблизился с супругами Акилой и Прискилой, а во время третьего путешествия три года жил в Эфесе, уча всех, кто специально стекался послушать его со всей Асийской области.
Когда апостол Павел посетил Иерусалим после своего третьего путешествия, иудеи схватили его и хотели расправиться с ним. Апостола спасло только вмешательство римского военачальника, который следил за порядком в Иерусалиме. Но и он не отпустил апостола, а отправил его в Кесарию к проконсулу Иудеи. Проконсул держал апостола Павла при себе два года, желая доставить приятное иудеям, а также надеясь получить от него выкуп. Пробыв под арестом два года, апостол Павел потребовал, чтобы его, как римского гражданина, доставили в Рим на суд самого императора. Путешествие в столицу было долгим и трудным. Прибыв в Рим, апостол ждал суда еще два года. Находясь под домашним арестом, он своим трудом обеспечивал себя, принимал всех, кто приходил к нему, смело проповедовал и учил о Господе Иисусе Христе.
Этим заканчивается повествование книги Деяний святых апостолов. Из Предания мы знаем, что апостол Павел принял мученическую смерть в Риме. Однако есть основания полагать, что мученическая кончина Павла последовала позднее. В этот раз судом императора апостол Павел был оправдан и, освободившись, некоторое время вновь путешествовал, проповедуя Евангелие.
И путешествуя, и находясь в заточении, апостол Павел старался поддерживать общение с основанными им церковными общинами и другими христианами. В Новый Завет вошло четырнадцать его посланий Церквам и отдельным лицам.
Иаков, брат Божий, и его мученическая кончина
После убийства первомученика Стефана гонения на Церковь Христову в Иерусалиме не прекратились. Так, по приказу иудейского царя Ирода Агрипы I, внука печально известного Ирода I, был усекнут мечом апостол Иаков Зеведеев, брат Иоанна Богослова (см.: Деян 12, 1–2). Временами преследования ослабевали, но потом возобновлялись с новой силой.
Апостол Иаков, брат Божий, возглавлявший тогда Иерусалимскую Церковь, пользовался большим уважением не только христиан, но и иудеев. Он славился своей благочестивой жизнью и получил прозвание Праведный. Часто он подолгу молился на коленях в Иерусалимском храме, чтобы Бог простил его народ. В 62 году первосвященником иудейским стал Анан II. Он добился того, что синедрион обвинил Иакова в богохульстве и нарушении закона и приговорил к смерти. Апостола Иакова сбросили с крыши храма и на земле добили камнями. Убийство апостола Иакова возмутило даже многих иудеев. Когда в 70 году после поднятого иудеями восстания Иерусалим и храм были разрушены до основания[1], некоторые полагали, что это — наказание за убийство Иакова Праведного.
Гонения Нерона. Мученическая смерть апостолов Петра и Павла
19 июля 64 года в Риме начался страшный пожар. Пламя бушевало пять дней и уничтожило множество жилых кварталов. Поползли слухи, что сам император Нерон из жестокой прихоти велел поджечь город. Нерон, чтобы пресечь эту молву, в постигшем бедствии обвинил христиан. Возбуждая в народе ненависть к ним, про них распространяли самую страшную клевету. Так начались продолжительные государственные гонения на христиан.
Казни христиан сопровождались пытками. Некоторых осужденных одевали в звериные шкуры и отдавали на растерзание псам; других, привязав к столбу, обливали смолой и поджигали с наступлением темноты для ночного освещения; многих затравили зверями на арене цирков. Жестокости совершаемой расправы удивлялся даже языческий историк Тацит, современник этих событий.
В это время приняли мученическую кончину святые первоверховные апостолы Петр и Павел. Павел, как римский гражданин, был усечен мечом недалеко от Рима, а Петр был распят на кресте вниз головой.