Церковь Христова в апостольское время

    

После сошествия Святого Духа апостольская община обосновалась в Иерусалиме. Апостолы ежедневно проповедовали в Иерусалимском храме и на улицах города. Они рассказывали, что Иисус, Которого приказал распять Понтий Пилат по настоянию иудеев, воскрес и после Своего воскресения являлся им. Апостолы толковали ветхозаветные пророчества, свидетельствующие, что Помазаннику Божиему — Христу надлежит умереть и воскреснуть, и объясняли, что все эти пророчества сбылись на Иисусе. Кроме имени Господа Иисуса Христа нет другого имени под небом, которым надлежало бы нам спастись, — учили они. В скором времени число крестившихся в Иерусалиме насчитывало несколько тысяч человек. Кроме благовестия на улицах и в храме, апостолы учили новообращенных. Члены молодой христианской общины продолжали ходить в Иерусалимский храм, но они также собирались и по домам, совершая там преломление хлеба — Божественную литургию, которую Иисус Христос заповедал совершать в Свое воспоминание. Через апостолов Господь совершал тогда немало чудес. Люди сходились в Иерусалим из окрестных городов, неся больных и одержимых нечистыми духами. Когда апостолы проходили по улицам города, больных выносили и клали у дороги, чтобы хоть тень Петра пала на них, и больные получали исцеление.

Преследование апостолов иудейскими начальниками

(см.: Деян, гл. 4–5)

Ангел освобождает апостола Петра из темницы Ангел освобождает апостола Петра из темницы
    

Успех проповеди апостолов и их чудеса вызвали зависть и негодование у первосвященников и иудейских начальников. Особенно непримиримо выступали против апостолов саддукеи, которые тогда занимали высокие должности в храмовой иерархии и в синедрионе. Они не верили в возможность воскресения и были совершенно не способны принять свидетельство апостолов о том, что Иисус Христос воскрес.

Апостолов несколько раз арестовывали и запрещали им проповедовать об Иисусе Христе, но апостолы отказывались этому подчиниться: Должно повиноваться больше Богу, нежели людям, — говорили они. Один раз из тюрьмы апостолов чудесным образом вывел Ангел Божий, другой раз за апостолов вступился известный иудейский раввин и фарисей Гамалиил, и их отпустили. Когда синедрион приговорил учеников Христовых к тяжелым побоям, они радовались, что удостоились пострадать за имя Господа Иисуса Христа.

Об обобществлении имущества и избрании семи диаконов

(см.: Деян 6, 1–7)

    

В иерусалимской общине поначалу царило полное единомыслие и единодушие. Приходя в Церковь Христову, люди продавали свои имения и приносили вырученное к ногам апостолов. Никто не считал, что его имущество принадлежит лично ему, но все у них было общее. Апостолы распределяли это общее имущество и каждому выдавали ежедневно все необходимое в зависимости от его нужды.

Однако, когда христианская община значительно выросла, стали возникать и первые конфликты в Церкви. В иерусалимскую христианскую общину входили разные люди — как жители Иерусалима, так и эллинисты, то есть иудеи, проживавшие ранее в других странах. Эти эллинисты стали роптать, что их вдовами пренебрегают, когда раздают ежедневное пропитание. Тогда апостолы решили возложить обязанность печься о нуждах общины на специально избранных на это служение людей, а самим всецело посвятить себя проповеди и молитве. Семерых, которых апостолы выбрали на это служение, в Церкви называют диаконами, что по-гречески значит служитель. Эти люди пользовались в Церкви доверием и были исполнены благодати Святого Духа.

Смерть первомученика Стефана. Начало гонений на Иерусалимскую Церковь

(см.: Деян 6, 7–8, 25)

    

Один из диаконов, по имени Стефан, совершал в народе великие чудеса и знамения. Это вызвало зависть у старейшин и учителей закона. Они попытались спорить со Стефаном, но не смогли ничего противопоставить его мудрости и силе духа. Тогда, обвинив Стефана в том, что он якобы говорит кощунства против Иерусалимского храма и закона Моисеева, отдали его на суд синедриона. Но и на суде Стефан своей речью посрамил обвинителей. Сам Господь укрепил его: когда Стефан поднял глаза к небу, он увидел Иисуса Христа во славе.

