Последним судьей израильским был Самуил, которого многие знают как великого пророка. Рождение его было плодом горячей молитвы благочестивой матери Анны, которая была бесплодна. В молитвах она просила сына и обещала дать его в дар Господу на все дни его жизни. Поскольку родители будущего сына принадлежали к колену Левия, то он должен был служить Господу при скинии. Но время служения ограничивалось законом от двадцати пяти лет до пятидесяти (см.: Чис 8, 24–25). Поэтому Анна, обещавшая посвятить сына Господу, дала за сына обет назорейства.
После долгих молитв у Анны родился сын, которому она дала имя Самуил (испрошенный у Бога). В благодарность за это Анна воспела возвышенно песнь Богу, в которой впервые в Священном Писании встречается имя Мессии (греч. Христос): Господь будет судить концы земли, и даст крепость царю Своему и вознесет рог помазанника Своего (1 Цар 2, 10; выделено нами. — Авт.). Эта торжественная песнь-молитва стала одной из библейских песен и легла в основу третьего ирмоса церковных канонов: «Несть свят, якоже Ты, Боже мой, вознесый рог (то есть крепость. — Авт.) верных Твоих, Блаже, и утвердивый нас на камени исповедания Твоего».
Когда Самуил стал отроком, его ввели в скинию. Там он возрастал и служил Господу при первосвященнике Илии. Обязанностью его было следить за исправностью лампад, светильников, которые у древних евреев возжигались вечером и горели неугасимо всю ночь.