Языческий мир в ожидании Спасителя

Римская империя в I в. н.э. Римская империя в I в. н.э.
    

Господь Иисус Христос явился в мир как Спаситель всего мира. Он принес искупительную Жертву за весь род человеческий. Бог устами пророка Исаии говорит: Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я Бог, и нет иного (Ис 45, 22). Язычники, не получившие богооткровенного Закона, имели закон, написанный на скрижалях сердца (см: Рим 2, 15). Творец дал всем людям Свои образ и подобие. Любой человек в языческом мире, нравственно чуткий и стремившийся жить праведно, мог опытно познать истинного Бога. Таким, например, был сотник Корнилий (см: Деян 10, 1–48). К познанию истинного Бога язычников вело естественное откровение — красота и совершенство окружающего мира.

Промысл Божий приготовлял языческие народы к пришествию Христа, к восприятию дара спасения и внешними путями. После успешных завоеваний Александра Македонского начинается эпоха эллинизма — синтез греческой и местных восточных культур. Это привело к преодолению языковой и культурной замкнутости между греко-римским миром и народами Ближнего Востока. Греческий язык к I веку до Р.Х. становится международным. Перевод с еврейского языка на греческий книг Ветхого Завета в III веке до Р.Х. был особым делом Божественного попечения о спасении язычников. Священное Писание стало доступно для всех образованных и внимательных к духовным вопросам людей. В книге Деяний святых апостолов рассказывается о евнухе Эфиопской царицы Кандакии, который в дороге читал книгу Пророка Исаии (см.: Деян 8, 2 7–28).

Иудеи, жившие в рассеянии по всему Средиземноморью, оказали активное религиозное влияние на язычников, среди которых жили. Они знакомили их с библейскими пророчествами. Когда святые апостолы вышли на проповедь, многие язычники обратились ко Христу.

Святые отцы писали об особом значении философии для приготовления язычников к будущему принятию христианства. Лучшие представители эллинской философии учили любви к мудрости и истине. Мученик Иустин, святители Василий Великий, Иоанн Златоуст и другие святые отмечали у представителей греческой мысли глубокие предчувствия и прозрения об истинном Боге. Климент Александрийский писал: «Философия нужна была грекам ради праведности, до прихода Господа... Ибо Бог — Источник всякого добра: либо непосредственно, как в Ветхом и Новом Заветах, либо косвенно, как в случае философии. Но возможно даже, что философия была дана грекам непосредственно, ибо она была “детоводителем” (см.: Гал 3, 24) эллинизма ко Христу — тем же, чем и Закон был для евреев» (Строматы. 1, 5).

К принятию христианства Промысл Божий вел языческие народы также через важнейшие исторические события в их жизни. К концу I века до Р. Х. Рим подчинил себе многие народы, создав империю, которая простиралась от Британии до Месопотамии. Одновременно с ростом внешнего могущества Рима традиционное общество переживало кризис, затронувший все стороны жизни. Языческая религия римлян находилась в состоянии глубокого кризиса. «К исходу республиканского периода интеллигенция была, в сущности, настроена скептически по отношению к религии отцов, а разрушение многих старинных храмов — последствие междоусобиц — уронило ее значение также и среди простого народа» (Ф. Ф. Зелинский). Разрушение традиций привело к падению нравственности. Такие традиционные понятия, как честь, долг, доблесть, личное достоинство, мужество и другие, на которых воспитывался римлянин, обесценились. Желание удовольствий, себялюбие, расслабленность, распущенность, корыстолюбие, как ржавчина, изнутри источили общественную мораль.

Острую неудовлетворенность нравственным состоянием общества выразили представители самой влиятельной в то время философии — стоики. Они учили жить согласно с разумной природой. Нравственным идеалом стоиков была внутренняя свобода, бесстрастие. Единственными благами человека они считали добродетели. Этика стоиков научала терпению — безропотно переносить общественные и личные бедствия, но она не давала человеку надежду. Поэтому лучшие представители языческой культуры не могли удовлетвориться пассивным отношением к жизни, а чаяли ее обновления. Они предсказывали новый «золотой век». Так, Вергилий (70–19 до Р.Х.) в «Буколиках», в 4-й эклоге, писал: «К новорожденному будь благосклонна, с которым на смену роду железному род золотой по земле расселится».

    

Святой равноапостольный Константин Великий (Слово перед отцами I Вселенского Собора), блаженный Августин и другие видели в этой эклоге поэтическое выражение тайны о Спасителе мира, Которого чаяли люди.

8 июня 2017 г.

×