В ярости иудеи прервали суд, вывели Стефана за пределы города и там забили до смерти камнями. Перед смертью Стефан молился о своих убийцах, как некогда Сам Господь. И как Господь на Кресте предал дух Своему Небесному Отцу, так и Стефан молился Христу: Господи Иисусе! Приими дух мой. Первый христианин, пострадавший за Христа, мученичеством подражал своему Учителю и Господу.

После этого началось большое гонение на всю Иерусалимскую Церковь. Множество христиан были вынуждены покинуть Иерусалим. Они рассеялись по Иудее, Самарии и прочим соседним областям.

Переселившись в другие города и селения, повсюду они несли благовестие о Христе. Таким образом, несчастье, постигшее Церковь, послужило лишь к ее усилению и росту. Так, другой диакон, по имени Филипп, пошел в Самарию и, проповедуя и совершая чудеса, обратил ко Христу и крестил множество народа.

Обращение Савла

(см.: Деян 9, 1–25)

    

Среди гонителей христиан особую ревность проявлял юноша по имени Савл. Он носил имя первого израильского царя Саула (Савл и Саул — варианты одного и того же имени) и так же, как и древний царь, происходил из рода Вениамина. Его отец был фарисей, и сам он получил фарисейское образование в Иерусалиме, у раввина Гамалиила (того самого, который однажды заступился за апостолов). Савл происходил из города Тарса, расположенного в области Киликия, но от своих родителей наследовал римское гражданство — почетное положение в Римской империи, которое давало тому, кто его имел, определенные права и привилегии. Этого Савла Бог милостью Своей избрал в Свои первоверховные апостолы. В истории Церкви он прославился как Павел. Вероятно, он с рождения носил два имени: еврейское Савл и латинское Павел (что значит «маленький»), но после чудесного обращения, когда он начал проповедь язычникам, его стали называть исключительно вторым именем.

Его обращение произошло так. Узнав, что христианская община появилась и в Дамаске, Савл заручился письмом от первосвященника к синагогам Дамаска. В Дамаске Савл собирался искать иудеев, поверивших в Христа, мужчин и женщин, и, арестовав, вести их на суд в Иерусалим. Внезапно, когда он приближался со своими спутниками к Дамаску, его осиял свет с неба. Он упал на землю и услышал голос <...>: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Савл спросил: кто Ты, Господи? и получил ответ: Я Иисус, Которого ты преследуешь. Пораженный Савл спросил: Господи! что повелишь мне делать? Господь повелел Савлу продолжить путь и обещал, что там ему скажут, что делать дальше. Савл поднялся с земли, но когда открыл глаза, понял, что ослеп. Спутники Савла помогли ему продолжить путь в Дамаск.   

В Дамаске Савла нашел ученик Христов по имени Анания. Сам Господь Иисус Христос, явившись Анании, сказал, где найти Савла, и повелел исцелить его. Брат Савл, Господь Иисус, Который явился тебе на твоем пути сюда, послал меня к тебе, чтобы ты прозрел и исполнился Святым Духом, — приветствовал Анания бывшего гонителя христиан. Телесная слепота — знак духовного ослепления неумеренного ревнителя иудейства — тут же спала, и Савл принял святое крещение.

Побег из Дамаска Побег из Дамаска
    

Несколько дней провел Савл в Дамаске, проповедуя, что Иисус — Сын Божий. Местные иудеи, услышав это, решили убить его. Заручившись поддержкой правителя Дамаска, они хотели подстеречь Савла у ворот города, но христиане спустили будущего апостола Христова по стене в корзине и спасли его от преследователей.

Крещение сотника Корнилия. Приход в Церковь первых язычников

(см.: Деян, гл. 10–11)   

Важным событием в жизни Церкви стало крещение римского офицера — сотника Корнилия со всеми его домашними. До этого к Церкви Христовой присоединялись преимущественно иудеи. Они верили, что в Иисусе исполняются древние пророчества, данные Богом их предкам. Но пришло время Церкви явить свет к просвещению язычников (Лк 2, 32).

Сотник Корнилий жил в Кесарии. Он был благочестивым человеком и верил в Единого Бога. Его положение римского воина не позволяло ему принять веру иудеев и соблюдать закон Моисеев, но он часто искренне молился Богу и творил милостыню. Однажды ему явился Ангел Божий и повелел найти Симона Петра. Он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой, — сказал Ангел. Корнилий тут же отправил слуг в город Иоппию, где, как указал ему Ангел, в доме Симона Кожевника находился апостол Петр. В полдень следующего дня, когда посланные уже подходили к городу, апостол Петр молился на крыше дома. Он проголодался, но пока готовили пищу, Петру было видение: с небес опустилось большое полотно, привязанное за четыре угла. В нем находились разные животные, пресмыкающиеся и птицы. И был к нему голос: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр, видя, что всех этих зверей запрещает есть закон Моисеев, сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда голос сказал ему вновь: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Так было три раза, и потом полотно было поднято на небо.

Апостол Петр задумался об этом видении. Закон Моисеев делил животных на чистых и нечистых и запрещал употреблять в пищу нечистых животных. Это установление напоминало об отделенности избранного Богом народа от всех прочих. Даже входить в дом к язычнику иудею было запрещено. Бог сохранял народ израильский от развращающего влияния язычества, потому что из этого народа, из потомков Авраама, должен был произойти Спаситель мира — Христос. Но теперь, когда Христос явился и пролил на Кресте кровь за всех, Бог призывает в Свой народ всех людей, а не только потомков Авраама. Для крещения первых неиудеев, ищущих спасения, и был избран апостол Петр. Когда посланные от Корнилия разыскали Петра, Святой Дух прямо указал ему идти с ними и не сомневаться.

Крещение сотника Корнилия. XII век, церковь Св. Варфоломея, Льеж, Бельгия Крещение сотника Корнилия. XII век, церковь Св. Варфоломея, Льеж, Бельгия
    

Петр отправился в путь, и на следующий день он и несколько его спутников-христиан вместе со слугами Корнилия прибыли в Кесарию. Корнилий созвал родственников и близких друзей и ожидал их в своем доме. Петр обратился к собравшимся с проповедью. Он рассказывал об Иисусе Христе, о Его жизни и чудесах, о Его распятии и воскресении, о том, что Он придет вновь судить живых и мертвых и что всякий верующий в Него получит прощение грехов. Внезапно во время апостольской проповеди на всех слушавших его сошел Святой Дух. Повторилось то, что случилось с апостолами в день Пятидесятницы — уверовавшие во Христа по проповеди апостола Петра получили дар говорить на различных языках и славить Бога. Апостол Петр велел им принять крещение и пробыть у него еще несколько дней.

Не все христиане в Иерусалиме смогли сразу принять, что к Церкви Христовой присоединились неиудеи, но апостол Петр рассказал им о том, что Бог повелел благовествовать язычникам и о чуде, свидетелем которого он стал. И некоторые из христиан, которые были вынуждены покинуть Иерусалим после убийства Стефана, обратили свою проповедь к язычникам. Многие встречали эту проповедь с радостью и вниманием и обращались ко Христу. Вскоре в городе Антиохии образовалась целая община христиан, в которую входило множество уверовавших во Христа язычников. В то время Антиохия Великая была центром всего Востока и третьим по величине городом в Римской империи (после Рима и Александрии). Узнав о Церкви в Антиохии, апостолы и иерусалимские христиане послали туда для наставления и укрепления мудрого и доброго человека по имени Варнава, а он позвал с собой Савла.

Миссионерское путешествие Павла и Варнавы

(см.: Деян, гл. 13, 14)

    

Здесь, в Антиохии Великой, Савл, он же Павел, и получил от Святого Духа повеление начать апостольскую проповедь. Во время богослужения Дух Святой открыл Церкви, что Бог избрал Варнаву и Павла на особое служение. Получив благословение антиохийской общины, помолившись и наложив на себя пост, апостолы Христовы отправились в путь. Варнава был родом с острова Кипр, именно туда они сперва и направились. На Кипре они своей проповедью и чудесами обратили ко Христу самого правителя острова. После этого они продолжили свой путь, проповедуя в Малой Азии (территория современной Турции), в областях Пергия, Писидия и Ликаония. Во всех городах апостолы основывали общины христиан. Возвращаясь в Антиохию, они еще раз посетили основанные ими церкви и в каждой поставили пресвитеров, которые должны были руководить жизнью церковной общины, а главное, предстоять во время молитвы и совершения богослужения.

Апостольский Собор

(см.: Деян 15, 1–35)

    

Несмотря на то что многие язычники благодаря проповеди апостолов стали веровать во Христа и крестились, не все христиане из иудеев принимали это спокойно. Обращенные ко Христу фарисеи считали, что всем христианам необходимо исполнять закон Моисеев и принимать обрезание. Обрезания и исполнения закона они требовали и от приходивших в Церковь язычников. Чтобы решить этот вопрос, в Иерусалиме собрались апостолы, пресвитеры и простые христиане.

В этом Соборе участвовали также апостол Петр и Варнава с Павлом. После того как они рассказали, какими чудесами и знамениями сопровождалась их проповедь язычникам, слово взял апостол Иаков, прозванный братом Божиим. Он был сродником по плоти Самого Господа Иисуса Христа и предстоятелем Иерусалимской Церкви. Апостол Иаков напомнил собравшимся древние пророчества о вхождении в Церковь язычников и предложил освободить тех из них, кто приходил в Церковь, от исполнения ритуальных требований закона Моисеева.

Участники Собора поддержали апостола Иакова. Было решено написать о своем решении в послании, которое должны были доставить в Антиохию и другие христианские общины. Свое решение участники Собора выразили словами: «Угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме необходимого».

Апостольские труды Павла

    

Вскоре после Собора апостол Павел вновь отправился в путешествие для проповеди благой вести. Сперва он хотел посетить христиан в тех городах, где ранее уже проповедовал с Варнавой и где основал церковные общины. Но Дух Святой, руководивший им, направил путь апостола и в другие страны. В новых странствиях апостола Павла сопровождали Силуан и Тимофей, ставший его учеником и постоянным спутником, а также евангелист Лука, описавший эти путешествия в книге Деяний. Всего Лука описал три апостольских путешествия Павла.

Посетив основанные им церкви в Малой Азии, апостол Павел вместе со спутниками, повинуясь видению, отправился в Грецию. Он посетил многие города в Македонии и Элладе. Обычно апостол Павел, придя в какой-нибудь город, начинал свою проповедь с еврейской синагоги, но при этом большое внимание уделял благовестию язычникам. Многие люди, как язычники, так и иудеи, жаждали услышать от апостола Павла слово о Спасителе. Однако некоторых иудеев раздражала проповедь апостола, а в первую очередь то, что он свободно проповедовал всем, не делая различия между иудеями и язычниками. Они всячески препятствовали проповеди апостола и настраивали против него язычников. Порой сами язычники преследовали апостола, обвиняя его в том, что он проповедует обычаи, неподобающие римлянам, или учит не почитать языческих богов.   

Вот как описывает все эти притеснения сам апостол Павел:

Я... был... в темницах и многократно при смерти... Пять раз иудеи давали мне по сорок ударов без одного. Три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение и однажды провел всю ночь и весь день в открытом море. Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от соотечественников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между ложными братьями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах (2 Кор 11, 23–28).

Апостол Павел старался не просто обратить как можно больше людей, но научить и наставить обращенных. Поэтому он старался в каждом городе, где проповедовал, пробыть как можно дольше и покидал его, как правило, только по принуждению. Во время своего второго путешествия он полтора года прожил в Коринфе, где сблизился с супругами Акилой и Прискилой, а во время третьего путешествия три года жил в Эфесе, уча всех, кто специально стекался послушать его со всей Асийской области.

Миссионерские путешествия апостола Павла Миссионерские путешествия апостола Павла
    

Когда апостол Павел посетил Иерусалим после своего третьего путешествия, иудеи схватили его и хотели расправиться с ним. Апостола спасло только вмешательство римского военачальника, который следил за порядком в Иерусалиме. Но и он не отпустил апостола, а отправил его в Кесарию к проконсулу Иудеи. Проконсул держал апостола Павла при себе два года, желая доставить приятное иудеям, а также надеясь получить от него выкуп. Пробыв под арестом два года, апостол Павел потребовал, чтобы его, как римского гражданина, доставили в Рим на суд самого императора. Путешествие в столицу было долгим и трудным. Прибыв в Рим, апостол ждал суда еще два года. Находясь под домашним арестом, он своим трудом обеспечивал себя, принимал всех, кто приходил к нему, смело проповедовал и учил о Господе Иисусе Христе.

Этим заканчивается повествование книги Деяний святых апостолов. Из Предания мы знаем, что апостол Павел принял мученическую смерть в Риме. Однако есть основания полагать, что мученическая кончина Павла последовала позднее. В этот раз судом императора апостол Павел был оправдан и, освободившись, некоторое время вновь путешествовал, проповедуя Евангелие.

И путешествуя, и находясь в заточении, апостол Павел старался поддерживать общение с основанными им церковными общинами и другими христианами. В Новый Завет вошло четырнадцать его посланий Церквам и отдельным лицам.

Иаков, брат Божий, и его мученическая кончина

    

После убийства первомученика Стефана гонения на Церковь Христову в Иерусалиме не прекратились. Так, по приказу иудейского царя Ирода Агрипы I, внука печально известного Ирода I, был усекнут мечом апостол Иаков Зеведеев, брат Иоанна Богослова (см.: Деян 12, 1–2). Временами преследования ослабевали, но потом возобновлялись с новой силой.

Апостол Иаков, брат Божий, возглавлявший тогда Иерусалимскую Церковь, пользовался большим уважением не только христиан, но и иудеев. Он славился своей благочестивой жизнью и получил прозвание Праведный. Часто он подолгу молился на коленях в Иерусалимском храме, чтобы Бог простил его народ. В 62 году первосвященником иудейским стал Анан II. Он добился того, что синедрион обвинил Иакова в богохульстве и нарушении закона и приговорил к смерти. Апостола Иакова сбросили с крыши храма и на земле добили камнями. Убийство апостола Иакова возмутило даже многих иудеев. Когда в 70 году после поднятого иудеями восстания Иерусалим и храм были разрушены до основания[1], некоторые полагали, что это — наказание за убийство Иакова Праведного.

Гонения Нерона. Мученическая смерть апостолов Петра и Павла   

    

19 июля 64 года в Риме начался страшный пожар. Пламя бушевало пять дней и уничтожило множество жилых кварталов. Поползли слухи, что сам император Нерон из жестокой прихоти велел поджечь город. Нерон, чтобы пресечь эту молву, в постигшем бедствии обвинил христиан. Возбуждая в народе ненависть к ним, про них распространяли самую страшную клевету. Так начались продолжительные государственные гонения на христиан.

Казни христиан сопровождались пытками. Некоторых осужденных одевали в звериные шкуры и отдавали на растерзание псам; других, привязав к столбу, обливали смолой и поджигали с наступлением темноты для ночного освещения; многих затравили зверями на арене цирков. Жестокости совершаемой расправы удивлялся даже языческий историк Тацит, современник этих событий.   

В это время приняли мученическую кончину святые первоверховные апостолы Петр и Павел. Павел, как римский гражданин, был усечен мечом недалеко от Рима, а Петр был распят на кресте вниз головой.

16 июня 2017 г.

[1] Так сбылось предсказанное Господом Иисусом Христом.
×